ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Выборы 2016: за кем пойдут «латиноамериканцы»?
Выборы 2016: за кем пойдут «латиноамериканцы»?3-07-2013, 13:03. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Выборы 2016: за кем пойдут «латиноамериканцы»?
Пока основной «американский» сюжет всех европейских СМИ неразрывно связан с судьбой Сноудена, затерявшегося в переходах Шереметьево, в Америке на повестке дня совсем другой сюжет. Сенат, верхняя палата Конгресса США, принял масштабный законопроект[1], который подарит миллионам нелегальных иммигрантов возможность получить гражданство США. Согласно закону, сама процедура легализации будет растянута во времени на 13 лет, а претендентов на новый статус обяжут выплатить ряд штрафов и налогов. Итоговая версия закона также предусматривает ряд мер по усилению пограничного контроля – удвоение числа патрульных вдоль южной границы США, установку новых радаров и запуск беспилотников им в помощь, новые биометрические системы контроля в крупнейших аэропортах страны. Последние меры – уступка республиканцам, многие из которых уверены, что усиленная охрана границ гораздо важнее для страны, чем упрощение процесса легализации. Теперь этот документ должен пройти обсуждение в Палате представителей, где правит бал республиканское большинство. Спикер Палаты представителей Конгресса США Джон Бонер уже заявил, что вынесет этот проект на обсуждение только после того, как его поддержит большинство конгрессменов-республиканцев[2] – это довольно сильно усложняет судьбу закона, так как его однопартийцы в не согласны с текстом в его нынешнем виде. * * * Нелегальные иммигранты в Америке – тема не просто «горячая». Этот законопроект находится в перекрестье сразу нескольких политических сюжетов, жизненно важных для американцев самого разного социального статуса. Во-первых, иммиграционная реформа тесно связана с конкуренцией за рабочие места, где не требуется обладания какой-либо особой квалификацией. Согласно опросу, проведенному Pew Research Center в марте 2013 года, безработица волнует американцев даже больше, чем рост цен и дефицит федерального бюджета[3]. Что, впрочем, совсем не удивительно – за последние годы в США отмечен беспрецедентно высокий для страны уровень безработицы[4]. Если копнуть чуть поглубже, можно обнаружить следующий слой проблемы – Америка нуждается в молодых работниках, способных взять на себя бремя по содержанию стареющего населения. Рост безработицы за предыдущие годы значительно сократил объем средств, поступающих в качестве налога с заработной платы в фонд, из которого производят выплаты пенсионных пособий. Так, например, в 2009 году налоги на заработную плату составили $689,2 миллиардов, а выплаты по социальным обязательствам – $685, 8 миллиардов[5]. Оставшиеся в пенсионном фонде Америки «жалкие» $3,4 миллиарда заставили администрацию Обамы всерьез озаботится сокращением социальных выплат – собственно, в основе всех реформ социального обеспечения США последних лет лежит в том числе и эта пугающая статистика. Пока же только 13% иммиграционных виз выдаются тем, кто приезжает в США по рабочей визе. Зато почти две трети всех виз получают родственники легальных иммигрантов, причем не только ближайшие родственники – супруги и несовершеннолетние дети, – но и родители, родные братья и сестры, а также взрослые (совершеннолетние) дети. Так что, в итоге, число невостребованных и неработающих иммигрантов растет, а реальные потребности США в рабочей силе, которую можно было бы покрыть за счет испаноязычных гастарбайтеров, остаются неудовлетворенными. Собственно, эта практика и привела в итоге к росту нелегальной иммиграции: спрос на низкооплачиваемый труд существует, а вот доля легальных рабочих мест для низкоквалифицированных иммигрантов слишком мало. Более того, американская образовательная система способна поставлять только часть высококвалифицированных рабочих, необходимых для создания и развития различных высокотехнологических производств. Режим благоприятствования созданию данных производств был создан в США в результате суматошных и далеко не всегда результативных усилий администрации Обамы хоть как-то исправить экономическое положение «простых американцев»[6]. Возможности для развития высокотехнологичных отраслей и беспрецедентные налоговые льготы для них теперь есть, а высококвалифицированных рабочих – нет. Получается, что и в отраслях, где требуются высококвалифицированные рабочие, и там, где нужны простые работяги без особых трудовых навыков, единственная альтернатива найму нелегальных иммигрантов – экспорт рабочих мест, которых и так не хватает в самой Америке. На уровне «высокой политики» неверный шаг в отношении сложной проблемы может стоить республиканцам победы на выборах 2016 года. Ранее Конгресс США несколько раз отклонял DREAM Act, который был призван решать примерно тот же круг вопросов, и во время избирательной кампании 2012 года Обама неоднократно обещал продолжить реформу миграционного законодательства в 2013 году. Это обещание, реализацию которого мы как раз и наблюдаем, а также некоторые другие законодательные инициативы[7] администрации Обамы, подарили ему голоса большей части испаноязычного населения страны. Более того, в случае успеха нового законопроекта, реформа миграционного законодательства может принести демократам миллионы голосов бывших нелегалов, а в более отдаленной перспективе – свежеиспеченная армия избирателей-демократов, для которых английский – не родной, может вообще надолго перекрыть кандидатам от Республиканской партии путь в Овальный кабинет. Возможно, именно это одна из причин дебатов о сроке, отводимом на легализацию, разгоревшихся на этапе обсуждения в Сенате. Республиканцы, без сомнения, уже учитывают этот фактор: собственно принятие этого законопроекта верхней палатой Конгресса было бы невозможно, если бы его не поддержали 14 сенаторов республиканцев. Все громче звучат голоса критиков республиканской партии, указывающих на то, что за последние годы «партия слона» растеряла значительную долю своего электората, испаноязычных католиков: на президентских выборах 2012 года республиканцы получили только 27% голосов испаноязычных избирателей по сравнению с 40% на выборах 2000 года.
Это цитата из свежей статьи Клинта Болика, вице президента консервативного Института Голдуотера, и Джеба Буша, родного брата 43-го президента США, бывшего губернатора Флориды и возможного кандидата на пост президента в 2016 году[8] (между прочим, он – единственный республиканец, губернатор этого штата). Можно сказать, что это очень громкий призыв одуматься, обращенный к республиканцам. Какие черты обретет законопроект в руках Палаты Представителей, мы скоро увидим. Вполне возможно, что успех республиканцев на выборах 2016 года будет зависеть в том числе и от того, насколько им удастся соблюсти баланс между партийными принципами и уступками интересам будущих избирателей. [1] Официальное название: Border Security, Economic Opportunity, and Immigration Modernization Act [2] Это так называемое «правило Хастерта» (а majority of the majority – «большинство большинства») – по имени спикера-республиканца Денниса Хастерта - действовало, когда у Республиканской партии, как и сейчас, было большинство в Палате представителей. Оно было нарушено при голосовании по поводу «фискального обрыва» - истечению срока налоговых льгот. [3] Pew Research Center for the People& the Press. «Obama Job Approval Slips as Economic Pessimism Rises», http://www.people-press.org/2013/03/21/obama-job-approval-slips-as-economic-pessimism-rises/ [4] Бюро трудовой статистики Министерства труда США: в 2007 г.– 4.6%, в 2008 г. – 5.8%, в 2009 г. – 9.3%, в 2010 г.– 9.6%, в 2011 г.– 8,9%, в 2012 г.– 8.1%. [5] Это значительное сокращение по сравнению с 63,9 миллиардами, которые оставались после всех выплат в том же фонде в 2008 году. См, например, 2009 Social Security Trustees Report, http://www.ssa.gov/OACT/TR/2009/tr09.pdf. [5] Еще в феврале 2009 года в рамках был принят знаменитый American Recovery and Reinvestment Act[6] (иначе известный как «The Stimulus package»), призванный спасти американскую экономику от последствий жестокого кризиса и убедить американцев, что они не зря выбрали своего первого темнокожего президента. С практической точки зрения, этот документ должен был способствовать созданию новых рабочих мест, стимулированию экономической деятельности и долгосрочных инвестиций, а также повышению прозрачности государственных расходов. [7] Согласно статистическим данным, 4,4 млн. из 11, 2 млн. нелегальных мигрантов США младше 30 лет. По оценкам Pew Hispanic Center, до 1,7 млн. из этих 4,4 млн. молодых мигрантов потенциально могут претендовать на участие в программе администрации Обамы под названием «Deferred Action for Childhood Arrivals», которая вступила в силу 15 августа 2012 года. Она защищает от депортации и дает возможность получить возобновляемое разрешение на работу, нелегальным мигрантам до 30 лет, если они прибыли в США в возрасте младше 16 лет и непрерывно проживают в США с 15 июня 2007 года. Помимо возрастной рамки, претендующим на участие в программе нужно соответствовать еще ряду требований. [8] Правда, сам Джеб пока отрицает, что будет баллотироваться. Вернуться назад |