Речь идет о легальной и на первый взгляд далекой от жестокости форме притеснения. «Но скоро наступит момент, когда подходящим словом для описания этого явления станет слово "преследование"». Так заканчивается обширное эссе о секуляризации в Европе, опубликованное в американском журнале First Things, выразителе консервативного католицизма в США. Эссе Пола Коулмана «Вера в Европе была приватизирована» рассказывает о европейском архипелаге нетерпимости, о революции в области христианства на Западе, о «его тотальной и полной приватизации».
«Западная Европа — это единственный регион мира, где христианство находится в упадке, а сами христиане подвергаются давлению и скрывают свою веру, что не практикуется даже в странах, которые только номинально считаются христианскими, — пишет Коулман. — Причина этого кроется не в преследованиях, а в приватизации. В Европе была проведена четкая разделительная линия между верой и религиозной практикой. Христианам постоянно напоминают о том, что они могут верить во что угодно и делать что угодно внутри своих храмов, но не должны выносить это на широкую публику. Это наилучший способ сделать христианство частным делом и удерживать христиан в определенных рамках. В сегодняшней Европе насчитывается дюжина законов, которые препятствуют христианам высказывать свое мнение по противоречивым вопросам не только в общественных местах, но и с амвона, а также в частных беседах. Эти запреты подкрепляются и уголовным законодательством». Коулман перечисляет основные случаи и сентенции Брюсселя.
«Несколько лет тому назад шведский пастор Аке Грин (Ake Green) был осужден на месяц тюремного заключения за то, что проповедовал библейское учение о сексуальной аморальности в своей маленькой церкви в Боргхольме». Преступление Грина заключалось в «отсутствии уважения к гомосексуалистам». Это новое преступление в Швеции влечет за собой наказание до четырех лет тюрьмы. «К счастью, Грину помогла реклама, и Верховный суд оправдал его через два года после того, как он произнес свою проповедь. Но вместо того, чтобы отменить цензуру, многие европейские страны ее ввели».
В прошлом году в Ирландии было начато дело против епископа Филипа Бойса (Philip Boyce) после того, как один из лидеров национального секуляризма Джон Колган пожаловался, что в одной из своих «оскорбительных» проповедей епископ говорил, что церковь находится под давлением со стороны «культуры без Бога». Колган счел эти слова подстрекательством к ненависти к диссидентам и неверующим. Вместо того, чтобы проигнорировать эту жалобу, полиция направила ее на рассмотрение генеральному прокурору, который в свою очередь начал расследование. Если бы суд счел епископа виновным, то он угодил бы на два месяца в тюрьму.
«В Испании епископу Хуану Антонио Рейгу Пла (Juan Antonio Reig Plà) угрожали законными действиями после его проповеди, направленной против греховной жизни. Гомосексуалистское лобби было оскорблено тем, что он упомянул о геях. Хотя епископ не подвергался судебному преследованию, но власти Мадрида одобрили меру, согласно которой епископа лишили его должности и возможности быть приглашенным к участию в общественных событиях в столице».
Молчание в частной жизни и на рабочем месте
«Даже частные беседы между гражданами могут преследоваться по закону во многих европейских странах, — утверждает Коулман. — Два года тому назад клиент одной английской гостиницы, исповедующий ислам, обвинил владельцев отеля Бэна и Шарон Фогеленцанг (Ben и Sharon Vogelenzang) в «оскорбительных для его веры словах». Случай рассматривался в суде . В конце концов супругов полностью оправдали, но их бизнес был разрушен.
«О христианстве нельзя упоминать и на рабочих местах». Четыре громких случая в Великобритании ждут расследования в европейском суде по правам человека. Гэри МакФарлейн (Gary McFarlane) и Лилиан Ладил (Lillian Ladele) были уволены за то, что они отказались зарегистрировать или поддерживать однополые браки. Ладил регистрировала рождения, смерти и браки. «Когда гражданские однополые браки были узаконены правительством в 2005 году, Ладил осознала, что регистрация этих браков противоречит ее вере. В ее офисе трудились и другие служащие, а регистрация однополых браков составляла только незначительную часть работы, поэтому было легко найти компромисс в соответствии с ее религиозными принципами». Но коллеги обвинили ее в «гомофобии», а ее начальник рассказал всем об ее отказе регистрировать однополые браки. В суде ее начальник так сформулировал свою позицию: «Я не думаю, что мы должны потворствовать религиозным принципам служащих в бюро регистрации гражданских состояний». В конце концов, Ладил была вынуждена уволиться.
МакФарлейн работал консультантом в одной благотворительной организации. Необходимость предоставлять консультации однополым парам шла вразрез с его убеждениями. Он обсудил этот вопрос со своим начальником и решил, что консультации гомосексуалистам не означали с его стороны поддержку однополых браков. Он говорит, что ему было трудно совместить свою работу с принципами, которым учит Библия. «МакФарлейн никогда не отказывал в помощи клиентам, но сам факт, что он обсудил эту проблему со своим начальником, привел к его увольнению из-за ошибочного поведения. Попытка найти компромисс, связанный с переменой направления его деятельности внутри компании, была отклонена судом, который счел, что его начальник может придерживаться принципиальной позиции, с которой компромисс несовместим».
Надя Эвейда (Nadia Eweida) и Ширли Чаплин (Shirley Chaplin) попросили разрешения продолжать носить маленький крестик на шее на рабочем месте, как они это делали много лет прежде. Британские авиалинии, где работала Эвейда, после публичной полемики внесли поправку в правила компании, но отказались выплатить заработную плату, потерянную во время вынужденного отсутствия женщины на работе. Начальник Чаплин в государственном госпитале ввел новую форму одежды, которая делала ношение креста более заметным. Он упоминал о соображениях здоровья и безопасности, на основании которых было сделано требование перестать носить крестик, но никогда не мог объяснить, в чем отрицательное влияние креста. Европейский суд высказался в пользу Эвейда, постановив, что авиакомпания не имела права ограничивать ее религиозную свободу, но он отклонил три других дела, которые сегодня ждут решения апелляционного суда.
Это происходит по всей Европе
Безжалостный анализ Коулмана подтверждается докладом организации, регистрирующей случаи нетерпимости и дискриминации христиан в Европе (Oidce), которая является членом Агентства ЕС по фундаментальным правам, и работает в тесном сотрудничестве с ОБСЕ. Случаи нетерпимости и дискриминации христиан в Европе подразделяются на различные категории: свобода вероисповедания, свобода выражения, свобода совести, дискриминационная политика, исключение христиан из политической и социальной жизни, запрещение религиозных символов, оскорбления, очернительство и негативные стереотипы, проявление ненависти, вандализм и святотатство, проявление ненависти по отношению к отдельным личностям. В Великобритании в Джерси почтальоны отказались разносить компакт-диски с записями Евангелия от Святого Марка. В Берлине был объявлен бойкот и нанесен ущерб одной аптеке, потому что фармацевт отказался продать противозачаточное средство из-за своих католических убеждений. «Подобные битвы происходят повсюду в Европе», — пишет Коулман.
Французский министр по правам женщин Нажа Валло-Белькасем только что представила свой проект закона, способствующий «равенству между мужчинами и женщинами». Среди многих предложений есть одно, вызывающее споры. Предложено обязать интернет-провайдеров (Fastweb или Tiscali) заявлять обо всех материалах с налетом гомофобии, появляющихся в сети. Это предложение, содержащееся в 17 статье проекта закона, уже определено, как «донос на всех».
«Врачи Норвегии подвергаются давлению, их вынуждают делать аборты против совести», — пишет Коулман. Недавно министр здравоохранения Норвегии Робин Касс (Robin Kass) заявил: «Если ты отказываешь пациенту в противозачаточных средствах или в аборте, то ты не можешь быть врачом». То же самое происходит в Швеции, где 271 человек против 20 проголосовал против резолюции Совета Европы, которая поддерживает право медиков отказаться от производства определенных процедур, если они идут вразрез с их совестью. В Шотландии две акушерки подали в суд на свои госпитали, после того, как менеджер обязал их делать аборты против их воли. Суд постановил, что акушерки не могут отказываться от производства абортов. Они подали апелляцию. По мнению Коулмана, речь идет о гораздо большем, чем о сохранении за ними рабочих мест. Речь идет о будущем европейской свободы.
Этот двойной феномен приватизации и подавления веры отразился в истории с дизайном монет в два евро, которые Словакия, входящая в зону евро с 2009 года, решила выпустить в честь Кирилла и Мефодия, которые проповедовали среди славян и обратили их в христианство. Европа сочла неприемлемым крест и нимб вокруг глав проповедников. В результате двое святых были лишены нимба. «Открылась новая страница тоталитаризма, достойная старых времен реального социализма», — заявил словацкий епископ.