ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Сергей Михеев: «Я против свободы умирать»

Сергей Михеев: «Я против свободы умирать»


14-06-2013, 15:22. Разместил: VP

Известный российский политолог и публицист анализирует причины наших демографических провалов



Отправить материал по почте

- Сергей Александрович, еще в 2005 году наши эксперты подготовили доклад с данными о том, какой ущерб наносит экономике страны депопуляция. Начиная с 60-х годов прошлого столетия российское население перестало самовоспроизводиться. В середине 2000-х страна теряла ежегодно не менее чем по 750 тысяч человек. По прогнозам специалистов, при сохранении подобной ситуации через каждые 50 лет численность коренного населения страны будет уменьшаться на 30 процентов. Но вот нам сообщили: меры по улучшению демографической ситуации привели к тому, что в 2012 году нас стало на 300 тысяч человек больше - впервые со времен СССР. Статистика рисует чуть ли не радужную картину, но ведь свой вклад в рост численности населения вносит миграция. Если в 2011 году в стране поселилось более 250 тысяч иностранцев, то в 2012 - уже более 270 тысяч…


- К сожалению, тенденция очевидна, и переломить мы ее пока не можем. Видимо, сегодня речь идет о тактических успехах, но не о стратегической победе. Скажем, секретарь Совета безопасности Николай Патрушев в сентябре 2011 года подтвердил: численность населения в трудоспособном возрасте с 2011 по 2025 годы уменьшится не менее чем на 10 миллионов человек. Как он сказал, «резервы повышения уровня экономической активности в молодом и старшем возрастах фактически исчерпаны».

Вектор остается прежним: снижается численность населения, соответственно – и количество тех, кто может работать на благо нашей экономики. В ближайшие годы мы с этим еще не раз столкнемся и, конечно, станем пытаться найти выход из положения. Но надо учитывать, что вряд ли эту тенденцию можно переломить в течение трех-четырех лет, потому что формировалась она давно. Причин ее появления много, и они самые разные.

 

- Кажется, мы попали в замкнутый круг. Для того чтобы мрачные прогнозы не оправдались, надо развивать экономику – конкретно в смысле повышения уровня благосостояния людей. Для развития экономики людей не хватает. Исследования, проведенные с 1960 по 2000 год в 100 странах мира, показали, что увеличение на один год продолжительности жизни дает прирост внутреннего валового продукта на 4 процента. Как сказала министр здравоохранения Вероника Скворцова, если будет выполнена государственная программа, то увеличившаяся до 74,3 лет продолжительность жизни принесет рост ВВП на 20 процентов! Тогда и заживем – но когда?


- Насчет «заживем» - не знаю, не хочу обнадеживать читателей. Мы имеем дело с некоей психологической ловушкой. Люди хотят в перспективе жить хорошо, но никто сегодня особенно не рвется что-то делать для достижения этой цели. В том числе – те, кого именуют «рядовыми гражданами». Жить без забот хочется, а вот рожать детей и работать неохота. Поэтому мы ждем, когда на нас свалится сытая и безбедная, долгая и не особо обременительная жизнь. И, конечно, здоровая.

Может, так жили в древнем Риме: если ты родился в семье рабовладельца, то у тебя - огромное имение и толпы людей, которые на тебя трудятся, пока ты предаешься безделью.

 

- Ну почему только в древнем Риме, вот наши газеты подсчитали, сколько миллиардов унаследуют дети олигархов. Трудно сказать, захотят ли они, получив эти деньги, что называется, вкалывать.


- Вот это и стало основной мечтой нашего населения: раздобыть где-нибудь миллиард и ничего не делать. Но давайте честно признаем, что это невозможно. Американцы пытаются реализовать себя в роли мирового рабовладельца, но нам-то это никак не светит.

Вернемся к реальной экономике и демографии. Нам следует понять, зачем и для чего необходим прирост народонаселения, за который мы так ратуем. Лишь для того, чтобы народу стало побольше? Странная цель, но именно она порождает стремление накачивать Россию мигрантами. Ну, и зачем нам все это? Предположим, мы перевезем к себе всю Среднюю Азию, потом – всю Африку. Тогда исчезнем, как таковые, превратимся в еще одну Среднюю Азию. В чем тут великий смысл? Примитивный рост населения ради роста не может быть стратегической задачей. Подлинной целью должно стать воспроизводство оригинальной аутентичной цивилизации, историческая основа которой все же является славянской и базируется на фундаменте православной культуры.

Когда же мы ведем разговоры о том, что нам необходим рост трудоспособного населения любой ценой, то делаем это, исходя из интересов и логики бизнеса. И в этом случае самым простым и дешевым путем решения демографической проблемы действительно является массовое привлечение мигрантов. А если называть вещи своими именами – замена одного населения на другое ради решения конкретных бизнес-задач. Если мы рассматриваем себя не как цивилизацию, а как некий бизнес-проект, то действительно, нам нужно побольше народу – неважно, какого. Желательно – такого, которому надо мало платить и который не станет ничего просить. «Кончится» Средняя Азия – будем брать голодающих негров из Сомали, например. Они вообще за похлебку могут работать. То есть, с точки зрения бизнеса они еще лучше коренного населения в несколько раз. Но логика эта самоубийственная, просто «заполнить» Россию народом ради того, чтобы больше производить, бессмысленно. Государство и общество существуют не ради того, чтобы минимизировать расходы и максимально увеличивать прибыль бизнеса. Практика показывает, что никакого положительного эффекта для общества в целом это не дает.

К тому же, даже с точки зрения экономики, очевидно, что количество населения не переходит автоматически в его качество. Много говорится о модернизации экономики. Но с кем и как ее модернизировать? С миллионами необразованных мигрантов, которые и на своем-то родном языке говорят порой с трудом? Ведь это и вопрос качества того будущего, которое нас ждет. Для другой жизни требуется другая экономика. Создание качественных условий жизни требует не огромной армии чернорабочих, а развития новых отраслей экономики. Но технологический прорыв в нынешних российских условиях возможен преимущественно на основе коренного населения.

И здесь необходимо признать и другое: цивилизационное воспроизводство упирается в уровень рождаемости коренного населения. А вот оно, к сожалению, рожать не хочет. Я говорю о русских, о славянах, которые, увы, на протяжении многих лет подвержены ряду болезней социального характера. Часть из них действительно искусственно стимулируется заинтересованными людьми и организациями, но другая часть болезней объективно существует.

В целом падение рождаемости во всем мире связано с уничтожением традиционного общества. У нас это уничтожение планомерно началось в 1917-м, но еще довольно долго сохранялась инерция. После войны демографическая «яма», связанная с громадными потерями, на мой взгляд, наслоилась на интенсивное разрушение традиционного сознания и постепенный уход из жизни того поколения, которое еще помнило устои традиционной семьи. Именно поэтому тенденция падения рождаемости особенно явно начала проявляться в начале шестидесятых годов. В том числе, я увязываю ее возникновение с пресловутым «шестидесятничеством», всеми так называемыми «оттепелями». Потому что в сознание начала внедряться, по сути, западная система ценностей, в которой индивидуальная самореализация стоит гораздо выше традиционных устоев. Семья начала терять ценность как таковая, а на передний план вышли бесконечная саморефлексия, копание в себе, рост индивидуальных амбиций и стремление выглядеть в жизни кем-то особенным. Всевозможные «лирики» и «физики» принялись спорить о чем-то очень заумном, а параллельно стал беспрецедентно расти уровень разводов, который уже в 70-х годах стал даже властью восприниматься как угроза. Кроме того, к этому времени о дореволюционной, христианской традиции семьи уже успели основательно подзабыть, так как люди того поколения уходили из жизни, а советская идеология стала давать сбои и терять внутреннюю энергию. Появившаяся пустота неизбежно компенсировалась ростом эгоизма, повышенными запросами к жизни, снижению уровня терпимости, разными индивидуальным «поисками» и так далее. В общем, в головах началась очередная «разруха». Институт семьи стал стремительно деградировать. Об этом совершенно очевидно свидетельствует даже официальная советская статистика. Неполные семьи, брошенные дети, всесоюзный розыск алиментщиков – все это стало обычным делом. Семья начала терять свою ценность, рожать детей стало «неинтересно», потому что они мешали, что называется, самореализовываться. Ну а воспитание детей, как известно, требует очень больших усилий и хлопот, да и самоограничений, а главным интересом в жизни стало получение удовольствия. Так что процесс начался не в девяностые годы, когда распался Советский Союз, а гораздо раньше. Волна роста разводов пришлась на семидесятые годы: молодежь, формировавшаяся в условиях «оттепели», в это время вступила в период создания семей. А их негативный пример стал порочной «наукой» и для следующих поколений.

В девяностые годы, с исчезновением СССР, тенденция радикально усилилась, мы полностью и без стеснения стали перенимать западную моду, диктовавшую, что личное благосостояние и свобода важнее всего на свете. А жестокий кризис во всех сферах жизни и почти полный отказ государства от своих социальных обязательство только усугубили развал института семьи.

 

- Речь ведь о гедонизме?


- Именно. Личное удовольствие и личное потребление важнее семьи, важнее личной ответственности, государства, общества, да и всего остального. Превыше всего – я. Именно мои потребности есть мерило того, что есть правильно, а что неправильно. Остальное вторично. В этих условиях любая социальная ответственность признается пережитком. Включая семейную. Пережиток этот мешает самореализации, ну, если так, то от него надо отказываться. Дети? Откажемся. Семья? И от нее тоже. Патриотизм? Да не смешите. Долг перед государством? Полноте, о чем вы. Грубо говоря, я и мое хотенье – главная цель всего.

К сожалению, это явление проникло очень глубоко и уже давно носит в нашем обществе массовый характер. Мы готовы предложить самим себе множество отговорок, по которым не намерены рожать детей. Чаще всего они надуманы, к примеру, вам объявляют, что «не хотят плодить нищету». Извините, на поездку в Турцию или Египет деньги у вас есть, а на детей – нет? На то, чтобы не вылезать из ночных клубов, средства находятся, а на воспитание детей – нет? На машину хватает – на детей не хватает? В конце концов, на водку и прочие сомнительные пристрастия деньги у миллионов людей регулярно находятся, а на детей - нет.

Когда говорят, что денег не хватает, надо понимать эти слова так: «Я не хочу ограничивать себя и свои удовольствия ради детей». Но так как прямо и открыто это заявить все-таки многим неудобно - каждый ведь хочет считать себя правым и хорошим - начинают валить все на внешние обстоятельства. Самый популярный виновник это государство, которое «не создает условий». А разве государство обязано помогать во всем и везде, что называется, платочком сопли вытирать? Посмотрите на другие страны с традиционными семьями: там что, всех осыпают деньгами по принципу бери – не хочу? Вовсе нет.

Напомню об одном случае, в котором смешалось все: желание повеселиться, наличие машины, денег, абсолютная безответственность – и оставленный на попечение матери ребенок. Итак, осенью прошлого года в центре Москвы нетрезвая девушка на «Мерседесе» устроила аварию, по ее вине было не только разбито несколько машин, но и лишился ноги мотоциклист. В столице происходит много дорожно-транспортных происшествий, но эта заинтересовала всех. Ведь виновница аварии 21 года от роду призналась, что села за руль пьяной потому, что ей позвонила мать и попросила срочно приехать к заболевшей полуторагодовалой дочери. У девушки за рулем в крови обнаружили 1,23 промилле, что соответствует примерно 150-200 граммам водки. Дальше – больше. Она попросила выпустить ее под подписку о невыезде и предложила залог в 500 тысяч рублей. Позже призналась, что сама никогда не училась водить, а «права» ей подарили. Накануне столкновения она оставила на своей странице в социальной сети запись: «Хочу завтра чего-нибудь такого, чтобы прямо ва-у-у-у!». Официально она безработная, дорогой машиной управляла по доверенности, полученной от бизнесмена. Надо что-то добавлять? Какие условия должно было государство создать этой женщине, чтобы она ответственно отнеслась к воспитанию собственного ребенка и к жизням окружающих людей?

 

- Вспоминаю, как в советские годы воспитывал своих детей. Коляску искал, всех этих памперсов не было, как не было детских лекарств. Сейчас – все в магазинах и аптеках. Так что растить детей сегодня в некоторых отношениях проще, согласитесь.


- Да, сейчас возможностей для этого куда больше. Но вопрос – в социальных установках. Они примитивны: не хочу напрягаться, хочу быть вечно молодым, то есть постоянно развлекаться. Естественно, дети развлекаться мешают. Даже те, кто все же заводят семью, не хотят менять образ жизни, а пытаются всю жизнь «скакать козлом», оставаясь вечными подростками. Именно эта мировоззренческая установка – корень демографической проблемы России. Остальные проблемы – лишь производные. Разрушение традиционного сознания стало причиной малодетности и бездетности.

Рискую нарваться на отповедь советских патриотов, но скажу: именно модель того времени стала сознательно, активно и системно разрушать традиционную семью в России. Посмотрите на вакханалию двадцатых годов – семья в тот период именуется пережитком. Про шестидесятые я уже сказал выше.

Потом спохватились и попытались хотя бы частично вернуться к нашим традициям, советская система стала пропагандировать тезис «Семья – ячейка общества». Родился он не от хорошей жизни, в тот период, когда стало ясно: развал семьи может привести к непоправимым последствиям. Подсчитали – прослезились, и начали поддерживать семью. Социальная поддержка в позднем Советском Союзе действительно была ощутимой, но выправить ситуацию она не смогла.

Вообще, на мой взгляд, именно революционеры и их последователи вольно или невольно стали носителями радикально либеральных, откровенно прозападных идей в сфере общественных отношений, будучи последователями одной из западных философских доктрин. Разрушив традиционную Россию, эта зараза принялась потихоньку поедать и сам советский организм, для того, чтобы впоследствии взрывным образом выплеснуться в девяностые.

Развал СССР в девяностых полностью обрушил всю социальную политику. Конечно, людям семейным стало жить гораздо труднее, чем несемейным, материальные трудности были огромными. Сейчас мы пытаемся выстроить некую новую модель в сфере поддержки семьи, но пока что имеем лишь часть от того, что существовало в советские времена. Хотя, как я уже говорил, и советская модель не смогла преодолеть негативных тенденций.

Тем не менее, главной следует считать проблему мировоззренческую. В дореволюционной России не было ни детских садов, ни пионерских лагерей – а в семьях росло по 10-12 детей. А сегодня трое-четверо считаются за подвиг. На самом деле, это минимум, необходимый для воспроизводства. Но нам кажется, что это очень и очень много…

 

- Одна из западных идей, проросших на российской земле - движение «чайлд фри», объединяющее людей, добровольно выбравших бездетность. Уверяют, что корни движения – в высоком уровне жизни и образования, который вызывает у людей желание жить для себя. Получается, чем лучше станет жить, тем быстрее мы вымрем?


- Надо посмотреть глубже, и сделать это с помощью интернета очень легко. На самом деле основоположницей этой идеологии была американка Маргарет Зангер, создавшая новую модель геноцида, как считают многие эксперты. Она пропагандировала отказ от деторождения, и ее успехи оценил в 1925 году фонд Рокфеллера, начавший спонсировать Американскую лигу контроля над рождаемостью. В 1934 году Зангер опубликовала проект закона, призванного «остановить перепроизводство детей». Сегодня же нас пытаются уверить в том, что отсутствие детей – это привилегия «развитого» социума, к которому относится и Россия с ее «креативным классом». Вот так прикрывают откровенные призывы к гедонизму. Заодно втолковывают, что чем меньше будет в России едоков, тем гуще будет похлебка у оставшихся. Не только у граждан нашей страны.

 

- Так что же такое в русском менталитете семья и дети?


- Проблема в том, что я сегодня не понимаю, что есть современный русский менталитет. Он крайне размыт, скажу просто: русские постепенно вымирают. Причем делают это, в первую очередь, по собственному желанию. Это грозит исчезновением русской цивилизации как таковой. Огорчу читателей, которые постоянно ищут виновников на стороне - дело, прежде всего, в самих русских. Да, есть темные силы, которые нас злобно гнетут – и внутри страны, и за ее пределами. Только ведь вопрос стоит гамлетовский, «достойно ли смиряться под ударами судьбы, иль надо оказать сопротивленье?» Уверен: надо оказать сопротивление, но мы этого делать не хотим. В массе своей – опять повторюсь, к сожалению – русские сегодня ищут поводы для того, чтобы ничего не делать. Даже те, кто громко объявляет о наличии у него некоей активной жизненной позиции, как, к примеру, националисты. Они готовы бороться с кем угодно, но вот, грубо говоря, не намерены прилагать никаких усилий для того, чтобы родить и воспитать пять-шесть русских детей. Предпочтут ходить на сборища радикалов, посещать фанатские трибуны на футбольных матчах, покрыть себя англоязычными татуировками или даже кому-нибудь набить лицо - и при этом мнить из себя настоящих русских патриотов. Ты вот пойди, и воспитай пять русских детей, это поступок! Нет, отвечают, этого мы делать не хотим. Мы будем пиво бухать, размахивать шарфами, орать дурным голосом, основывать какие-то тайные общества «меча и орала». Я утверждаю: каждый, кто предпочитает это созданию нормальной, русской, многодетной семьи, на самом деле является главным врагом русского народа.

Более того, сколько русских женщин - с санкции русских же мужиков - убивает своих русских детей в утробе, делая аборты! Если бы число абортов у нас сократилось хотя бы вдвое – не говорю даже о том, чтобы они вовсе исчезли – мы бы получили мощнейший прирост населения. Но – нет, этим мы заниматься не станем. Я сам считаю себя умеренным националистом, однако, когда слышу некие стоны и вопли людей, считающих себя националистами, то спрашиваю: «А ваши женщины никогда не делали абортов?». Если делали, а вы это поддерживали, то вы и есть убийцы русского народа. И не надо больше никого искать – просто посмотрите в зеркало.

Я говорю им: «Задумайтесь о том, что ежегодно русские женщины, вместе с русскими мужчинами, умерщвляют миллион русских детей!». Сделайте все для сокращения абортов – и вы увидите такой прирост русского населения, о котором и не мечтали.

При этом, конечно, существуют «темные силы», которые совершенно не заинтересованы в том, чтобы мы прирастали. Они ведут пропаганду абортов, внедряют нездоровый образ жизни, стимулируют пьянство и рекламируют гедонизм. Это не только «западники», они есть и среди наших сограждан, в том числе – и при должностях.

Но давайте помнить, что у человека всегда есть свобода выбора: если вы все это принимаете, тогда не пеняйте на злобных дядей, которые не дают вам нормально жить. К примеру, Владимир Мединский выпустил книгу о том, что пьянство русских – это некий миф. Да, россказни о вековом русском пьянстве – ложь. Но сегодняшняя ситуация просто катастрофическая, уровень пьянства зашкаливает, оно пропагандируется на каждом шагу – посмотрите так называемые развлекательные или юмористические программы. Все вокруг пьянства, я уж не говорю о том, что все «ниже пояса». Внедряется мысль о том, что пьяным быть интересно, прикольно и модно, пьянство обеспечит вам яркую, веселую и беззаботную жизнь. А даже относительно трезвый образ жизни – скука, это для «лохов», для дураков, настоящие веселые парни обязаны быть пьяными и совершать идиотские, порой самоубийственные поступки. И в этом, чуть ли не смысл жизни. Затем же мы приходим в ужас от статистики пьяных аварий и убийств. Вопрос – в сознательном выборе. На сегодняшний день никто не может заставить вас против вашей воли пьянствовать, делать аборты, бросать своих детей, забывать своих родителей и так далее. Поэтому не надо валить на внешние обстоятельства – все это мы делаем сами, по своей свободной воле и совершенно сознательно. Совершенно сознательно мы убиваем и себя, и свое будущее. И никакие новые революции, к которым нас периодически зовут, не смогут изменить положение дел, если мы сами не решим измениться.

 

- Если подытожить, каким должен быть первый и самый главный шаг в решении демографической проблемы?


- Надо посмотреть на себя. Понять, что никто вам не обеспечит «дольче виты». Скажем, к выходцам с Кавказа у жителей центральной России есть масса обоснованных претензий. Но, простите, несмотря на то, что жизнь, к примеру, в Дагестане или Ингушетии далеко не сахар, тамошние жители детей рожают, а не убивают. Поэтому их и становится больше. Так чего мы ждем? Каким образом планируем увеличить численность русского населения в нашей стране? Слова, и снова слова… Все эти иллюзии напоминают бред шизофреника, он убивает своих детей – но при этом хочет, чтобы русских стало больше. Этого никогда не произойдет - пока мы будем продолжать жить так, как живем сейчас. Более того, мы обречены на историческое поражение. Как говорят, часы тикают, но никто этого слышать не хочет, все громко говорят о необходимости «улучшить и углубить». А еще всем не хватает пресловутой свободы. Хочется спросить – а зачем вам всем свобода? Для того, чтобы быстрее умирать? Я против свободы умирать. И надеюсь, что у меня есть единомышленники.

Беседу вел Виктор Грибачев 


Вернуться назад