ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Ассоциация во имя деградации: аграрный и машиностроительный аспекты (об ассоциации Украины с ЕС)

Ассоциация во имя деградации: аграрный и машиностроительный аспекты (об ассоциации Украины с ЕС)


29-07-2013, 18:17. Разместил: poisk-istini

Ассоциация во имя деградации: аграрный и машиностроительный аспекты

Информационный дискурс вокруг ноябрьского саммита ЕС в Вильнюсе (на котором, возможно, будет подписано соглашение об ассоциации Украины с ЕС) напоминает убаюкивающую мелодию ярмарочной шарманки. «Двери Европы не закрыты», «всё будет зависеть от решительности Украины», «неподписание соглашения станет для вашей страны упущенной возможностью». Европейские дипломаты отыгрывают привычную роль мудрых воспитателей, обещающих награду за честный упорный труд. Что станет наградой, обычно не уточняется — не считать же фразы о европейском выборе и европейских ценностях достаточным ответом.

Усилия, которых от Украины ждёт Европа, перечисляются более подробно. По словам посла Великобритании на Украине С. Смита, речь не идёт даже о сухом перечне пунктов. Европа ждёт от украинской власти прогресса в трёх основных вопросах:

— доведение до конца выборов 2012 года. Имеются в виду перевыборы в пяти спорных округах. В последнее время вместе с перевыборами в округах упоминается также требование провести выборы в Киевсовет;

— проблема избирательного правосудия, то есть освобождение Ю. Тимошенко;

— выполнение повестки дня ассоциации Украина — ЕС.

Всё это настолько часто звучало в СМИ, что некоторые всерьёз считают озвученные требования своего рода платой Украины за ассоциацию с Европой. Однако, как верно заметил британский посол, это не плата, а лишь усилия. О плате предпочитают не говорить публично. МИД Украины ещё в 2012 году отказался продемонстрировать общественности текст договора об ассоциации. Впрочем, в ноябре прошлого года KyivWeekly разместила текст договора на своём сайте. Возможно, к настоящему моменту текст договора мог претерпеть некоторые изменения, однако лишь косметические. История заключения договоров об ассоциации свидетельствует об их типовом характере. Ключевые положения (вроде создания ЗСТ) кочуют из договора в договор.

Логично было бы за несколько месяцев до саммита в Вильнюсе снова обратить внимание на зоны риска предстоящего соглашения.

Ассоциация ассоциации рознь

Договоры об ассоциации, которые заключал ЕС в последние 15–20 лет, можно грубо разделить на 3 группы:

— договоры об ассоциации со странами бывшего соцлагеря и Прибалтикой. Предусматривали экономическую интеграцию как первый шаг к интеграции политической, что в итоге и произошло;

— ассоциация со странами бывшей Югославии. Была призвана в краткие сроки восстановить разрушенную войной экономику новообразованных стран. Для этого, в частности, ЕС отменял пошлины на ввоз товаров из этих стран даже до подписания соглашений;

— ассоциация с арабскими государствами Средиземноморья. Не предполагала политической интеграции, а ЗСТ создавалась с оговорками, фактически нивелирующими прилагательное «свободной».

Соглашение, которое предлагают подписать Украине, ближе как раз к последней группе. Ни политические причины, ни причины безопасности не стимулируют ЕС создавать режим наибольшего благоприятствования для украинского экспорта и уж тем более — отменять пошлины до подписания соглашения. Наоборот, в условиях экономического кризиса ЕС сам заинтересован в рынках сбыта. Ради чего готов даже подписать это соглашение с правительством В. Януковича — не самой комфортной для европейских политиков фигуры.

ЗСТ vs украинский АПК

Товарная структура украинского экспорта за 2012 год показывает, что более четверти украинского экспорта в прошлом году пришлось на продукцию АПК и её переработку (4 группы товаров, дающих в сумме 26% валютной выручки). Члены правительства не раз заявляли, что украинский АПК может и должен стать локомотивом украинской экономики.

Однако ЗСТ, создание которой предусматривается соглашением об ассоциации, может помешать этим амбициозным планам. Как известно, ЕС субсидирует собственное сельское хозяйство, что ставит украинскую переработку в заведомо невыгодные условия.

При этом «зона свободной торговли» не совсем корректный термин для описания торговых отношений Украины и ЕС после подписания соглашения. Название «Перечень квотированных поставок» подходит больше. Большую часть текста соглашения составляют приложения с детализацией условий торговли. Наибольшие квоты на сырьё, наименьшие — на полуфабрикаты и готовую продукцию.

Следует отметить, что европейские пошлины будут отменены только в 2023 году. До этого срока они лишь ежегодно понижаются. Со стороны же Украины, за некоторыми исключениями, предусмотрена отмена экспортных и импортных пошлин уже с 2014 года.

ЗСТ vs украинское машиностроение

С точки зрения географической структуры экспорта, ЕС по итогам 2012 года стал лишь третьим по важности торговым партнёром Украины (25,3% объёма экспорта) после стран СНГ (36,5%) и стран Азии (25,7%). При этом именно две последние группы стран являются основными потребителями украинского машиностроения. Да, Украина всё ещё торгует чем-то посложнее зерна, минерального сырья и металлургического полуфабриката. По данным Госстата, машиностроение принесло Украине в прошлом году 18,9% экспортной выручки. И именно оно вместе с перерабатывающей промышленностью рискует попасть под удар ЗСТ.

Соглашение предусматривает принятие европейских стандартов (EN) в качестве национальных и отказ от действующих украинских, включая межгосударственные стандарты СНГ. На замену стандартов Украине отводится 4–5 лет, по прошествии которых экспортная выручка от машиностроения может серьёзно сократиться.

Причём речь идёт не только о борьбе за рынки продукции высокого передела. Фактически вместе с импортом европейских товаров, для которых мы должны открыть границы, нам предлагают «импортировать» и европейскую безработицу, что повлечёт за собой структурный сдвиг ещё в ряде отраслей, в первую очередь в науке и образовании. Зачем готовить соответствующих специалистов, если через 5–10 лет то же машиностроение будет существовать в лучшем случае в виде отвёрточной сборки для рынка ЕС?

Предлагаемые условия «свободной торговли» — серьёзная заявка на присвоение Украине статуса «банановой республики», причём без всяких кавычек.

Экономические аргументы пасуют перед политическими?

Украинская сторона имеет свои причины для подписания соглашения, и структура украинского экспорта — не самое важное, что беспокоит Банковую. Соглашение об ассоциации — важный аргумент в переговорах с Москвой и МВФ. Кроме того, впереди две избирательные кампании (выборы депутатов местных советов-2014 и президентские выборы-2015). Велик соблазн успеть подписать соглашение до выборов, причём неважно, какими окажутся экономические результаты. Политический эффект соглашения будет трудно оспаривать в первую очередь украинской оппозиции — традиционным еврооптимистам.

Кроме того, именно соглашение об ассоциации может стать для команды Януковича своего рода индульгенцией, в том числе в случае смены власти в 2015 году. Все эти аргументы в результате могут перевесить здравый смысл в пользу «якось воно буде». Тем более что экспортная выручка бизнеса семьи президента (продажа энергетического угля) от подписания соглашения с ЕС никак не пострадает. 


Вернуться назад