А все просто. У казахов и казахской элиты до сих пор сохранился синдром Советского Союза, когда республика получала невероятные по масштабам субсидии на поднятие экономики до предельно возможных высот. Сказалось и то, что Л. Брежнев в свое время работал в руководстве республики. Да, и его сохранившаяся дружба с Д. Кунаевым позволяла решать многие вопросы с полуслова.
Так, и в постсоветские времена они продолжали надеятся по разным причинам на помощь Турков или Германцев, а уж США - это тарелочка с голубой коемочки из которой, так или иначе, прийдется испить дарованного ароматного байхового чая. Ну такая вот надежда у многих до сей поры есть. С другой стороны и натиск. видимо, немалый со стороны грантодателей. Уж очень сильны и коварны эти бандиты с большой дороги. Порой приходится и экс-примьера Королевства в помошники приглашать и отслюнявить, пока чего не вышло и Машкевача к Клинтонихе подкатить за отмазкой и Орден Иудейский на чапан поцепить... Словом, Большая Политика!
США продолжают реализовывать стратегию, призванную ограничивать влияние или вытеснять геополитических конкурентов в стратегически важных регионах по всему земному шару. Это касается и Казахстана, государства, ситуация в котором чувствительна и для России, как партнера по Евразийскому сообществу, и для Китая, имеющего там долгосрочные интересы.
Министр обороны Казахстана Адильбек Джаксыбеков и представитель военного ведомства США Питер Лэвой подписали в Вашингтоне новый план сотрудничества на 2013-2017 год. Стороны договорились разработать программу совместных тренингов и обмена опытом подразделений спецназа.
В ходе встречи заместитель министра обороны Казахстана Талгат Жанжуменов заявил, что одной из основных задач казахских вооруженных сил в ближайшей перспективе будет модернизация и развитие национального ВПК. Министр обороны Казахстана Адильбек Джаксыбеков также подчеркнул заинтересованность в сотрудничестве с целью поддержания мира, получения всеобъемлющего военного образования армейских кадров и обновления боевой техники. Джаксыбеков обратил особое внимание на увеличение числа военных контактов, направленных на развитие Казбрига — воздушно-десантного батальона, получения им передового опыта в операциях под руководством НАТО.
В конце июля текущего года на баланс казахских вооруженных сил был передан учебный городок, по сути, полноценный тренажерный комплекс, выстроенный подразделением армии США «Sea Bees» («Морские Пчелы»), предназначенный для отработки военных операций в условиях, приближенных к боевым.
Со стороны России укрепление военного сотрудничества США и Казахстана справедливо расценивается как попытка Пентагона и Североатлантического альянса создать перманентный военный форпост в азиатском регионе, по совместительству являющийся архиважным местом для Запада в целях контроля за Россией и КНР.
Зачем США Республика Казахстан
Казахстан является членом Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), а также страной, наряду с Россией и пятью другими бывшими советскими республиками, подписавшей Договор о коллективной безопасности (ОДКБ). Казахстан имеет 6846 километровую границу с Россией и 1533 километровую — с Китаем. Прогнозируемые запасы нефти в стране находятся на уровне 100 миллиардов баррелей, что выводит ее на третье место среди поставщиков энергоносителей. Предполагаемые запасы природного газа составляют 5 триллионов кубометров. Казахстан является обладателем крупнейших в мире запасов барита, урана, вольфрама и свинца. Кроме того, в азиатском регионе он находится на втором месте по залежам серебра, хромитов, цинка, на третьем месте — по добыче марганца, уже найдены месторождения золота, железной руды и меди.
На территории Республики Казахстан базируется одна из самых больших космических баз — Байконур, которая в настоящее время находится в аренде у Российского Федерального космического агентства. Поэтому если Казахстан будет развивать тенденцию к все более тесному сближению с США и НАТО, то весьма вероятно, что договоренности с РФ будут пересмотрены.
Согласно данным американского исследовательского центра Jamestown Foundation, США продолжают свои попытки вытеснить из богатого нефтью и стратегически важного региона Россию и Китай. Эта стратегия соответствует поддерживаемому США плану создания Большой Центральной Азии — территории, начинающейся от Афганистана, проходящей через страны Центральной Азии до Ближнего Востока. В частности, тактика путем ратификации ранее упомянутых военных соглашений позволяет американцам в коалиции с силами НАТО использовать аэропорт Алматы как запасной аэродром для истребителей, летающих на территорию Афганистана, что сопряжено с возможностью наблюдать и собирать разведывательную информацию о китайских ядерных объектах.
Кроме того, США при помощи подобных действий наносят удар по престижу возглавляемых Россией ОДКБ и ШОС. «Война с терроризмом» является удобным прикрытием, с помощью которой США постепенно обеспечивает себе постоянное пребывание в Центральной Азии и на Кавказе со стратегическими устремлениями в сторону России, Индии и Китая.
«Многовекторные» интересы Казахстана
С момента обретения страной независимости власти Республики Казахстан позиционировали стиль внешней политики, как «многовекторный», избегая придерживаться односторонних интересов.
Страна придерживается в рамках многосторонних инициатив тесных связей как с Россией, так и с Соединенными Штатами Америки. В 2003 году, несмотря на противодействие со стороны пацифистов, для поддержания сил НАТО в разминировании территории в Ирак был направлен казахский батальон «Казбат». С того момента вооруженные силы Казахстана стали претендовать на активное участие в международных действиях. В прессу, однако, просочилась информация о том, что бойцы «Казбата» были доставлены в Ирак на военно-транспортных самолетах США, поскольку у Казахстана не имелось стратегического потенциала воздушных перевозок.В постсоветское время Вооруженные Силы Казахстана не обошли стороной проблемы коррупции на высших уровнях власти, недофинансирование и ограниченные боевые возможности, связанные с устареванием военного оборудования. Хотя коррупция является чем-то вроде национальной традиции в регионе, важно признать ее пагубные последствия в реформировании войск. Казахстан не скрывает своего желания получать помощь от западных доноров, в первую очередь от НАТО, Турции и США. Как уже отмечалось, Астана согласилась на долгосрочный пятилетний план сотрудничества с американцами. Расходы на оборону Казахстана также будут зависеть от того, насколько эффективно правительство сможет справиться с финансовым кризисом в сочетании со скачками цен на нефть на мировых рынках.
Несмотря на тесные отношения Казахстана с Западом, он продолжает расширять свои связи с Россией путем заключения военных учебных и образовательных соглашений, а также проведения военных учений совместно с РФ. Ко всему прочему, к межгосударственным отношениям зачастую примешиваются геополитические вопросы, обусловленные территориальной близостью к Китаю и РФ.
В настоящее время на примере вооруженных сил Грузии можно сказать, что, несмотря на обучение солдат американскими инструкторами и поставки современного оборудования, результаты реализации военных программ ставят под сомнение их полезность с точки зрения боевого потенциала.
Поэтому пока Республика Казахстан сталкивается с большими внутренними проблемами и остается чувствительной к интересам и Москвы, и Вашингтона, успех будет скромным. Правительство Назарбаева может столкнуться с реальной проблемой, связанной с ухудшением отношений между Россией и Западом. В сущности «многовекторная» внешняя политика Казахстана отнюдь не способствует проведению эффективной военной реформы.
Объективно ведущая роль России в регионе, в частности, из-за территориальной близости, воспринимается другими сильными игроками не всегда адекватно. Планирование стратегии партнерства должно включать в себя механизмы, исключающие межведомственное и межгосударственное соперничество. Понятна и обеспокоенность правительства РФ по поводу мотивов и намерений западных программ помощи со стороны США и НАТО.
Политика обороны и безопасности Казахстана должна быть внятной и восприниматься однозначно любой из сторон. Сегодня же практически все программы сотрудничества, подписываемые Казахстаном, рассматриваются с точки зрения энергетических интересов той или иной державы в Каспийском море.Вашингтон активно поддерживает «энергетическую независимость» стран региона и видит распределение каспийского трубопровода как контрудар по доминированию России в энергоресурсах. США активно лоббировали соглашение между Республикой Казахстан и Азербайджаном, которое позволило Астане прокачивать нефть через трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, нивелируя зависимость от Москвы. С другой стороны, политическое и экономическое влияние России в регионе набирает обороты, и вполне возможно, что со временем США могут не удержать здесь свое влияние, а Нурсултан Назарбаев продолжит искусное лавирование в море внешней политики Казахстана, не без труда пытаясь получить для своей страны максимальную выгоду.