Мировое сообщество сейчас широко обсуждает идею Евразийского союза — концепцию интеграции, выдвинутую Россией ради того, чтобы укрепить свое геостратегическое превосходство в зоне СНГ, усилить стратегическое влияние в западной части Атлантического океана, а также ускорить процесс вхождения в экономическую систему Азиатско-Тихоокеанского региона. Страны гипотетического Евразийского союза — наши непосредственные соседи на западе и севере, к тому же создание подобного союза в течение некоторого периода времени наверняка будет основной темой российской внешней политики, поэтому Китаю стоит отнестись к этим идеям со всем вниманием.
Согласно плану президента Путина, Евразийский союз подразумевает более эффективное совокупное использование всех природных, экономических и человеческих ресурсов стран-членов союза, более глубокую интеграцию более высокого уровня. Цель подобной интеграции — создание силы, которая станет влиятельным, но в это же время независимым игроком в будущем мире политико-экономических отношений и воплотит мечту России о могущественной евразийской державе. В первую очередь, к участию в союзе приглашаются страны СНГ. Сейчас этот союз носит экономический характер, но в будущем он может стать как политической, так и военной силой.
Автор этих строк убежден, что перспективы создания такого союза довольно туманны, здесь слишком много случайных величин. В этой ситуации Китаю следует, как говорится, «понимать суть происходящего, но не мешать, сохранять осторожность, но не оставлять происходящее без внимания, следить за ходом событий, но не увлекаться чрезмерным анализом». Основных причин для такого подхода несколько. Во-первых, на фоне того как глобализация все глубже проникает в нашу жизнь, создание Евразийского союза — часть естественного исторического процесса, его воплощение в отдельном регионе. Во-вторых, более глубокая интеграция стран евразийского региона, осуществленная на базе стабильности как в сфере экономики, так и в сфере безопасности, позволит странам региона прийти к единой внешнеэкономической политике, поспособствует выработке единых норм и законов, увеличит эффективность сотрудничества. Затраты на формальные процедуры станут меньше, возрастет степень взаимодополняемости экономических интересов. Все это на руку КНР. В-третьих, острие подобной политики вряд ли направлено на Китай: это коренное отличие евразийской концепции России от американской политики «возвращения в Азиатско-Тихоокеанский регион», направленной на сдерживание нашей страны.
От воплощения в реальность Евразийский союз отделяет всего ничего, и для западных пределов КНР это дело огромной важности, которому следует уделить все возможное внимание и которое стоит всесторонне обдумать. Сегодня, когда ситуация на восточных морских границах становится все более напряженной, важность того, что происходит на западе, понятна без слов. На востоке мы видим традиционные для нас угрозы безопасности, обернувшиеся тупиками, там мы меряемся действительной военной мощью. На западе же Китай сталкивается с новыми угрозами безопасности, и важнее всего там — экономическое влияние. На текущем этапе военная мощь по-прежнему является слабым местом КНР, а экономическая мощь — по-прежнему предмет нашей гордости. Нам следует, как говорится, «развивать достоинства и минимизировать недостатки», то есть сначала упрочить и привести в порядок наши сухопутные границы, а уже затем бороться на востоке, обзаведясь опорой и гарантиями для существования в качестве державы, сильной как на суше, так и на море.
Принимая во внимание тот факт, что страны-члены будущего Евразийского союза следуют самыми разными внешнеполитическими курсами, мы должны развивать с ними двусторонние торгово-экономические отношения, а также отношения инвестиционного сотрудничества. Исходя из исторических и стратегических соображений, нам следует отнестись с уважением и заботой к привилегиям и особому положению России в Средней Азии. Россия сохраняет пассивность в сфере развития с нами экономических отношений, поэтому нам следует воспользоваться нашими связями с государствами Средней Азии ради развития китайско-российских отношений, «надавив» таким образом на Москву, чтобы активизировать китайско-российское экономическое сотрудничество.
Китаю следует активно участвовать в жизни этого союза от имени ШОС, понемногу углублять наши знания об экономической платформе стран-членов Евразийского союза. Создание зоны свободной торговли ШОС — одна из задач Китая, а большинство стран-членов союза как раз являются членами ШОС. Помощь партнеру в воплощении его стремлений, основанная на принципе взаимопонимания, также позволяет создать благоприятные условия для своего собственного развития и заложить фундамент для реализации намеченной стратегии. Не следует надеяться, что кто-то придет и потащит тебя на себе, иначе быстро окажешься на обочине истории. Помимо этого, Китаю надлежит поработать над моделью взаимодействия с другими странами: не должно возникать ощущения, будто бы ШОС — это Китай, а Евразийский союз — Россия. Обе страны должны свести свои пути развития вместе, дополнять друг друга и опираться друг на друга.
Одним словом, Китаю надлежит подойти к Евразийскому союзу осмотрительно, внимательно вникнуть в суть дела. Нам следует, как минимум, оказать России моральную поддержку, не вставлять ей палки в колеса, не чинить препятствий, умеренно участвовать в деятельности союза, с одобрением следить за его успехами, видеть перспективу и строить на этом основании далеко идущие планы.
Автор — профессор факультета политологии и международных отношений Пекинского педагогического университета.
Перевод выполнил Кокорев Федор.