Похоже, отношения многих государств вступают в новую фазу. Европейские страны вновь начинают делить территории. Вспомним хотя бы претензии России на кое-какие земли Грузии, или обращение Румынии в международный суд по поводу нашего острова Змеиный. Пока вопросы решаются более-менее мирно. Но у южных границ Украины зреет конфликт, и вряд ли мы сможем остаться в стороне, сообщает информационно-аналитический портал.
Перед очередной годовщиной вооруженного конфликта в Приднестровье противостояние на Днестре грозит перерасти в новую войну. Власти Приднестровской Молдавской Республики приняли закон о госгранице, предусматривающий установление контроля над населенными пунктами, находящимися под юрисдикцией Кишинева. Собеседники «Коммерсанта» в правительстве Молдовы увидели в законе «элементы возможного использования оружия». Эксперты же и западные дипломаты в Кишиневе усматривают в действиях Приднестровья «руку Москвы» и попытки выставить Украину, председательствующую сейчас в ОБСЕ, в невыгодном свете.
Приднестровский президент Евгений Шевчук подписал закон о госгранице, вызвавший жесткую реакцию Кишинева и ОБСЕ. В нем территорией непризнанной Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) объявляются несколько населенных пунктов, находящихся под юрисдикцией Кишинева. Речь идет о сросшемся с городом Бендеры селе Варница на правом берегу Днестра, а также о левобережной части Дубоссарского района, где расположены села молдавского подчинения Дороцкое, Кошница, Пырыта и Погребя. Они находятся в зоне безопасности, наводненной силовиками с обеих сторон, и не раз становились поводом для территориальных споров, сообщает «Коммерсант».
Согласно новому закону, «до признания суверенитета и независимости» ПМР власти республики устанавливают «в одностороннем порядке меры по защите своего суверенитета на госгранице». Что подразумевают эти меры и как Приднестровье будет брать под контроль пять сел — непонятно. Зато известно, кто должен обеспечить исполнение закона, который вступит в силу 24 июня. По указу Шевчука от 11 июня, ответственность за охрану границы несут главы КГБ, МВД и таможни. Этим же указом упомянутым ведомствам предписано в трехмесячный срок представить предложения по установке на границе пунктов пропуска. Таким образом, к обустройству очерченной законом границы планируется приступить осенью.
Молдавские власти отреагировали бурно. Правительство назвало приднестровский закон «противоречащим юридическим нормам и логике урегулирования конфликта», а действия Тирасполя «односторонними и открыто игнорирующими принципы и механизмы зоны безопасности». Парламент же назначил на 20 июня экстренное заседание по ситуации вокруг Приднестровья, на которое позовут президента и премьера. Обеспокоенность действиями Тирасполя выразил и председательствующий в ОБСЕ глава МИД Украины Леонид Кожара.
Следует напомнить, что урегулирование приднестровского конфликта является одной из главных задач Украины на период председательства. Говоря о его приоритетах, господин Кожара ранее подчеркнул, что в этом году Украина уделит особое внимание «установлению доверительных отношений и примирению» между 57 членами ОБСЕ. При этом Киев заявил, что намерен активизировать переговоры по нагорно-карабахскому конфликту, дискуссии относительно Абхазии и Южной Осетии, приднестровскому урегулированию. В апреле глава МИДа призвал ПМР и Молдавию «воздержаться от любых односторонних шагов, которые могли бы вызвать предпосылки к противостоянию или даже спровоцировать конфликтные ситуации».
Обостренная реакция Кишинева на решение президента ПМР объясняется и тем, что за последние несколько месяцев в зоне прямого соприкосновения молдавских и приднестровских силовиков произошла серия инцидентов, которые едва не закончились кровопролитием. В конце апреля приднестровские таможенники попытались установить в Варнице вагончики «для борьбы с контрабандой» — в ответ молдавские силовики перебросили туда несколько десятков своих людей. А за пару недель до того приднестровские спецназовцы силой уложили на асфальт молдавских полицейских, которые попытались не пропустить через полицейский пост в той же Варнице автомобиль с сотрудниками милиции ПМР.
Виновные за те инциденты по сегодняшний день не установлены. Деятельность Объединенной контрольной комиссии, отвечающей за обстановку в зоне безопасности, сейчас заблокирована. Решения в ней принимаются консенсусом, но представители Кишинева и Тирасполя никак не согласуют повестку дня.
«Почему 20 лет такого закона не было, а сегодня появилась необходимость его принять? — заявил вице-премьер по реинтеграции Молдовы Евгений Карпов.— В нем есть элементы возможного использования оружия. Население обеспокоено, и у нас есть сигналы, что идут приготовления для принятия (приднестровской стороной) дополнительных мер. На протяжении полугода мы сталкиваемся с действиями, которые не вписываются ни в политические, ни в юридические рамки».
В Тирасполе удивлены нервной реакцией Кишинева. «Закон не затрагивает положения граждан Молдавии и не меняет правила пересечения границы ПМР,— пояснила «Коммерсанту» глава МИД Приднестровья Нина Штански.— Он зафиксировал текущее положение дел и дублирует положения конституции. Не секрет, что отдельные приднестровские территории находятся под юрисдикцией Молдавии». Вопрос о том, как закон будет реализовываться, госпожа Штански посоветовала задать «на стадии его исполнения».
Эксперты же усматривают в происходящем вокруг Приднестровья тенденцию и не ждут ничего хорошего. «Это чистая провокация, чтобы, во-первых, завести в тупик переговорный процесс, а во-вторых, судя по риторике Приднестровья в последнее время, помешать успешному председательству Украины в ОБСЕ,— считает старший аналитик Института мировой политики Леонид Литра.— Такие решения выставляют Украину в негативном свете, как будто она не может способствовать установлению мира на региональном уровне».
При этом эксперт полагает, что даже если Киев обратится к руководству ПМР с призывом отказаться от односторонних шагов, он не будет услышан. «Поэтому Украина должна четко обозначить отрицательные последствия таких действий. Я думаю, что Украина будет реагировать на подобные провокации не в этом году, а в следующем. Председательствуя в ОБСЕ, Киев старается сделать так, чтобы все были довольны, но в следующем году Евгений Шевчук почувствует ответ Украины на подобные действия»,— заявил «Коммерсанту» Литра.
В Кишиневе же многие видят причины напряженности в приближении ноябрьского саммита Восточного партнерства в Вильнюсе, где, как ожидается, будет подписан договор об ассоциации Украины и Евросоюза, а Молдавия и ЕС объявят о завершении переговоров о безвизовом режиме и парафируют соглашение об ассоциации. «Марионеточный приднестровский режим решает геополитические задачи России. Он и задумывался как механизм удержания Молдавии сначала от объединения с Румынией, а теперь и от сближения с ЕС. Соперничество Москвы и Брюсселя в регионе принимает конкретные контуры,— говорит политолог Николае Киртоакэ.— Мы являемся свидетелями создания плацдарма жесткого давления на Молдавию».
Этот тезис разделяют и западные дипломаты в Кишиневе. «Все начинает напоминать события в Грузии в 2008 году,— заявил «Коммерсанту» дипломат, участвующий в переговорах по урегулированию приднестровского конфликта.— Не нужно забывать, что в Вильнюсе будут заключены договоренности не только с Молдавией, но и с Украиной, которая к тому же занимается Приднестровьем, будучи председателем ОБСЕ. Дестабилизация обстановки на Днестре ударит и по Кишиневу, и по Киеву».
В то же время статс-секретарь, замминистра иностранных дел РФ Григорий Карасин считает безосновательными разговоры о том, что принятый Приднестровьем закон о госгранице может привести к обострению ситуации и силовому столкновению, сообщает «Интрефакс-Украина».
«Люди, которые говорят об использовании силы, пытаются раздуть огонь в том месте, где нет дров и искр», – сказал Карасин в пятницу.
Он отметил, что «присутствие российских миротворцев - надежная гарантия того, что там не произойдет неконтролируемого силового столкновения».
По словам Карасина, такие разговоры могут быть вызваны «воображением авторов, политиков, которые хотят обострить ситуацию».
Замминистра не исключил, что «в ближайшее время туда будут направлены представители России и Украины, чтобы еще раз посмотреть на ситуацию».
В сложившихся обстоятельствах необходимо «двигаться поэтапно, чтобы совместными усилиями помочь выработать доверие и конструктивные отношения между Тирасполем и Кишиневом», сказал он.
В консультативном формате по молдавско-приднестровскому урегулированию «5+2» Молдова и Приднестровье выступают как стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели.
Справка. Приднестро́вский конфли́кт (Молдо-приднестровский конфликт) — конфликт между Молдавией и непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой, претендующими на контроль над рядом территорий, прилегающих к реке Днестр (Приднестровье), население которых составляют молдаване, русские и украинцы (примерно в равной пропорции) и бо́льшая часть которых в настоящий момент находится под контролем ПМР.
Конфликт, начавшийся еще в советское время (1989), после обретения Молдавией независимости, привёл к вооруженному противостоянию и многочисленным жертвам с обеих сторон весной и летом 1992 года. Вооруженные действия удалось прекратить благодаря вмешательству России. Российские войска под командованием генерала Александра Лебедя вмешались в конфликт для защиты мирных граждан и прекращения кровопролития. Молдавская сторона в свою очередь неоднократно высказывалась за вывод российских войск из региона.
В настоящее время безопасность в зоне конфликта обеспечивают Совместные миротворческие силы России, Молдавии, Приднестровской Молдавской Республики и военные наблюдатели от Украины. В ходе многочисленных переговоров при посредничестве России, Украины и ОБСЕ достигнуть соглашения по поводу статуса Приднестровья не удалось. Отношения между сторонами конфликта остаются напряжёнными.
Вернуться назад
|