ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Военный эксперт Игорь Коротченко: «Проблема с аварией ракеты комплексная»

Военный эксперт Игорь Коротченко: «Проблема с аварией ракеты комплексная»


19-07-2013, 20:30. Разместил: virginiya100

Военный эксперт Игорь Коротченко: «Проблема с аварией ракеты комплексная»


19 июля 16:43
 
Основной причиной аварии «Протона-М», которая произошла в начале июля, замглавы Роскосмоса Александр Лопатин назвал неверную установку датчиков угловых скоростей. Что необходимо предпринять, чтобы впредь подобное не повторилось?
Военный эксперт Игорь Коротченко: «Проблема с аварией ракеты комплексная» - Игорь Коротченко. Фото: Алексей Исаев / «Файл-РФ».
Игорь Коротченко. Фото: Алексей Исаев / «Файл-РФ».

Комментирует главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь КОРОТЧЕНКО.

– Полагаю, что заявление столь высокопоставленного лица основано на объективных материалах расследования, в том числе на всестороннем изучении остатков конструкции «Протона». Судя по всему, действительно выявлена основная причина аварии – неправильная установка датчиков, от которых в значительной степени зависела работа системы управления ракетой.

 

Безусловно, это вопиющий факт – если при установке была перепутана ориентация датчиков и некоторые из них оказались перевёрнутыми на 180 градусов относительно штатного состояния. Причём в таком ошибочном положении их установили с применением определённых физических усилий, поскольку в подобных конструкциях обычно предусмотрено то, что называется «защитой от дурака». Подобная «защита» обязательна при монтаже датчиков и других важных элементов ключевых узлов ракетно-космической техники.

В данном случае налицо факт вопиющей халатности, ибо ошибкой это назвать нельзя. Приходит на ум и другая вещь, которую, может, в какой-то степени и «неловко» прямо называть, однако и исключать тоже не следует – возможная диверсия по тем или иным причинам. Например, сведение счётов с руководством, какие-то иные личные мотивы, которые могли заставить того или иного работника, участвовавшего в монтаже, совершить вышеуказанную «ошибку».

 

Как бы то ни было, к расследованию должны, на мой взгляд, подключиться и органы Федеральной службы безопасности, занимающиеся контрразведывательным обеспечением стратегических объектов. Речь идёт, прежде всего, о службе экономической безопасности ФСБ как самостоятельной структуре, осуществляющей контроль за безопасностью в промышленности. Нужно тщательно провести расследование, чтобы установить конкретного виновника – вольного или невольного, одного человека или группу лиц…

 

Необходимо в дальнейшем регулярно вести видеозапись всех основных участков сборки и монтажа ракетно-космического оборудования (такую запись, в частности, стали в своё время использовать при работах над «Булавой») – с тщательным документированием в отношении как технологических операций, так и лиц, которые их станут проводить. Чтобы были материалы объективного контроля и для проверочных мероприятий, и, самое главное, для оценки качества при выпуске столь сложной техники.

 

Вице-премьер Дмитрий Рогозин предложил проверить на полиграфе всех возможных виновников аварии. Это, наверное, правильно, но вообще такую проверку не мешало бы проводить ещё на этапе приёма на работу людей, которым приходится трудиться на наиболее ответственных участках этой чрезвычайно сложной и наукоёмкой отрасли. Да и саму систему подобных проверок в России нужно совершенствовать.

 

Проблема с аварией «Протона», безусловно, комплексная. При том, что допущены столь вопиющие нарушения технологической дисциплины, я бы не исключал любые версии, которые нуждаются в отработке, тщательной проверке. С тем, чтобы мы, наконец, ушли от таких явлений, которые бьют по престижу страны и российской космической отрасли, крайне негативно отражаются на наших коммерческих позициях на рынке космических запусков. Всё это очень болезненно и для экономики, и для репутации нашего государства.

 

Требуются ужесточение технологической дисциплины, контроля над качеством работ, более чёткое определение приоритетов в кадровой политике, повышение зарплат специалистов. Когда люди получают мизерные зарплаты, ожидать от них предельно качественного отношения к своему делу вряд ли приходится. А самое, пожалуй, главное – это устранение образовавшегося разрыва между стариками и молодёжью. Нужны морально и финансово мотивированные кадры – рабочие, инженеры, техники, которые были бы привержены принципам патриотизма, высокого профессионализма, ответственности за своё дело. Надо менять ситуацию и вокруг космической отрасли, чтобы работа в ней была престижной, в том числе и на рабочих специальностях.


Вернуться назад