ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > О роли пассионариев в разрушении Советского Союза — и в собирании Союза Евразийского
О роли пассионариев в разрушении Советского Союза — и в собирании Союза Евразийского23-06-2013, 12:28. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
||
О роли пассионариев в разрушении Советского Союза — и в собирании Союза Евразийского
Наиболее близкий нам по времени опыт создания евразийской общности — хотелось бы этого кому-то или нет — Советский союз. Зажгли звезду СССР ярчайшие пассионарии. Пассионарии, но уже новые, его же и разрушили... Одной из причин развала СССР стала вспышка пассионарности в конце 70-х годов и неумение уже закостенелой, формализованной системы государственности, где КПСС срослась с управлением, ответить на неформальные, не предусмотренные системой запросы новых пассионариев. Собрать Евразийский союз как государство также способны только новые пассионарии. Роль человеческого фактора в строительстве государства переоценить нельзя. Вопреки махинациям политологов и цифрам экономистов одни государства утверждаются, а другие исчезают, как круги на воде. И всегда костяком любого государства была небольшая группа людей, которых одни называют государственниками, другие — принципиальными людьми, людьми твёрдых убеждений, а иногда их называют пассионариями. И вовсе не обязательно, чтобы они были у власти. Необходимо, чтобы на наиболее ответственных и сложных рубежах борьбы государства за выживание таких людей было достаточно и им оказывали необходимую поддержку. С середины семидесятых проблемой высшего партийного руководства стала новая советская неуправляемая молодёжь. Вопреки официальному взгляду на «стиляг» как на продукт «тлетворного влияния Запада», был и аспект, о котором знали только партийные руководители и правоохранительные органы. Молодые люди (школьники, комсомольцы) вечером собирались в стайки и устанавливали между собой отношения, ни на что не похожие, отличавшиеся бескомпромиссностью, жестокостью. В них было что-то и от рыцарского кодекса чести и от уклада первобытных племён. Немедленно была поделена территория проживания, девчонки и места развлечения. Сами дети разбивались на группы, «банды», «конторы» и т.п., выясняя отношения в стычках, «форся» безрассудным поведением, бесшабашной ездой на мототехнике. Были брошены огромные усилия на то, чтобы отвлечь их от подобного времяпровождения. В срочном порядке была развита сеть досуговой деятельности учащихся. Раскинулась инфраструктура кружков, факультативов, секций. Но молодой человек успевал и в комсомольской ячейке быть лучшим, и отлично учиться, и кружки посещать. А ночью у него начиналась другая жизнь. Парень выходил вечером в ветровке «на обход территории». Ничего похожего на зарубежные субкультуры в этом явлении не было. Сами молодые люди тяготились повседневностью. В каком-то смысле спасением для этого поколения стала Афганская война. Тысячу лет тому назад вспышка пассионарности повела беспокойную молодёжь патриархальных скандинавов в «вик» (поход). Проблему социализации советских «викингов» руководители СССР решить не смогли. Они попытались уклониться от решения путём «распыления» пассионариев, вместо того, чтобы использовать их энергию. Скорее всего, высшее руководство партии усмотрело в такой молодёжи прямую угрозу собственной власти, а потому во времена послехрущевские путём негласных инструкций постаралось создать систему партийной номенклатуры, через которую ни один пассионарий не проник бы в вертикаль реальной власти. Той партийной номенклатуры, которая, по сути, уже отказалась от марксизма и после развалила СССР. В частных западных компаниях организация труда происходит при максимальной поддержке наиболее перспективных людей. Последние десятилетия существовала тенденция на ключевые и руководящие посты выдвигать наиболее «креативных» из них. Их стали называть «топ-менеджерами». Однако «креативность» вовсе не тождественна ни талантливости, ни пассионарности, поскольку относится к корпоративной субкультуре, в которой важны профессиональные рефлексы и деловая хватка. Ничего удивительного, что большинство банков, где у «руля» были эти выскочки, потерпели наибольшие убытки во время последнего финансового кризиса. Разочарованные компании вынуждены вернуться к старой кадровой политике, когда карьеру делают стабильные и надёжные «рабочие лошадки». У пассионария особое ощущение времени и пространства. Он живёт в измерении вечности и мыслит такими нравственными категориями и ценностями, в которых “власти ради власти” места нет. Пассионарию нужна сверхзадача. Яркий пример — Сергей Павлович Королёв. Только его смерть, мне кажется, преградила Советскому Союзу дорогу на Марс, которую сейчас активно прокладывают американцы. Пассионарию необходимо соответствующее окружение. Пассионарий — это вирус государственности, но ему необходима группа если не единомышленников, то людей, которые помогали бы в полной мере раскрыться его талантам. Такая личность нуждается в высококультурной среде. Собрать, восстановить наше государство смогут лишь люди, для которых сверхзадача, сверхидея дороже личных потребностей и забот. Люди, которые готовы делать и желать больше; люди, которые хотят нести ответственность за всё, что происходит. Но никак не кравчуки и шушкевичи, желание которых «смачно жити у своїй хатині»... КПСС срослась с управлением. И если системе управления достаточно формализованных вещей для поддержания системы, то в партийной деятельности важна живая вера и неформальные, несистемные решения, особенно в условиях изменяющейся жизни. Став государственным аппаратом, идеологи партии, типа Кравчука и Суслова, убили веру в партию, уничтожили смыслы. Но пришли новые пассионарии, которые потребовали именно смыслов, яркой жизни от слов и формы. Когда её там не оказалось, они решили снести весь государственный аппарат, отождествив его с партией и обществом. Вот и вышло по Зиновьеву: целились в коммунизм, а попали в Россию. Современный поход к поддержке перспективных молодых людей, среди которых, безусловно, есть пассионарные личности, идёт по пути распределения финансовых потоков, распыляемых на «гранты». А теперь представим себе, что человек, который изо всех сил стремится вырваться из среды, в которой он вырос, но которая одновременно его сильно тяготит, остается жить и работать в этой среде, получая определённую финансовую поддержку. Среда его тяготит, поскольку не может дать ни соответствующего круга общения, ни условий для самореализации. В девяти случаях из десяти эта финансовая поддержка будет им восприниматься, как жалкая подачка. Ведь для него общение с себе подобными и перспектива реализации своей сверхзадачи имеют гораздо большую ценность. Настоящему учёному и государственному деятелю одни только гранты не нужны, прежде всего ему нужен воздух труда и открытий. *** Используя гипотезу и терминологию Л. Гумилёва, можно сказать, что вспышка пассионарности 70-80-х годов стала рождением нового этноса. Этот этнос должен был оформиться в суперэтнос — огромную совокупность людей, которые сформировали бы новый виток государственности СССР. Но этого не случилось. Евразийский союз сможет задышать полной грудью только тогда, когда сформируется хотя бы начало евразийского супертэтноса. Количественные характеристики такого суперэтноса второстепенны, важны качественные. Примеры таких суперэтносов известны истории: татаро-монголы, русские времён империи, большевики (не удивляйтесь) времён СССР. Представители евразийского суперэтноса должны желать долететь до Марса, как желал Королёв — не меньше. Всё на этой планете должно входить в сферу ИХ интересов, а точнее сказать, в сферу их ответственности, боли, заботы. И главное: все народы Евразии они должны принимать, как своих братьев. Только тогда интеграционные процессы получат прочный, независимый от перемен властной конъюнктуры вектор развития. И только тогда наша великая страна возродится. Текст написан в соавторстве с Сергеем Садовским. Вернуться назад |