Назначение Сьюзан Райс (1) на должность советника президента США по национальной безопасности напрямую или косвенно коснется как кавказской политики Вашингтона в целом, так и стратегии по отношению к каждой стране, составляющей этот регион. Для этого имеются как объективные, так и субъективные причины. К первым можно отнести текущую обстановку, связанную с радикальным исламом и политическими процессами на Северном и Южном Кавказе, последствия бостонского теракта и геостратегические интересы США, ко вторым – личные интересы и профессиональный опыт госпожи Райс.
Конечно же, в первую очередь, взгляд нового советника будет прикован к Ближнему Востоку – не только к сирийской проблеме, но также к Ливану, Ираку, Ирану и Палестине. Однако географическая близость Кавказа имплицитно также предполагает выстраивание специальных отношений со странами региона и активное вмешательство Госдепартамента в текущие политические процессы.
Сьюзан Райс – специалист по так называемым хрупким и несостоявшимся государствам (fragile states, failed states). Она занималась проблемами ряда стран в Африке и в целом курировала этот континент. Конечно, сравнивать данный регион с Кавказом будет не совсем корректно, однако некоторые точки соприкосновения все же имеются. На Кавказе в данную категорию можно отнести непризнанные или номинально признанные государства - Нагорный Карабах, Южную Осетию, Абхазию. Рядом находится потенциально взрывоопасный в социальном отношении Азербайджан, где отмечается явный дефицит демократии. Соседняя Турция также в последние дни является поводом для беспокойства в отношении региональной стабильности. Следует отметить и такие вопросы, как трафик терроризма, а также роль курдов в регионе (в ряде кавказских республик наличествуют места компактного проживания представителей этого народа). Первый случай связан как с проектом Имарат Кавказ, так и с участием радикальных исламистов в боевых действиях (представители как Северного, так и Южного Кавказа были замечены в Сирии на стороне боевиков) и их вовлеченность в противоправную деятельность. Второй – с этническими конфликтами. Райс имеет опыт анализа и вмешательства в этноконфликты в Африке, который, принимая во внимание свойственную американцам технологичность и использование определённых шаблонов, может пригодиться ей и для кавказского региона.
Кроме того, новый советник является ярым сторонником доктрины R2P (Ответственность защищать), обосновывающей военно-гумантитарные интервенции в любые уголки мира во имя демократии и "для защиты мирного населения". Райс неоднократно критиковала руководство США за ошибки, допущенные, по ее мнению, в отношении Руанды, что привело к геноциду народа тутси (2). Также критически отнеслась она и к вторжению в Ирак, считая, что это угрожает самой идее Буша-младшего о борьбе с мировым терроризмом (так и произошло), хотя настаивала на интервенции в Судан, власти которого, по её мнению, притесняли неарабское население.
Однако политическая активность не ограничивается симпатиями к чернокожим гражданам, что можно объяснить этническими корнями нового советника. Сьюзан Райс принадлежит к лагерю либеральных интервенционистов, основной принцип которых состоит в навязывании своих ценностей остальным народам и странам методами жесткой силы. Для хрупких и несостоявшихся государств есть особый подход. Борьба (или помощь) со слабыми государствами по рецепту Сьюзан Райс должна включать в себя:
1) искоренение бедности, т.к. по ее мнению бедность напрямую связана со слабостью государства;
2) целевую помощь, осуществляемую согласно индивидуальному подходу;
3) расширение помощи США, которая включает в себя инструменты, связанные с поддержкой демократии, доступа к рынкам, миротворчества и реформ в области безопасности;
4) укрепление гражданских агентств США, иными словами, расширение сети американских НПО и дипломатических миссий;
5) установление партнерства, которое заключается в вовлечении международных организаций и партнеров США в вопросы слабых государств, чтобы совместно разрабатывать эффективную стратегию (3).
Как опытный дипломат, Райс сможет провести через документы любую формулировку, а друзья и коллеги по лагерю либеральных интервенционистов подставят плечо и обоснуют доводы с точки зрения науки и интересов США.
Однако крайне показательно, что некоторые американские аналитики связывают ее роль в агрессии против Ливии не с интересами США, а ее личными желаниями и амбициями (4). Также в кругах американского истэблишмента говорят, что Райс будет гораздо больше настаивать на действиях в поддержку американских ценностей, чем многие другие, связывающие себя с realpolitik (5), включая ее предшественника.
Таким образом, можно предположить, что в отношении Кавказа будет выстраиваться следующая стратегия:
1. Повышенный интерес во взаимодействии по линии спецслужб. Бостонский теракт является здесь являться своего рода маркером, указывающим на необходимость взаимодействия по линии контртерроризма. Однако под предлогом "взаимовыгодного сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом" вовсе не исключены попытки установления своего влияния. Задержание Москве агента ЦРУ, пытавшегося завербовать сотрудника ФСБ, представлявшимся специалистом по Кавказу, свидетельствует о большом интересе США к этому региону и методах отечественных спецслужб в противодействии терроризму. Имеются признаки того, что в последние месяцы этот интерес резко возрастает.
2. Попытки посредничества в вопросах демаркации границ и замороженных конфликтов, что затрагивает все страны Кавказа без исключения. Частое цитирование американских аналитических центров проблематики во взаимоотношениях Грузии и Южной Осетии (6) свидетельствует о том, что Грузия может быть наиболее вероятным проводником американских интересов в регионе. В этом контексте сложно не обратить внимания также на грузино-армянскую границу и заботу США о совершенствовании её инфраструктуры.
3. Азербайджан будет особым объектом для манипуляции Вашингтона, что связано с грядущими выборами президента. Партия "Единый Азербайджан" уже выдвинула Ильхама Алиева в качестве кандидата в президенты. Хотя данная инициатива является не чем иным, как фарсом, ведь третий срок с Госдепартаментом США Алиева был согласован еще в начале 2013 г., - новый виток автократии может повлечь за собой социальные протесты. Турция будет служить хорошим примером для организации массовых митингов и беспорядков. Вопросы этнических меньшинств, которые в последнее время актуализировались в Азербайджане (талыши, лезгины) также могут быть включены в повестку дня Белого дома. Кроме того, Азербайджан граничит с Ираном, и увеличение американского присутствия в этой стране (по дипломатическим каналам или посредством НАТО) может иметь важное значение в стратегии сдерживания неугодной страны американскими стратегами. Недавняя встреча Дж. Керри с министром иностранных дел Азербайджана Эдьмаром Мамедъяровым по Карабахскому вопросу подтверждает попытки укрепления оси Азербайджан – США с обеих сторон.
4. Российский Кавказ будет привлекать США по нескольким направлениям: терроризм и сепаратизм (по разным направлениям, включая казачество, черкесское движение и пр.); взаимодействие с НПО на Северном Кавказе; Олимпиада в Сочи.
5. Армения и Нагорный Карабах. Учитывая наличие сильного армянского лобби в США, будут предприняты попытки реверсивного влияния, как для получения оперативной информации, так и для подрыва российских интересов, в том числе по линии сотрудничества в ОДКБ. (7)
6. Кавказу, как важному узлу коммуникаций, особенно в отношении энергоресурсов, Кавказу будет отведена особая роль, которая требует повышенного внимания в сфере безопасности, для чего также могут привлекаться и европейские структуры (ЕС, Совет Европы, ОБСЕ, НАТО). Высока возможность координации стран Южного Кавказа по линии проекта "Восточное партнерство", который исключит любые подозрения о прямом вмешательстве США в дела региона. Также ЕС будет оказывать давление на страны Южного Кавказа при любых попытках сближения с Таможенным союзом и ЕврАзЭс, повторяя ту же мантру, что и в случае Украины: "это противоречит статусу ассоциированного партнера с ЕС и соглашению о свободной торговле".
7. Стратегия вовлечения (engagement) будет предприниматься ко всем странам региона с учетом их особенностей и возможностей. Речь идет о привлечении воинских контингентов для выполнения задач в Афганистане, совместных операций и маневров с НАТО и США, развертывание различных гуманитарных программ в Черноморско-Каспийском регионе.
Конечно, на данный момент это пока только гипотеза, хотя в арсенале у геополитических проектантов из США есть гораздо более широкий запас опций. Кроме того, нельзя исключать и африканский вектор в личном интересе Райс, т.к. этот континент продолжает вызывать беспокойство и по причине вспышек терроризма и радикального ислама, активизации ресурсного национализма многих стран, а также интересами Китая и других геополитических игроков.
Примечания
(1) http://www.biography.com/people/susan-rice-391616
(2) Следует отметить, что присутствие США там во время конфликта в Руанде сохранялось, однако оно было не дипломатическим, а реализовывалось посредством транснациональных корпораций, поддерживали ту или иную сторону для того, чтобы получить доступ к минеральным ресурсам, прежде всего, залежам колтана (твёрдый раствор колумбита и танталита, ценная руда ниобия и тантала — важного материала для изготовления электролитических конденсаторов, широко используемых в электронике и электротехнике).
(3) Stewart Patrick and Susan E. Rice. The "Weak States" Gap.// The Washington Post, March 7, 2008
(4) John Hudson. Obama taps Susan Rice as national security advisor.// Foreign Policy June 5, 2013 http://thecable.foreignpolicy.com/posts/2013/06/05/obama_taps_rice_as_national_security_advisor
(5) Traub J. The Combative Consigliere.// Foreign Policy, June 6, 2013
(6) Giorgi Menabde. Tensions on the Border Between Georgia and South Ossetia. Eurasia Daily Monitor Volume: 10 Issue: 104. June 3, 2013
(7) Robert Coalson. Armenia Looks West, Tries To Loosen Moscow’s Grip.//RFERL, June 03, 2013 http://www.rferl.org/content/armenia-russia-relations-eu/25005446.html
Вернуться назад
|