ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Региональная интеграция как орудие влияния России в государствах Средней Азии ("Iras", Иран)

Региональная интеграция как орудие влияния России в государствах Средней Азии ("Iras", Иран)


18-07-2013, 16:16. Разместил: poisk-istini

Региональная интеграция как орудие влияния России в государствах Средней Азии

("Iras", Иран)

Очевидно, развитие сотрудничества с другими странами в области обороны и безопасности станет главным орудием Москвы в процессе усиления своего влияния в регионе. Подобная политика может оказаться эффективной в деле повышения международного престижа России.

После распада СССР страны ближнего зарубежья имеют первостепенное значение для этой страны, и она считает их сферой своих жизненных интересов. По этой логике Россия должна быть гарантом безопасности и политической стабильности этих стран, а значит, предпринимать особые меры для поддержания мира на их территориях. В процессе формирования политических структур в постсоветское время в центральноазиатском регионе Россия пристально следит за своими интересами и ведет активную и конструктивную политику в военной, государственной и экономической сферах.

Угрозы безопасности России в регионе

После развала Советского Союза политика безопасности России изменила свое направление с запада на юг. Еще до прихода к власти Путина российская политическая элита и высшие военные чины были убеждены, что в средне- и долгосрочной перспективе им придется столкнуться с угрозами национальной безопасности на южных рубежах страны . Наряду с кавказским регионом, всегда отличавшимся высоким уровнем нестабильности, Средняя Азия также стала вторым объектом особой озабоченности России. С началом президентства Путина российские власти стали уделять большое внимание косвенным угрозам своей безопасности, возникавшим со стороны среднеазиатских государств. С этой целью Россия старалась оказывать содействие процессу интеграции в Средней Азии и на Кавказе с помощью заключения разных договоров, в частности, Договора о коллективной безопасности и Декларации о создании Шанхайской организации сотрудничества, и таким образом создать основу для укрепления своей безопасности. Россия стала отдавать еще больший приоритет политике безопасности в отношении стран ближнего зарубежья. Исходящие оттуда угрозы принято разделять на три группы: косвенные риски и возможность нарушения государственных границ, увеличение активности террористических группировок в самой Средней Азии и на ее окраинах, а также обострение противоречий внутри самих среднеазиатских республик. Основная стратегия России для предотвращения данных угроз сводится не только к укреплению собственных границ и (при возможности) границ самих региональных государств, но и противостоянию косвенным угрозам национальной безопасности и терроризму.

 



Атаки террористов 11 сентября оказали решающее влияние на среднеазиатский регион, страны которого из-за своего соседства с Афганистаном вошли в орбиту американской стратегии по борьбе с движением Талибан. За короткий промежуток времени в разных частях Средней Азии возникло сразу несколько военных баз США. Эта ситуация заставила Россию реагировать должным образом и противостоять расширению американского влияния в регионе, снижая угрозы собственной безопасности. Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ) посредством структуры общего командования предоставляет России возможность реализовать свой абсолютный контроль над военными силами Средней Азии и всеми членами самой организации.

Поездка Путина в Киргизию

28-29 мая нынешнего года президент России Владимир Путин посетил столицу Киргизии Бишкек для участия в неформальном саммите ОДКБ. Правда, на этой встрече присутствовали не все представители стран-участниц. Так, отсутствовали активные участники организации, такие как президент Белоруссии Александр Лукашенко и его армянский коллега Серж Саргсян.

Поездка Путина в Киргизию важна по двум причинам. Первая – экономическая – сводится к тому, что Россия надеется на присоединение Киргизии к Таможенному союзу. Бишкек все еще не принял окончательного решения по поводу вхождения в союз, который в настоящее время объединяет Россию, Белоруссию и Казахстан. Однако лидеры Таможенного союза, имеющие большие шансы на успех, заверили киргизских партнеров, что в случае присоединения к нему Киргизии ее торговля с другими членами увеличится в несколько раз, киргизский экспорт значительно возрастет, а работодатели получат еще большие возможности. Учитывая экономические трудности Киргизии, членство в Таможенном союзе будет для нее выгодным.  С присоединением к союзу республика получит особые преимущества и доступ к более крупным рынкам, чем свой собственный.


Тем не менее не вызывает никаких сомнений, что главной целью визита российского президента были именно проблемы безопасности, и экономика стояла на втором плане. Участие в саммите ОДКБ является важным фактором региональной стабильности, позволяющим анализировать проблемы военно-технической и политической областей. Кроме того, Путин отправился в Бишкек с целью обсудить в ходе переговоров такие вопросы, как предотвращение национальных угроз, укрепление таджикско-афганской границы и борьба с контрабандой наркотиков и экстремизмом. В ходе саммита была поставлена задача выработать общий подход к проблеме безопасности и стабильности Афганистана после вывода оттуда международных сил, запланированного на 2014 год. Путин также провел отдельные встречи с президентом Киргизии Алмазбеком Атамбаевым и главой Таджикистана Эмомали Рахмоном.

В самой Киргизии располагается одна из ключевых американских военных баз. Некоторые аналитики убеждены, что визит Путина в Бишкек демонстрирует новую агрессивную политику Москвы в регионе ее геополитического влияния. В 2010 году Киргизия сначала под руководством президента Розы Отунбаевой, а потом Алмазбека Атамбаева превратилась в фактический оплот Пентагона, и дело не только в создании американской военной базы в Манас. На территории Киргизии строится часть нового, так называемого южного, противоракетного комплекса США. В него входят 26 мощных радаров, которые могут зафиксировать любые объекты на большом расстоянии от Киргизии. Центром этого комплекса станет аэронавигационная станция, которую строит подрядчик Пентагона, некая турецкая фирма Cerka.

В настоящее время угрозами Киргизии можно считать сохранение напряженной ситуации в Ферганской долине, а также нестабильность на границах с Таджикистаном и Узбекистаном, которые потенциально могут стать каналами для наркотрафика в Россию. Киргизия важна для России по многим причинам, главной из которой является географическое и геополитическое положение среднеазиатской республики. Кроме этого, на территории Киргизии в Манасе расположена американская авиабаза – кость в горле для русских. Хотя в новых соглашениях с Бишкеком Москве удалось продлить собственную аренду киргизской авиабазы Кант сроком еще на 15 лет.


Авиационная база Кант имеет особое значение как единственный плацдарм в Средней Азии для сил быстрого реагирования военного командования ОДКБ. Следует напомнить, что в прошлом сентябре Россия и Киргизия договорились о продлении срока присутствия российских войск на авиабазе Кант до 2032 года. Помимо этой авиабазы, находящейся под контролем ОДКБ, Россия располагает и другими военными объектами на территории Киргизии и планирует подчинить их некой инстанции единого командования.

 


Официальные представители киргизских властей, включая самого президента Атамбаева, многократно заявляли, что намерены закрыть авиабазу в Манасе, арендуемую американцами. Сама авиабаза находится в главном аэропорту киргизской столицы и в настоящее время используется для транзита воинских частей и военной техники для операций Вашингтона в Афганистане. Сейчас в Манасе базируется около 1200 американских военнослужащих. Некоторые источники утверждают, что авиабаза в Манасе будет находиться под управлением американцев максимум до конца 2014 года, а затем им придется ее покинуть. Именно эти вопросы представляют особую важность для кремлевского руководства.

Подведение итогов

Спустя более чем два десятилетия после распада Советского Союза Россия все еще пытается найти свое место в сложной системе многополярного мира. На протяжении последних лет Россия предпринимает значительные усилия для восстановления своего международного авторитета. В связи с этим она стремится укреплять свои позиции в регионе Центральной Азии  и развивать отношения с государствами, входящими в Содружество независимых государств. Для сохранения своей ведущей роли среди республик, образовавшихся после распада Советского Союза, Россия укрепляет собственную безопасность на чужой территории.


Учитывая существующие угрозы, Москва стремится восстановить свою безопасность и могущество, утраченное в результате развала СССР. В постсоветский период произошло много перемен. Если прежде взаимодействие образовавшихся государств находилось на низком уровне и Россия была лишена прошлого авторитета, то сейчас эта страна достигла определенного могущества и стабильности, что позволяет ей восстанавливать свое военное сотрудничество с бывшими советскими республиками под лозунгом борьбы с терроризмом и экстремизмом. Свидетельствуют об этом перемены, происходящие в ОДКБ.

Принимая во внимание то, что этот договор представляет собой первую попытку России изменить структуру безопасности, оставшуюся с советских времен, целью России, вероятней всего, является сохранение своего традиционного господства в регионе, предотвращение влияния своих соперников, таких как США, НАТО и даже Китай, а также контроль за путями транзита энергии и энергетического сырья. Важно, что осуществлять эти цели планируется за счет увеличения активности стран-участниц ОДКБ.

Некоторые эксперты убеждены, что используя процесс интеграции в бывших советских республиках, Россия намерена установить собственный контроль над соседними странами. Одним из средств на пути достижения этой цели является ОДКБ, которую Москва стремится превратить из символического политического образования в прочный военный союз. В любом случае, развитие отношений с региональными государствами в области обороны и безопасности, вероятно, станет главным орудием Москвы для усиления своего влияния в Средней Азии. Такая политика может содействовать укреплению международного престижа России. А пока эта страна оказывает сильное давление на среднеазиатские республики с целью двустороннего сотрудничества и образования системы региональной безопасности.


Вернуться назад