ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Перспективы российско-иранских отношений в региональном контексте
Перспективы российско-иранских отношений в региональном контексте28-06-2013, 10:44. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
От переменчивого партнёрства – к стратегическому союзничеству
В настоящее время «сирийский узел» и иранская ядерная программа являются наиболее важными проблемами внешней политики России, её тестом на подлинную самостоятельность. Практически с самого начала сирийских событий Москва, умело используя политико-дипломатические возможности, блокировала попытки мощной антисирйиской коалиции в очередной раз использовать ООН в качестве инструмента реализации своих геополитических интересов (как это произошло ранее в Ливии). Торговые связи с Сирией имели и продолжают иметь приоритетное значение как для России, так и для Ирана. Согласно имеющимся оценкам, в 2010 году экспорт из России в Сирию составил более 1,1 миллиарда в долларовом исчислении. В 2009 году российские инвестиции в Сирию составили почти 4,2 млрд. долл., не считая оружейных контрактов. Другим свидетельством широких экономических связей между двумя странами является также присутствие в Сирии российских нефтяных и газовых компаний. В свою очередь, общий объем торговых обменов между Ираном и Сирией в 2010 году составил 5 миллиардов долларов. Две страны имеют большой отношений в таких областях, как туризм, автомобильная промышленность, строительство электростанций, а также нефтяной и газовой промышленности. Беспорядки в Сирии, принимающие форму неприкрытой иностранной интервенции, и являющиеся классическим примером войны «нового поколения», нанесли колоссальный ущерб экономической инфраструктуре страны, ставшей объектом массового разграбления и вывоза в соседние страны. Ударной составляющей сирийских боевиков являются представители течений, пользующихся мощной поддержкой некоторых региональных игроков. Россия в полной мере знакома с их практикой и подходами по событиям на Северном Кавказе, который до сих пор представляет собой потенциальный очаг нестабильности. В свою очередь, в Иране, столкнувшемся в последние годы с необходимостью противостоять организуемому и подпитываемому извне терроризму, также вряд ли испытывают по этому поводу какие-либо иллюзии. Хотя битва за Алеппо продолжается в форме позиционных боёв, за последний месяц в Сирии наступил перелом. Несмотря на то, что террористы и наёмники оказывают ожесточённое сопротивление, инициатива прочно перешла на сторону правительственных сил. События последнего времени показывают, что у сирийского народа имеются надёжные союзники, которые его не сдадут ни при каких обстоятельствах. Прочный характер данного союза обусловлен простым обстоятельством: защищая законные власти Сирии, Иран, Россия, Китай и другие страны, по сути, дела, защищают себя. Разрушение арабских государств на ближней периферии Ирана и на дальней периферии России и Китая, перспектива военной интервенции и распада государства, хаотизация Сирии будет непосредственно влиять на национальную безопасность наших стран. Иначе говоря, для того, чтобы не было боев на улицах иранских, а позже и российских городов, необходимо подставить плечо союзной Сирии. Сейчас много говорится о переговорах, однако, как заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров определить их конкретную дату невозможно (1). Совершенно очевидно, что Запад и его сателлиты, накачивая оружием бандформирования в Сирии, будут и стремиться к тому, чтобы правительство Башара Асада подошло к гипотетической Женевской конференции максимально ослабленным. 26 июня Ассошиэйтед Пресс со ссылкой на источник в дипломатических кругах распространил информацию о том, что США и Великобритания якобы предоставили комиссии ООН доказательства по меньшей мере 10 случаев использования властями Сирии химического оружия. Таким образом, планы открытой военной интервенции в Сирию по ливийскому сценарию обретают (если уже не обрели) практически неизбежный характер. Политико-дипломатические усилия сторон, не заинтересованных в дальнейшем разрастании конфликта, должны сопровождаться созданием (причём в опережающем режиме) предпосылок к стабилизации ситуации в Сирии, без чего невозможен никакой серьёзный диалог. Необходимым (и на сегодняшний день едва ли не единственным) условием здесь является разгром и уничтожение диверсионно-террористических формирований, орудующих на территории Сирии, прекращение иностранной подпитки террористов и наёмников, установление надёжного контроля над границами страны. На следующем этапе можно будет говорить о послевоенном восстановлении страны и политических реформах с участием всех без исключения партий, групп и этноконфессиональных общин страны. Это будет происходить как по мере роста регионального авторитета России и Ирана, так и по мере усиления их взаимной кооперации по широкому кругу вопросов двустороннего сотрудничества. Помимо координации действий в Сирии и Ливане (а также в Центральной Азии и на Кавказе), это адекватное отношение к продвигаемой Катаром идее «газового ОПЕК», сдерживания неконвенциональных форм агрессии, военно-техническое сотрудничество, экономическое взаимодействие, отвечающие взаимным интересам двух стран. Следует особо подчеркнуть, что во взаимовыгодном сотрудничестве, углублении взаимного доверия заинтересованы обе стороны, и Россия заинтересована в этом не меньше Ирана. Чтобы лишний раз в этом убедиться, достаточно бросить ретроспективный взгляд на российско-иранское сотрудничество на протяжении последних 20 лет: эффективный диалог по Афганистану до американского вторжения; сотрудничество на Кавказе и в Центральной Азии; взаимодействие в борьбе против общего врага, а именно аль-Каиды и других террористических групп; совместные коммуникационные проекты (такие, как Север-Юг); взаимная поддержка в борьбе против односторонних действий США на международной арене. Как и в советское время, так и позднее, когда в процесс не вмешивались политические интересы США и Западной Европы, Москва всегда очень успешно выстраивала с Тегераном взаимовыгодное сотрудничество. Абсурдная идея о том, что Россия якобы периодически использует «иранскую карту» с целью решения своих проблем с Западом, должны окончательно отойти в прошлое. Прежде всего потому, что Запад не заинтересован ни в России, ни в Иране в качестве даже частично самостоятельных центров силы, ему необходимо только полное и безоговорочное подчинение. Для тех, кто попытается сопротивляться, подготовлен широкий набор инструментов воздействия, включая дестабилизацию сопредельных пространств, широкое задействование сил международного терроризма, «революции» различных цветов и оттенков с использованием трансграничных информационных сетей, региональных разведывательных центров; наконец, военное давление (в этой связи достаточно упомянуть проблему так называемой противоракетной обороны). Принудительная демократизация и «наказание» несогласных с ней приучили руководителей большинства государств к мысли, что единственным средством защиты является развитие программ, способных в перспективе надёжно гарантировать собственную безопасность. Соответственно, внешняя политика Ирана, как и любого другого государства, формируется не вследствие каких-либо симпатий, антипатий или причуд отдельных политиков, а как адекватный ответ стратегии, направленной на «переформатирование» целых регионов, в частности, Ближнего и Среднего Востока, что стало очевидным после вторжений и Афганистан в 2011 и в Ирак в 2003 гг. Наивно думать, что целью наращивания военного влияния Вашингтона является только лишь война с террором и талибами (с представителями этого движения начались переговоры через катарский офис, однако поиски так называемых «умеренных талибов» начались вовсе не вчера). Правящие круги США, безусловно, ставит перед собой много долгосрочных целей, наиболее важными из которых является контроль над Ираном, Россией и Китаем. Соответствующие оценки доктора Роухани, избранного президента Исламской Республики Иран, представленные ещё в 2009 году (2), сегодня, на фоне событий так называемой «арабской весны», разрушения и дестабилизации целых государств, являются ещё более актуальными. Военное присутствие США в Афганистане и Ираке, в Центральной Азии, на Кавказе (с их неразрешёнными конфликтами, являющимися объектами манипулирования и инструментами давления на наши страны), на южном берегу Персидского залива, а также усилия Вашингтона по сдерживанию растущей мощи Исламской Республики Иран, делают сотрудничество Москвы и Тегерана более перспективным, способствуя пониманию общих целей и интересов. В настоящее время Иран и Россия, находятся на весьма важном и чувствительном этапе выработки принципов двусторонних отношений на длительную перспективу. Переменчивое партнёрство, создававшее в предшествующие годы немало проблем и недопониманий, неминуемо должно смениться стратегическим союзничеством. Не будучи подкреплёнными конкретными делами, дипломатический политес и сколь угодно громкие лозунги о стратегическом союзничестве так и останется пустой, ни к чему не обязывающей риторикой. Хотя последние несколько лет дали немало оснований для пессимизма, в течение последнего года наметились определённые позитивные сдвиги. Так, в 2013 году двусторонний диалог в различных сферах последовательно развивался. Так, в январе министры внутренних дел России и Ирана двух стран подписали соглашение по вопросам безопасности, зафиксировав тем самым общность угроз и решимость противостоять им, исходя из общих интересов. Не меньшее значение имеет взаимодействие в гуманитарной, научной, культурной сфере, изучение опыта Ирана как страны, умеющей, несмотря на санкции и связанные с ними значительные экономические проблемы, достигать впечатляющих результатов в различных областях человеческой деятельности. Две страны не имеют другого выбора, кроме дальнейшего укрепления их взаимодействия. В связи с политической волей в обеих странах и растущая взаимного доверия ни потепление в отношениях России и Запада не создаст никаких проблем для Тегерана, ни возможный прирост в ирано-американских отношений было бы угрозу интересы Москвы. Наоборот, при углублении взаимного доверия это создало бы дополнительные возможности. В целом, политикам и экспертам двух стран целесообразно, не излишне не зацикливаясь на негативных составляющих российско-иранских связей в прошлом, смотреть вперёд, не оглядываясь назад. Андрей АРЕШЕВ (1) http://rus.ruvr.ru/news/2013_06_26/Lavrov-opredelit-datu-provedenija-konferencii-ZHeneva-2-net-vozmozhnosti-0761/ (2) Dr. Rouhani Calls for Stronger Tehran-Moscow Ties // http://www.csr.ir/Center.aspx?lng=en&subid=-1&cntid=1886 Вернуться назад |