ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Реанимация СНГ: последняя попытка
Реанимация СНГ: последняя попытка29-05-2013, 17:45. Разместил: VP |
Содружество так и не стало единым геополитическим образованием с общим этнополитическим и военно-стратегическим пространством В настоящее время активно развивается интеграционный геополитический проект Евразийского союза. И хотя его основу составили страны, охватывающие более 80 процентов территории СССР, распространение интеграционных процессов на другие бывшие советские республики важно с точки зрения геополитической стабильности всего постсоветского пространства. Ключевую роль в этом процессе может сыграть Содружество Независимых Государств (СНГ).
К сожалению, СНГ так и не стало геополитическим объединением с общим этнополитическим и военно-стратегическим пространством. Более того, в последнее время возникла реальная угроза отхода ряда государств от принципов интеграции, наблюдается явное снижение того потенциала сотрудничества, который был накоплен в прежние годы. Постсоветское пространство Сегодня на военно-политическую обстановку в мире основное воздействие оказывают изменения всей системы международных отношений, происходящие под влиянием двух противоречивых тенденций: с одной стороны – формирование многополюсного мира, с другой – стремление Соединенных Штатов Америки закрепить за собой роль единоличного мирового лидера. Национальные интересы современной России в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении своих позиций как одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами – участниками СНГ и другими соседями. На постсоветском пространстве еще до распада СССР и сразу после него возник и сохраняется до сих пор ряд конфликтных зон. Они и сегодня оказывают неблагоприятное воздействие как на общую военно-политическую ситуацию в Содружестве, так и на безопасность России. Это в первую очередь известная ситуация в Приднестровье, не нашедшие своего разрешения грузино-абхазский, грузино-осетинский и карабахский конфликты. Где бы на пространстве СНГ ни возникало вооруженное противостояние, оно обязательно затрагивает российские интересы. Во-первых, потому, что Россия тесно связана с остальными странами Содружества и любой конфликт ставит ее перед сложным выбором. Во-вторых, государства СНГ связывают конкретные обязательства в рамках как Договора о коллективной безопасности, так и других многосторонних и двусторонних соглашений, поэтому разрешение любого противостояния на постсоветском пространстве не обходится без активного участия Москвы и учета ее позиции. В-третьих, любой вооруженный конфликт, возникающий в пределах границ Содружества, неизбежно создает военные угрозы России. Факторы нестабильности Росту стратегической нестабильности на постсоветском пространстве способствуют разнообразные процессы и явления. В политической сфере существенное негативное влияние оказывает самовластие правящих элит, подчас несовместимое с принципами управляемости государств и Содружества в целом. Отмечается опасное усиление зависимости стран от зачастую некомпетентных решений, принимаемых узкой группой политиков, ангажированных клановыми мафиозно-экономическими структурами. Способствует нарастанию напряженности катастрофическое снижение духовности, культуры и интеллектуального потенциала, выражающееся прежде всего в гипертрофированных изменениях в системе ценностей, когда материальное и личное определяют мировоззрение и образ действий властей всех уровней и нации в целом. Это дезинтегрирует общество из-за усиливающегося имущественного расслоения и утраты общенациональных идеалов и ориентиров. Сохраняется угроза территориальной целостности ряда стран в силу активной деятельности представителей политического сепаратизма, опирающегося на внешнюю поддержку и местные финансово-экономические кланы, преследующие своекорыстные интересы. В экономической сфере продолжается системный кризис практически во всех государствах СНГ вследствие приверженности деструктивной либерально-рыночной модели при отсутствии целостной и обоснованной политики властей в этой области, стратегия которых ориентирована на модели, чуждые российскому и евразийскому архетипу. В военной сфере сохраняются очаги военно-политической напряженности и вооруженных конфликтов в непосредственной близости от границ России и других стран Содружества, связанные с продолжающейся политической и военной активностью стран Североатлантического альянса, в первую очередь США, стремящихся закрепить свое влияние на постсоветском пространстве. Особенно тревожная ситуация в этой области из-за огромного разрыва в соотношении сил «отреформированных» российских ВС, ведущих в СНГ, по сравнению с армиями сопредельных государств, ОВС НАТО и ВС США. В информационной сфере имеет место доминирование бездуховного содержания иного цивилизационного стандарта. Безусловно, наносящими ущерб интересам Содружества являются деформация традиционной евразийской геополитической субъектности, смена ориентации основных политических игроков в России на иные, чужеродные цивилизационные ценности, а также продолжающийся процесс отхода правящих элит ряда стран ближнего зарубежья от Москвы и ориентации их на развитие связей и стратегического сотрудничества с другими государствами. Серьезным геополитическим фактором, представляющим угрозу для безопасности стран СНГ, остается развернувшееся соперничество за контроль над стратегическими запасами энергетического и другого сырья на постсоветском пространстве, за обеспечение свободы доступа к ним. Западные государства способны применить все средства, в том числе и военную силу, для защиты своих геоэкономических интересов, что они уже неоднократно демонстрировали за последние десять – пятнадцать лет. Наиболее неблагоприятная для безопасности России ситуация возникнет в случае вовлечения Западом в свои политические и военные организации стран Закавказья. Сегодня Кавказский регион с его очень сложными проблемами является самым уязвимым местом СНГ. Создание здесь серьезного геополитического американского плацдарма будет означать образование своего рода «геополитического клина», способного впоследствии отколоть от нашей страны большие куски ее территории. Одним из основных источников внутренних и внешних угроз Содружества являются исламский экстремизм и терроризм. Здесь религиозно-идеологическая составляющая играет вторичную роль идеологической «крыши» их организаторов и является побудительным мотивом для технических исполнителей. Современный терроризм – это не борьба одиночек, а способ ведения войны мощными организованными группами, преследующими вполне конкретные геополитические цели. Это великолепно оснащенные специальные структуры, в том числе и государственные, опирающиеся на покровителей и доноров транснациональной природы. Такие террористические организации способны вести диверсионно-террористические войны, участвовать в масштабных вооруженных конфликтах. Примеры Ливии и Сирии красноречиво об этом свидетельствуют. К источникам угроз геополитического масштаба относятся процессы неконтролируемой миграции граждан стран ближнего зарубежья в Россию, незаконный провоз через российскую границу наркотиков и наркосодержащих веществ, контрабандная торговля и незаконные валютные операции. Суммируя, необходимо отметить: сложная обстановка на пространстве СНГ обусловлена не в последнюю очередь отсутствием внятных теоретических и идеологических основ государственной политики, что повлекло разнобой в оценках и практических действиях стран – членов этого объединения. Гарантии коллективного выживания Для превращения СНГ в реальную геополитическую силу Евразии прежде всего необходимо формирование четкой системы взглядов, которая может быть принята правящими элитами государств Содружества. Она должна состоять из следующих положений:
Исходя из такой целевой установки указанную систему взглядов следует строить на основе ряда важнейших принципов:
Наиболее полно указанным принципам отвечает идея гарантированного коллективного выживания и процветания как единственно возможная при обострении энергетического и сырьевого кризиса и нарастании потенциала агрессии в мире. К основным фундаментальным положениям, отражающим ее сущность, можно отнести следующие:
Указанные положения могут послужить основой для разработки идеологии, способной консолидировать постсоветское пространство в рамках СНГ. Для России укрепление Содружества Независимых Государств – важнейшее условие обеспечения своей национальной безопасности и успешного преодоления экономических проблем. Помимо указанных дивидендов, другим странам организации ее укрепление позволит улучшить свой геополитический статус, сохранить полномочия и независимость элит, а также за счет возрождения экономических связей существенно повысить уровень жизни населения.
Константин Сивков, О процессе интеграции, по уровням, в Евразийский Союз можно судить на каком этапе сформированы в независимых образованиях местные элиты. Вернуться назад |