ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > В поисках Евразийского консерватизма

В поисках Евразийского консерватизма


26-06-2013, 10:27. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

В поисках Евразийского консерватизма. Часть первая

 Алексей Тома

За столетие историческая Россия (Россия, сформировавшаяся к концу 18 века) прошла по кругу почти весь идеологический спектр. Что дальше: «конец истории», о котором поспешил объявить Ф. Фукуяма, возвращение по спирали к консерватизму, манипулирование общественным сознанием с помощью политтехнологий и религий, конструирование «новой»? Ответ на этот вопрос, на наш взгляд, должен исходить с учётом следующих соображений.

Во-первых, накоплен богатейший исторический материал для исследований. «Мы имеем перед собой законченные факты, которые совершили круг эволюции и обнаружили себя в ясности» (Л.Тихомиров). Заглядывая на различную глубину в прошлое исторической России, мы можем увидеть те формы организации социума, которые были органичны и находили разумный баланс в неразрывно связанной триаде «личность – общество – государство», и при этом адекватно отвечали вызовам своего времени. Согласно славянофилам таким периодом была Московская Русь.

Во-вторых, Россия это не просто региональное государство, но ещё и цивилизационный проект, объединивший на принципах комплиментарности более сотни народностей, включив их творческий потенциал в общее русло строительства евразийской империи. Как отмечает ряд исследователей (в частности Л.Тихомиров, И.Ильин, И.Солоневич и др.), проект этот в значительной степени формировался стихийно – под действием психологии масс и прежде всего, русского народа. Русская интеллектуальная элита в лице славянофилов и евразийцев пыталась с разных позиций осмыслить эту стихию, соединить её с рассудком и предложить власти стратегию, работающую на упреждение вызревающих кризисов. Но многие их идеи оказались не востребованными. И как следствие этого Россия пережила два тяжелейших кризиса.

И сейчас, спустя столетия, открывается уникальная возможность обратиться к наследию евразийцев и консерваторов, переосмыслить его с учётом проверенных временем традиций, духовно-нравственных ценностей и современных вызовов. На основе такого переосмысления должна родиться идеология общественно-государственного устройства Евразии. Этой идеологии мы даём название – Евразийский консерватизм.


Идеологии и их роль в современной истории

Социально-философские идеи либерализма, коммунизма, национализма и консерватизма имеют длительную предысторию, но их концептуальное оформление началось в эпоху Просвещения. Этому способствовало активное развитие научной, философской и общественной мысли, которая зародилась в Англии. Далее она распространилась на Францию, Германию, Россию и другие страны Европы. Европейская мысль пыталась осмыслить процесс смены экономических укладов и найти соответствующие формы общественного устройства. 

Концептуализация либеральной и коммунистической идеологий происходила на основе материалистической философии, которая исключала иррациональное познание реальности. Религиозное и духовное измерения человека, общества и государства с точки зрения либерализма и коммунизма относились к области предрассудков и отбрасывалось. Идеология коммунизма и либерализма была построена на понимании прогресса, как достижения определённых идеалов. Препятствиями на пути достижения идеалов будущего объявлялись традиции, ортодоксальные религии, исторически сложившиеся иерархии в обществе и т.д. Прогресс, согласно либерализму и коммунизму, носит линейный характер и должен осуществляться передовой частью человечества, организованного в политическую систему путём революционных преобразований. Универсальный и интернациональный характер идей свободы и равенства, закладываемых в основу либерализма и коммунизма, предопределял интернациональность и универсальность самих идеологий, обеспечивая им самую широкую социальную базу.

В отличие от коммунизма и либерализма общественные идеалы консерватизма и национализма черпались из исторического прошлого. Социальная база этих идеологий была сужена до нации или элиты.

Рассвет национализма начался после подписания Вестфальского мира 1648 года, когда основными субъектами международных отношений стали нации-государства. В рамках территориального образования произошло сращивание социальной организации, политического управления и культурной самоидентификации. Националистическая идеология, консолидируя совокупный потенциал нации-государства, приобрела возможность не только реализации собственного проекта общественно-государственного устройства, но и бросила вызов коммунизму и либерализму в их претензиях на империостроительство. При Наполеоне и Гитлере делались попытки создания националистических империй.

Консервативная идеология, выражающая интересы элит, могла претендовать лишь на создание парламентских партий. Позже, сращиваясь с национализмом и заимствуя некоторые модернистские идеологемы, консервативная идеология значительно расширила свои потенциальные возможности.

Либерализм, коммунизм и национализм в течение длительного периода развивались в связке друг с другом и выступали как модернистские идеологии, разрушающие устаревшее европейское мировоззрение.

Европейский консерватизм, возникший, как реакция на модерн (революционные преобразования) обращался к культурно-историческому наследию предков и стремился закрепить status quo кланов, имеющих власть. В отличие от модернистских идеологий европейский консерватизм не имел той ярко выраженной социальной группы, к которой была обращена эта идеология. В целях защиты от модернистских идеологий, консерватизм обращался к различным мифам о «традиционном обществе» (идеи «Золотого века», «Истинной веры» и пр.).

Само этимологическое значение слова «консерватор» обозначает, что эта идеология призвана охранять, а не развивать определённые ценности. И именно такое значение закреплялось первыми «реакционными» манифестами англичанина Эдмунда Бёрка («Размышления о Французской революции», 1790 г) и француза Жозефа де Местра («Размышления о Франции, 1796 г), которые упоминались как «зачинатели европейской консервативной традиции». Хотя само слово консерватизм появилось позже, в 1815 году, когда Рене Шатобриан основал журнал «Консерватор».

Идеи раннего российского консерватизма наиболее полно представлены в Наказе Екатерины II 1767 года, в трудах М.Щербатова, Н.Карамзина, а также в проповедях православных иерархов последней трети XVIII - начала XIX века. Российский консерватизм уже в своих истоках не ограничивался охранительной функцией и включал элементы либерализма: необходимости просвещения, «дозированной» свободы народу, постепенного введения начал самоуправления, реформирования органов власти и пр. Признание ценностей существующего порядка дополнялось необходимостью эволюционного пути развития с опорой на «дух народа» и Православие. Российский консерватизм уже в своих истоках отличался от всех разновидностей европейского консерватизма тем, что сохранение духовно-нравственных принципов является основой в любых трансформациях общества: политических, экономических, просветительских и т.п. Духовная свобода человека была выше всех свобод, привносимых из Европы.

Сейчас за консерватизмом закрепились такие характеристики, как ситуативность, вторичность, реакционность, охранительство. Это позволяет, используя консерватизм как бренд, загружать его очень разными, порой противоположными смыслами и обращаться к различным социальным группам. Но этот, казалось бы, недостаток, в определённые исторические периоды становится его достоинством. Особенно тогда, когда модернистские идеологии нарушают устойчивость социальных систем и вызывают отторжение у народа. Как это имеет место в современной России.

В своей начальной фазе идеологии в той или иной степени носили утопическо-романтический характер. Либерализм идеализировал и абсолютизировал свободы личности, коммунизм – справедливости, национализм – нации, консерватизм - традиции.

Современные идеологии значительно расширили рамки классических, изначальных трактовок и распались на множество течений, между которыми имеются противоречия не меньшие, чем между самими идеологиями. Например, либерализм распался на политический, экономический, культурный и социальный. Политический либерализм, развивающий идеи демократии через разделение властей, всеобщее избирательное право, систему сдержек и противовесов находится в противоречии с экономическим либерализмом (либертарианством), настаивающим на невмешательстве государства в экономику. В таких же противоречивых отношениях с ним находится и социальный либерализм, вобравший в себя идеи справедливости и использования государственных механизмов для их реализации. Большинство течений в коммунистической идеологии признаёт частную собственность, рыночные отношения, свободы личности, политическую демократию, но настаивает на их вторичности по отношению к принципу справедливости. Отдельные направления консерватизма и национализма, не только сближаются друг с другом на основе традиционализма, но и заимствуют идеи индивидуальных свобод и справедливости.

Между идеологиями и течениями в рамках одной идеологии идёт не только концептуальное противоборство, но и заимствование идей. Многие учёные заговорили о конвергенции и синтезе идей в единую науку об эффективном управлении сложными социальными системами. Однако это вполне разумное предложение не стало общепринятой точкой зрения. По мнению ряда исследователей, причина этого достаточно проста: идеологии остаются, прежде всего, средством управления массовым сознанием закулисными кланами. В Третьем рейхе в качестве такого закулисного клана выступал тайный орден СС, мировоззренческой основой которого была ариософия, соединившая немецкий национализм, расизм и оккультизм. Большевизм был орудием масонских организаций, осуществивших переворот 1917 года в России. За либеральным проектом так же стоит закулисный клан – Мировое правительство, которое опирается на сеть масонских организаций и транснациональные корпорации.

Концептуализация идеологий позволяет оформиться системе явно и рационально выразить свои социально-политические взгляды через партии, программы, открытые организации, парламенты, органы власти, международные организации, медийные структуры. Параллельно с этой системой формируется и другая система, которая через тайные организации, мистическое знание розенкрейцеров, каббализм, франкмасонство, различные эзотерические доктрины скрыто и иррационально воздействует на социально-политические процессы. Те закулисные кланы, которые обеспечивают согласованное взаимодействие элементов этих систем, формируют идейно-концептуальное поле, которое влияет на глубинные уровни сознания людей, формируя их образ мышления и мотивы поведения. Это даёт Ключи к пониманию сущностной основы либерального, националистического и коммунистического проектов, определивших исторические процессы прошлого века.

Не претендуя на глубину понимая этих Ключей, отметим лишь, что широкое распространение масонства также начиналось в эпоху Просвещения. Многие гуманисты - просветители (Руссо, Вольтер, Монтескье и др.) являлись членами масонских лож. Принято полагать, что основным субъектом распространения просветительских идей в Европе было третье сословие. Но влияние масонских лож, ставших центрами концентрации организационных, финансовых и интеллектуальных ресурсов так же не стоит недооценивать.

Первая масонская организация «Великая Ложа Лондона и Вестминстера» появилась в 1717 году. В течение нескольких десятилетий Великие Ложи появляются по всей Европе, России, а после Американской Революции в каждом Штате Северной Америки.

Объединяющим началом в масонских организациях людей из различных сословий, религий и рас стало мировоззрение, основанное на вере в Высшее Существо, под которым может пониматься Бог, Абсолют, Великий Архитектор Вселенной..., философская интерпретация которого определяется уровнем (посвящения) духовного совершенства человека. Исходя из «метафизического» мировоззрения, утверждались представления о нравственности и праве, свободе и необходимости, обществе и государстве и другие «социально-философские» категории. Важно отметить, что деятельность масонских организаций протекала в той пограничной полосе, где трудно отличить свободные поиски духовной истины от заговора, имеющего целью насильственное разрушение устоев общества.

Согласно наиболее распространённой версии масонские организации формировались на основе цеховых организаций вольных каменщиков. Ряд исследователей находят в них продолжение традиций пифагорейского Ордена, заложившего основы западного мистицизма, Ордена Тамплиеров и других тайных организаций, использующих конспирологические методы. Во всяком случае, масонские организации смогли соединить воедино мистицизм, эзотерику, оккультизм и конспирологию для создания организаций, способных эффективно воздействовать на различные слои общества и проникать в другую культурно-историческую среду, в частности в Россию*.

Двадцатый век открыл возможность для раскрытия своего потенциала для всех трёх модернистских идеологий: коммунизма, либерализма и национализма. В основу проекта СССР закладывалась коммунистическая идеология, в Германии – националистическая, в странах «свободного мира» – либеральная. К этому периоду идеологии выступали и как проекты общественно-государственного устройства, и как проекты строительства империй.

Европейский консерватизм оформился из сочетания всевозможных религиозно-националистических конструкций. Отсутствие в них универсализма ограничивало его возможности до формирования отдельных партий, встраиваемых в либеральный проект в качестве механизма сдержек и противовесов. В коммунистическом проекте консерватизм был представлен в виде некоторых идеологем (мифологем), обращённых к фрагментам российской истории, открытия подконтрольных православных церквей, признания государствообразующей роли русского народа.

В проекте Третьего Рейха консерватизм (обращение к древним языческим традициям своих предков - ариев) тесно переплетался с национализмом, расизмом и оккультизмом. Такая иррациональная система взглядов получила название ариософии.

В СССР и в Третьем рейхе идеологии приобретали мировоззренческий и методологический статус. Это позволяло использовать их в качестве средства репрессивного воздействия против различных социальных групп и устранения конкурентов. Методологический статус идеологии блокировал естественные познавательные потребности людей и развитие отдельных наук. Так в СССР под запретом была геополитика, кибернетика и генетика, объявленные буржуазными лженауками. Блокировались очень многие исследования в гуманитарной сфере: в социологии, психологии, религиоведении, конфликтологии. В Третьем Рейхе производилось ритуальное сжигание классиков мировой литературы.

Учёные не могли пользоваться философскими и научными категориями, выходящими за идеологические рамки. Полезность, а соответственно и государственная поддержка наук, рассматривалась исключительно через идеологическую призму. Но и под таким идеологическим прессом учёные продолжали творить, прибегая к эзопову языку и принятой фразеологии. Благодаря этому нам стало известно учение Л.Гумилёва об этногенезе. Под видом военной географии развивалась геополитика, а под видом военных исследований - кибернетика и т.п. Использование идеологии в качестве инструмента репрессивного воздействия против инакомыслящих не могло не ослабить позиции коммунистического и националистического проектов в конкуренции с либеральным.

Важно отметить, что коммунизм, национализм и либерализм используются для управления массовым сознанием. Однако, решения, которые принимаются верхними эшелонами власти, основываются не на идеологических соображениях. Например, Черчилль и Рузвельт, как масоны самого высокого уровня, скорее всего, придерживались эзотерического мировоззрения и были проводниками решений, принимаемых в тайных организациях. При принятии решений в Третьем рейхе использовались оккультизм, мистицизм и астрология. Сталин был, скорее всего, прагматиком, использующим идеологическую фразеологию. В СССР, после устранения Сталиным ленинско-троцкистской группировки, и в Третьем Рейхе, после перелёта Гесса в Англию, масонство стало рассматриваться как форма иудейско-либерального влияния и оказалось под запретом.

После поражения Третьего рейха во Второй мировой войне весь ход исторических процессов стал определяться столкновением двух идеологий и двух империй: либеральной и коммунистической. В этот период идеологии в наиболее яркой форме проявляли себя в качестве концептуального оружия. Противоборство двух империй переходило в концептуальную сферу и велось за умы и души людей. Разрушению подвергались не материальные объекты, а тонкие идеальные субстанции (идеи, смыслы, вера, символы…), которые выступали в качестве системообразующих связей, задающих целостность всему проекту. В конце прошлого века, не справившись с современными вызовами, сошёл с исторической сцены СССР.

Апологеты либерализма поспешили объявить о «конце истории», об окончательной победе либерального проекта, основными чертами которого являются Бретон-Вудс, Вашингтонский консенсус, МВФ, ВБ, ВТО ООН, НАТО и т.д. Мировая закулиса, сосредоточившая в своих руках концептуальную, политическую, финансовую, военную и информационную власть в либеральной империи, стала распространять её на весь мир. Но успехи коммунистического Китая, консервативной Японии, ряда исламских и латиноамериканских стран ставят под сомнение универсальность либерального проекта. Более того глобальный экономический кризис, который переживает Западная цивилизация, говорит о том, что возможности либерального проекта близки к исчерпанию.


*В Российской империи широкое распространение масонства началось в 1740 году с основания нескольких лож генералом русской службы Джейсом Кейтом. Он же Великий мастер для России «Великой Лондонской Ложи». В 1782 году на Вильгельмсбадском конвете Россия была признана за восьмую провинцию ордена («во внимание к её обширному пространству и к большому числу лож, ревностно в ней работавших»). В декабре 1825 года часть дворянства, вдохновлённого учением вольных каменщиков, пыталось организовать дворцовый переворот и свергнуть монархическую власть. С 1822 по 1905 год ложи в России находились под запретом. В 1912 году в Москве на учредительном съезде масонские ложи объединились в единую организацию «Великий Восток народов России», которая принимала активное участие в политических процессах предреволюционной России. В начале 20 века в Россию проникло эзотерическое христианство и мистицизм розенкрейцеровских Орденов, оказавших сильное влияние на умонастроение элиты, включая членов царской семьи. В 1917 году масонское жречество, используя большевизм в качестве своего орудия, одержало победу над духовенством Русской Православной Церкви. 

 

Продолжение следует...

 

 

Империя


Вернуться назад