ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Петр Алексеевич, «огромные рынки» Европы в вашем распоряжении!

Петр Алексеевич, «огромные рынки» Европы в вашем распоряжении!


3-08-2013, 13:21. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Петр Алексеевич, «огромные рынки» Европы в вашем распоряжении!

 

 

Давно удивляло чрезмерно либеральное отношение России к иным украинским бизнесменам, принимающим активное участие в политике. В частности, к Петру Порошенко.

 

Принадлежащая ему компания Roshen ежегодно зарабатывает на рынке России сотни миллионов долларов, из года в год наращивая свои «российские» прибыли. По состоянию на 2012-й на долю Roshen приходилось 3,2% российского рынка кондитерских изделий (6-е место среди производителей) – цифра немалая. Прямо-таки «зеленый коридор» для Петра Порошенко. За что, спрашивается, такие привилегии?

 

Ведь на что шли и идут ныне средства, в т.ч. полученные на российском рынке? В прошлом г-н Порошенко – один из главных спонсоров «Нашей Украины» и Виктора Ющенко, чьи «большие симпатии» и «дружественная политика» по отношению к России в дополнительных комментариях не нуждаются. Тот таки Порошенко — владелец «5 канала», который вот уже десять лет ведет откровенно антироссийскую пропаганду. Одним из наиболее ярких образцов ее, кстати, стало освещение недавнего визита в Украину Владимира Путина и патриарха Кирилла.

 

Ситуация в общем-то абсурдная: средства, зарабатываемые благодаря России, используются на антироссийские проекты. Кто-то, очевидно, заметит: мол, не надо привносить в бизнес политические мотивы. Однако это общемировая практика, когда те или иные государства создают препятствия для компаний, если деятельность последних признается вредной для их (государств) интересов. Те же США регулярно составляют списки компаний, которым не просто закрывается доступ на американский рынок, но с которыми американским фирмам запрещено сотрудничать. В этом списке многие российские компании, например, сотрудничающие с Ираном, ибо это не отвечает внешнеполитическим интересам Вашингтона. Но разве политический курс г-на Ющенко (чьим спонсором выступал г-н Порошенко) – был менее вреден для российских интересов?

 

Ныне Петр Порошенко – один из наиболее активных пропагандистов т.н. «европейского выбора» (вариации на тему «геть від Москви!»). Деньги Петр Алексеевич зарабатывает преимущественно в России, а Украину настойчиво проталкивает в орбиту Запада. Очевидно, потому что долгое время отсутствует взаимосвязь между политической позицией и возможностью получать прибыль на российском рынке.

 

Но очевидно, «золотое времечко» на российском рынке для Петра Алексеевича закончилось. Хотелось бы на это надеяться — как стороннику восточного вектора развития Украины и максимально глубокой украинско-российской интеграции. Ведь, как показывает практика, ничто так не действует на представителей украинской т.н. элиты, как удар по их личному карману. Роспотребнадзор ввел запрет на поставки в Россию продукции украинской компании Roshen. Как пояснил главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко, экспертиза продукции Roshen, отобранной в торговых сетях Москвы, показала, что кондитерские изделия «не соответствуют заявленным параметрам».

 

По словам г-на Онищенко, в шоколаде молочном «Рошен» был обнаружен бензопирен. Для экспертизы из торговых сетей Москвы была отобрана продукция киевской, винницкой, мариупольской и кременчугской фабрик Roshen. «Нарушены требования к качеству и безопасности. Есть основания говорить о системных нарушениях действующего в нашей стране законодательства о защите прав потребителей», — указал глава Роспотребнадзора по результатам проверки. Заметим, что еще в середине июля Геннадий Онищенко отмечал, что есть проблемы с качеством кондитерских изделий, поступающих в Россию из Украины, в частности, называл продукцию Roshen, которой особенно недовольны в его ведомстве. «К сожалению, наши подозрения оправдались, о чем мы искренне сожалеем», — отметил глава Роспотребнадзора 28 июля.

 

На следующий день г-н Онищенко заявил, что дополнительные исследования подтвердили уверенность возглавляемого им ведомства в опасности продукции украинской компании Roshen. «Мы продолжили работу по исследованию кондитерских изделий производства фирмы «Рошен». К сожалению, в результате дополнительных исследований образцов ситуация не изменилась, даже усилились опасения, которые были нами высказаны. На основании этих опасений было принято решение о запрете ввоза на территорию России», — сказал он. В настоящее время запрещен ввоз в Россию продукции четырех кондитерских фабрик компании «Рошен» — киевской, винницкой, мариупольской и кременчугской. Однако этот «черный список» может вскоре расшириться: «Мы усиливаем контроль за мучными кондитерскими изделиями этого предприятия. Дано поручение исследовать возможность ввоза на территорию России продукции литовской и венгерской фабрик этой фирмы», — добавил глава Роспотребнадзора.

 

Таким образом, можно говорить о том, что крупнейшая на Украине компания — производитель кондитерских изделий, собственником которой является Петр Порошенко, столкнулась с серьезными проблемами в плане доступа на российский рынок, являющийся в свою очередь основным внешним рынком сбыта продукции Roshen.

 

По данным ассоциации «Укркондпром», обратившейся к украинскому правительству с призывом «уладить» вопрос с запретом на поставки в РФ кондитерских изделий Roshen, убытки компании г-на Порошенко могут достигать 135 млн. грн ежемесячно (а это 1,6 млрд. в год).

 

Как и следовало ожидать, дружно посыпались заявления об «очередных фактах давления» со стороны России – принуждающей-де Украину к вступлению в Таможенный союз.

 

Например, такое мнение высказал экс-министр иностранных дел г-н Огрызко в комментарии Радио «Свобода»: «По моему мнению, случайных совпадений в заявлении Онищенко быть просто не может. За «Рошеном» будут трубы, за трубами будут сыры, за сырами будет еще что-то. Это — одна и та же линия. Более того, я побаиваюсь, что этим не ограничится и что чем ближе к Вильнюсскому саммиту, тем угроза нестандартных ситуаций в Украине будет расти».

 

В том же ключе высказался руководитель экономических программ Центра им. Разумкова г-н Юрчишин: «Это экономическое давление со стороны России, которая таким образом подталкивает и принуждает Украину к вступлению в Таможенный союз». По его мнению, стоит ожидать ограничений на ввоз в Россию и других украинских товаров («Коммерсантъ Украина», №126 (1829), 30.07.2013).

 

«Давление» России (и не только ее, напомним, что еще весной ввоз украинских кондитерских изделий ограничила Белоруссия) есть не что иное, как защита таможенного пространства ТС. О чем официальный Киев был многократно предупрежден ранее. С 2010 года на каждой встрече российских и украинских представителей регулярно звучит тезис о том, что отказ Украины от вступления в Таможенный союз будет означать проблемы с доступом на рынки стран ТС.

 

Одна из форм защиты внутреннего рынка, широко применяемая в мировой практике, это использование разного рода нетарифных ограничений. Что это такое – Украина хорошо знает. В начале 2012-го Роспотребнадзор запретил ввоз украинских сыров из-за того, что в них содержалось пальмовое масло. По данным Национальной ассоциации молочников «Укрмолпром», которые приводит «Коммерсантъ Украина», в 2012 году производство жирных сыров снизилось на Украине на 7,6%, сычужного сыра — на 11,1%. По подсчетам Института экономики и прогнозирования НАН Украины, из-за запрета на поставки в Россию молочный бизнес ежемесячно недополучал более $26 млн.

 

Или более свежий пример – утилизационный сбор на автомобили (также являющийся одним из вариантов нетарифных ограничений). Эта мера касается производителей из многих государств, но сейчас мы говорим об Украине. Не далее как 29-30 июля во время консультаций между ЕС и РФ в Брюсселе при участии украинской стороны последняя посетовала: «Введение РФ утилизационного сбора на автомобили привело к резкому (более чем вдвое) сокращению производства в Украине транспортных средств в 2013 году, а также — падению экспорта отечественных автомобилей в России на 75% по сравнению с первой половиной 2012 года», — говорилось в сообщении Минэкономразвития.

 

Одним из вариантов нетарифных ограничений является применение санитарных и фитосанитарных норм – под них и попала продукция компании Петра Порошенко.

 

Правилам ВТО это не противоречит, ибо Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер признает за странами — участницами право вводить эти меры при наличии достаточных обоснований (даже устанавливать более высокий чем общепризнанные мировые стандарты национальный уровень санитарной и фитосанитарной защиты). Но с научными обоснованиями, как правило, проблем не возникает. США, к примеру, только в 1997 г. отменили запрет на ввоз мексиканских авокадо (Мексика – крупнейший мировой производитель авокадо), действовавший с 1914 года (!) по «фитосанитарным соображениям» — притом что ни для кого не являлось секретом, что данный запрет был введен по требованию калифорнийских производителей указанной культуры. Ну, а самый распространенный случай применения фитосанитарных норм в качестве протекционистской меры – запрет на ввоз мяса под предлогом болезни животных. Однако Петру Алексеевичу ли быть в печали? Да и безальтернативным евроинтеграторам из украинской власти не о чем волноваться. Европа же есть с огромнейшим-преогромнейшим рынком!

 

«Уявіть собі, угода про вільну торгівлю означає, що українські товари мають вільний доступ на ринки європейських країн», — рисовал публике заманчивые перспективы евроинтеграции Петр Порошенко 4 декабря 2009-го, будучи министром иностранных дел.

 

В ходе телемарафона «Украинская независимость» на «5 канале» 24 августа 2011-го Петр Алексеевич хвастался своими евроинтеграционными заслугами времен «оранжевого» режима: «С моей легкой руки это тогда стало называться ассоциированным членством Украины в Европейском Союзе, которое предусматривало чрезвычайно важные базовые принципы четырех свобод: свобода движения товаров, через соглашение о свободной торговле; свобода движения услуг, через составные элементы соглашения о свободной торговле; свобода движения капиталов; и свобода движения рабочей силы через безвизовый режим, причем с правом для украинских граждан на работу».

 

С позиций члена правительства уже при нынешней власти г-н Порошенко объяснял в эфире «Шустер Live» 30 марта 2012-го, почему необходимо подписывать соглашение о политической ассоциации и создавать ЗСТ с ЕС: «Я как министр экономического развития должен говорить, что у нас сейчас открываются огромные рынки, на которых присутствие украинских товаров, украинских производителей и услуг было, фактически, запрещено».

 

О том же в июле 2012-го на брифинге по случаю Дня работника торговли: «Я хотел бы поздравить всех с парафированием соглашения о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС, поскольку это чрезвычайно сложная работа. Мы отработали и подписали больше тысячи страниц текстов и таблиц. После того, как будет подписан договор, украинскому производителю на европейский рынок будет открыт наибольший рынок в мире».

 

Разве не владелец компании Roshen много лет рассказывает украинской публике о захватывающих дух перспективах, которые откроются перед Украиной и ее товаропроизводителями вследствие соглашения о политической ассоциации, составной частью которого является ЗСТ Украина-ЕС? И один из аргументов таких, как Порошенко, в дискуссии – куда Украине следует двигаться, в направлении Европы или Таможенного союза — это «огромный рынок» ЕС, по своей емкости в разы превосходящий рынок ТС.

 

Само собой (и об этом «2000» ранее не раз писали), сей «аргумент» есть чистой воды нечистоплотная манипуляция, ибо важна не емкость того или иного рынка вообще, а емкость тех рыночных ниш, на которые потенциально могут претендовать украинские товаропроизводители. Но раз евроинтеграторы вроде Петра Алексеевича стоят на своем, то так тому и быть.

 

«Огромный рынок»… «Самый большой рынок в мире»… Послушать Порошенко со товарищи, рынок Европы поглотит все украинские товары – только успевай производить да отгружать.

 

Так что Петру Алексеевичу, как говорится, и карты в руки. Пусть на примере своей компании продемонстрирует – что означают на практике тезисы о неимоверной емкости европейского рынка и его преимущества перед рынком ТС.

 

 

Сергей ЛОЗУНЬКО


Вернуться назад