ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Новая антиамериканская ось: Москва – Пекин? ("The New York Times", США)
Новая антиамериканская ось: Москва – Пекин? ("The New York Times", США)8-07-2013, 08:03. Разместил: VP |
В марте, Си Цзипин совершил свою первую зарубежную поездку в качестве президента Китая. Он приехал в Россию, где его приветствовал президент Владимир Путин. Pool photo by Sergei Ilnitsky Лести Гельб и Димитри Саймс (LESLIE H. GELB and DIMITRI K. SIMES)
Перелет Эдварда Сноудена из Гонконга в Москву в прошлом месяце не был бы возможен без сотрудничества России и Китая. Поведение этих двух стран в деле Сноудена демонстрирует их растущую уверенность в себе и их готовность действовать за счет Америки. Ещё до их защиты г-на Сноудена, китайско-российская политика в отношении Сирии в течение двух лет парализовала Совет Безопасности ООН, заблокировав проведение любых совместных международных акций. Китайский электронный шпионаж против американских компаний и кибератаки России на ее соседей также вызывали беспокойство в Вашингтоне. Хотя Москва и Пекин в общем плане и поддержали международные усилия по прекращению программы ядерного вооружения Ирана, не было ясно - готовы ли они пойти так далеко, насколько был готов продвинутся Вашингтон, и любое скоординированное изменение в их подходе могло немедленно «распотрошить» политику Америки по данной проблеме и подвергнуть опасности ее безопасность и энергетические интересы. Чтобы подчеркнуть новый потенциал сотрудничества, Китай сегодня проводит самые крупные за всю историю совместные военно-морские учения — с Россией. Россия и Китай, кажется, решили, что, для того чтобы лучше продвигать их собственные интересы, им следует «выдрать парочку перьев из хвоста» Вашингтона. При этом, ни та ни другая страна, не хотят, наверное, начинать новую холодную войну, не говоря уже о горячих конфликтах, и их действия в случае г-на Сноудена ясно указывают на это. Китай позволил ему в прибыть в Гонконг, но мягко подтолкнул его к отъезду, в то время как Россия, после нескольких провокационных высказываний, теперь, кажется, смягчила свой тон. Однако, обе страны стараются приобрести ещё большее дипломатическое и политическое влияние и они очевидно считают, что могут сделать это только ограничивая Соединенные Штаты. В международных отношениях нет лучшего способа продемонстрировать свои мускулы, чем явно «окоротить» самую сильную державу. Этот новый подход кажется базируется отчасти на их чувстве возрастания собственной мощи относительно Америки и их усиливающимся акценте на разногласия по таким вопросам как, например, Сирия. И Москва и Пекин вообще выступают против принципа международного вмешательства во внутренние дела суверенной страны, не говоря уже о свержении её правительства, как это произошло в Ливии в 2011 г. В конце концов, этот принцип может иметь неприятные последствия для них самих. Им также не нравится наблюдать, как Запад принимает меры против дружественных им лидеров, таких как президент Сирии Башар аль-Ассад. А так как это чувство общности интересов укрепляется и укореняется , то дальнейшее наращивание российско-китайского сотрудничества может представлять собой серьезную угрозу для Америки и мира. Их поведение предполагает, чтобы они видят мало негатива в том чтобы бросить вызов Соединенным Штатам и мало позитива в том, чтобы действовать вместе с ними как партнер. Эти расчеты проистекают их двух опасных представлений. Во-первых, они видят угасание и упадок Америки. В их представлении Соединенные Штаты находятся на неправильной стороне истории, держась за свои связи с Европой и частью Азии, теряя экономические рычаги и моральный авторитет в остальной части мира. Уход Америки из Ирака и Афганистана без победы способствует появлению впечатления, что, неподвергаемое сомнению военное превосходство Америки не очень-то многого стоит , с точки зрения основания для достижения внешне-политических целей. Во-вторых, многие в российской и китайской элитах считают американские внешнеполитические цели фундаментально враждебными их жизненным интересам. Ни одна группа не рассматривает американское поощрение демократии как отражение подлинной приверженности Америки к свободе; вместо этого, и те и другие чувствуют, что выборочные «крестовые походы» США - это просто подрывная деятельность против правительств, которые являются враждебными к Соединенным Штатам или слишком влиятельными для их комфорта. При этом российские и китайские лидеры ясно дают понять, что поддержка Вашингтоном их соседей в, фактически, каждом споре, в который вовлечены Пекин или Москва, является не столько вопросом уважения к международному праву, сколько формой сдерживания, когда США стремятся сократить региональное и глобальное влияние этих двух великих держав. Американская поддержка Грузии и бывших советских республик Средней Азии беспокоят Россию. Аналогичным образом, Китай рассматривает американскую поддержку Вьетнама и Филиппин в их морских спорах с Пекином как угрозу. Неудивительно поэтому, что президент Китая Си Цзипин совершил свою первую международную поездку в Москву, где он сказал своему коллеге, Владимиру Путину, что Пекин и Москва должны “решительно поддержать друг друга в усилиях по защите государственного суверенитета, безопасности и интересов развития” и обещал “тесную координацию” по региональным и международным проблемам. Г-н Путин оплатил ему той же монетой, сказав, что “стратегическое партнерство между нами очень важно и в двустороннем и в глобальном масштабе”. В то время как слова двух лидеров, возможно, произвели впечатление какого-то сговора, наверно даже большее чем это было необходимо, всё-таки совершенно определённо можно сказать, что они точно знали - кому они посылали свой месседж. Политики в Вашингтоне должны тщательно проанализировать усиление взаимных симпатий Китая и России и что это может означать для Америки. Игнорировать этот процесс было бы глупо. Да, Китай и Россия разделены долгой историей взаимного недоверия, сталкивающимися экономическими интересами и китайскими территориальными устремлениями. Китай тревожится по поводу Северной Кореи намного больше чем Россия, а вовлеченность Москвы в сирийские проблемы намного больше, чем у Пекина. В Средней Азии, эти две страны - прямые конкуренты. Кроме того, Китай - поднимающаяся сверхдержава, а Россия борется за то, чтобы остаться в высшей лиге. Всё это обуславливает различие их точек зрения на международные дела. Однако у обеих стран имеется большой интерес к поддержанию сотрудничества с Соединенными Штатами и Европейским союзом, их главными торговыми партнерами и хранителями международной финансовой системы, в которой у каждого есть крупная доля. Это очень убедительные причины для поддержания хороших рабочих отношений с Вашингтоном, но Соединенные Штаты не должны думать, что они станут поводом для изменения нового антиамериканского курса Пекина и Москве. Это было бы опасной ошибкой, неправильным прочтением истории. Перед Первой мировой войной многие предполагали, что всеобщее переплетение экономических связей и огромные затраты на войну предотвратят конфликт среди ключевых европейских держав. Накануне Второй мировой войны, союз коммунистической России и нацистской Германии казался самым маловероятным из союзов, пока, продолжавшийся 2 года пакт о ненападении, известный как Пакт Молотова-Риббентропа, не оставил Европу в руинах и многие миллионы - мертвыми. Президент Обама должен воспринимать Китай и Россию ни как врагов или друзей, а как мощные влиятельные державы имеющие свои собственные интересы, как это и показало дело Сноудена. Первоначально, г-н Обама обратился к ним обоим публично, убеждая их выдать г-на Сноудена, это не возымело эффекта. Только когда он смягчил свою риторику и усилил давление по непубличным каналам, это привело к тому, что Пекин и Москва начали видеть преимущества ухода от дальнейшей конфронтации. Вашингтон должен понять, что с большинством угроз безопасности во всем мире — от Сирии и Ирана до Северной Кореи — нельзя надёжно и успешно справиться без сотрудничества с Россией и Китаем. Относительно Сирии этот подход означал бы - принять во внимание историческую связь Москвы с алавитскими лидерами страны, а так же как беспокойство России о судьбе христиан Сирии, особенно православных. Имея дело с Пекином это означало бы - жестко защищать американские торговые интересы, понимая при этом, что китайские лидеры сталкиваются с реальными преградами в разрешении их собственных внутренних экономических проблем. Чтобы получить уважение России и Китая, Белый дом должен сначала продемонстрировать, что американское лидерство является необходимым условием для решения ключевых мировых проблем, включая жизненно важные для Китая и России. Америка не может себе позволить выглядеть пассивной. Отношениям с Россией и Китаем должно придаваться первостепенное значение, но, в тоже время, Соединенные Штаты не должны бояться в одних случаях твердо стоять на своём, а в других - быть партнером этих двух авторитарных, но в конечном счете - прагматических держав. Поступать по другому - было бы глупостью исторических масштабов.
Лесли Гельб - бывший обозреватель, редактор и корреспондент Нью-Йорк Таймс, почетный президент Совета по международным отношениям (Council on Foreign Relations). Димитри К. Саймс - президент Центра национальных интересов (Center for the National Interest) и издатель его журнала - The National Interest. Вернуться назад |