Нэнси Фольбре (Nancy Folbre), заведующая кафедрой экономики Массачусетского университета, в недавней статье, опубликованной в The New York Times, указывает, что золотой век человеческого капитала - когда экономика в значительной мере требовала тех знаний, которые преподают на гуманитарных факультетах - ушла в прошлое.
Вполне возможно, что она права. После длительного периода, когда казалось, что развитие как технологии, так и торговли лишь наносило вред ручному труду, сейчас создается ощущение, что новейшие технологии представляют угрозу для квалифицированного труда.
Мне бы хотелось лишь добавить небольшое замечание, на которое меня навел недавний разговор с одним из советников Конгресса. Было ли когда-нибудь, спросил я себя, такое время, когда развитие техники причиняло вред квалифицированной рабочей силе, вместо того, чтобы сделать ее востребованной как никогда? Ответ, разумеется, положительный. Как только ты осознаешь всю ширину спектра человеческих способностей, ты понимаешь, что академическое образование не всегда находилось на желаемом уровне.
Так уж получилось, что я пишу эти строки в своем рабочем кабинете в Принстоне, и стоит задуматься над тем, для чего был основан Принстонский университет. Он не был подготовительной школой для банкиров-инвесторов, хотя впоследствии университет именно этим и стал, по крайней мере, на какое-то время. Он задумывался как учебный центр для священников. В XVIII веке существовало не очень много профессий, которые даже отдаленно нуждались бы чем-то похожем на современное университетское образование. Но при этом многие, если не все, предполагали знание основ Закона Божия.
Тем не менее, были квалифицированные трудящиеся, которым платили значительно больше, чем их коллегам, хотя необходимо отметить, что их способности в большей степени были связаны с ремеслами, чем с гуманитарными науками.
Главное заключается в том, что развитие техники принизило значимость многих человеческих способностей. Давайте вспомним, что луддиты отнюдь не были неквалифицированными рабочими. Они были хорошими ткачами, которых вытеснила новая техника, в частности, ткацкие станки.
После этих событий, такие учреждения, как Принстонский университет, превратились во что-то, напоминающее институты благородных девиц, где аристократия приобретала знания и связи (последний аспект продолжает иметь весьма большое значение и по сегодняшний день).
Роль высшего образования как создателя человеческого капитала приобрела значение достаточно поздно. Возможно, как указывает Фольбре, эта роль сейчас снижается.
И, кстати, я писал об этом в 1996 году, когда в связи со своим 100-летием The New York Times Magazine обратился к нескольким людям с просьбой написать статьи, как будто они смотрят на настоящее из 2096 года.
Некоторые положения уже кажутся несовременными, но это не так уж плохо, думается мне.
Комментарии читателей:
zeus
Образование никогда не утрачивало своего значения в нашей жизни, и особенно в кризисные времена. Сейчас наступило время действовать, создавать, внедрять инновации, независимо от того, с какими трудностями нам придется столкнуться.