ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > С 2015 года украинцам запретят продавать домашнее молоко и мясо
С 2015 года украинцам запретят продавать домашнее молоко и мясо29-05-2013, 09:44. Разместил: VP |
Что нас ждет в 2015 году: качественная украинская мясомолочная продукция или пустые прилавки?
С 1 января 2015 года запрещается реализация и оборот необработанного молока, творога и сыра домашнего производства, а также мяса животных дворового убоя. Так предусмотрено законом «О безопасности и качестве пищевых продуктов». Почему Украина соглашается с таким ограничением? С ответа на этот вопрос начался разговор с руководителем направления «Развитие рыночной инфраструктуры» Проекта USAID «АгроИнвест» Николаем ГРИЦЕНКО.
— Это ограничение, — сказал Николай Гриценко, — вызвано вступлением Украины в ВТО и желанием отечественных производителей продвинуть свою животноводческую продукцию на внешние рынки, в том числе, и на рынки Европейского Союза. А там, как известно, действуют жесткие требования относительно качества и безопасности этой продукции, и мы должны принимать их во внимание.
К слову, во время вступления в ВТО Украина взяла на себя обязательства приблизить отечественные нормы показателей безопасности к общепринятым. Именно на выполнение международных обязательств в 2009 году был принят закон «О безопасности и качестве пищевых продуктов».
— Упомянутый закон вступил в силу еще 1 января 2010 года, но отдельные его нормы были отсрочены. Почему?
— Закон включает несколько норм с достаточно жесткими требованиями, которые, в первую очередь, касаются личных крестьянских хозяйств. В частности, им запрещается продавать мясо животных, забитых на подворье. Что должны тогда делать личные крестьянских хозяйства при отсутствии системы убойно-санитарных пунктов? А именно их услугами они должны пользоваться. Ответ напрашивается сам по себе — в случае вступления этих норм закона в силу в 2010 году страну ожидал коллапс со сбытом животноводческой продукции. При сложившейся ситуации вполне вероятными были два сценария, из которых один был плохим, а второй — еще хуже.
Первый сценарий: еще до вступления в силу закона «О безопасности и качестве пищевых продуктов» крестьяне начали бы массово забивать животных. По другому сценарию — перекупщики за бесценок скупили бы у населения скот, где-то бы его забили и теневым образом реализовали.
Специалисты не исключают: если бы мы не отсрочили ограничительные нормы «пищевого» закона, три года назад продовольственная безопасность Украины могла оказаться под угрозой.
— Какие еще ограничения вводит закон «О безопасности и качестве пищевых продуктов»?
— О запрете дворового убоя копытного скота я уже сказал. Второе ограничение касается убоя домашней птицы и кролей в объемах, превышающих 5 голов. А третье — запрета продажи на рынках необработанного молока.
Как видите, рынок животноводческой продукции уже вскоре ожидают тяжелые испытания. Это связано с тем, что личные крестьянские хозяйства, на которые преимущественно направлены ограничительные нормы закона, на этом рынке занимают доминирующие позиции. Это подтверждает и официальная статистика. Согласно ей, в начале текущего года хозяйства населения производили 45,9% мяса и 70,1% молока. В марте они содержали 68,9% общей численности крупного рогатого скота, в том числе, коров — 77,6%, свиней — 52,3%, овец и коз — 84,3%, птицы всех видов — 41,3%.
— Готова ли Украина к тому, что вскоре из продажи может исчезнуть значительная часть мясомолочной продукции?
— Одновременно с предыдущей пролонгацией ограничительных норм закона «О безопасности и качестве пищевых продуктов» Кабинету Министров было поручено разработать государственную программу создания сети пунктов закупки молока и убойно-санитарных пунктов животных, которые содержатся в домохозяйствах. И правительство концепцию такой программы разработало. Оно даже представило ее к публичному обсуждению. Это произошло в апреле 2010 года. Но, к сожалению, дальше дело так и не пошло — концепция программы не была утверждена. Соответственно не была создана сеть пунктов закупки молока и убоя скота. Ее нет и до сих пор. Именно потому сегодня наша страна снова остается неготовой к введению в действие отсроченных до 1 января 2015 года норм закона «О безопасности и качестве пищевых продуктов» в полном объеме.
По оценкам специалистов, реализация программы требовала около 2 млрд. грн. Для Украины это не слишком большие деньги, однако, три года назад Кабинету Министров так и не удалось их отыскать. Но если бы эти деньги нашлись сейчас, они бы уже ничего не решили. До 1 января 2015 года осталось лишь полтора года, а этого мало, чтобы создать желаемую сеть убойных пунктов и пунктов закупки молока.
— Как запрет на продажу и оборот мясомолочной продукции домашнего производства, внедрение некоторых других ограничений скажется на экономическом состоянии личных крестьянских и фермерских хозяйств?
— Нынешняя ситуация мало чем отличается от прежней. Потому и возможные последствия от введения ограничений остаются неизменными: или крестьяне перестанут содержать и продавать скот, или активизируются перекупные коммерческие структуры. При любых обстоятельствах доходы собственников личных крестьянских и фермерских хозяйств существенно уменьшатся.
Считается, что ограничительные нормы закона «О безопасности и качестве пищевых продуктов» не коснутся фермерских хозяйств, но в действительности это не так. Немало из них специализируется на животноводстве. Есть фермерские хозяйства, которые одновременно откармливают по 300–400 свиней, содержат по несколько десятков голов крупного рогатого скота. И, понятно, их мясо предлагают на продажу. Но проблема заключается в том, что из-за отсутствия убойно-санитарных пунктов эти фермерские хозяйства вынуждены осуществлять дворовой убой животных.
Поэтому делаем вывод — если закон «О безопасности и качестве пищевых продуктов» с начала 2015 года начнет работать в полную силу, то все его отрицательные последствия в полной мере ощутят на себе не только личные крестьянские, но и фермерские хозяйства, а также животноводческая отрасль в целом.
— Не усилит ли такой поворот событий позиции теневого сектора?
— Создание сети убойно-санитарных пунктов, пунктов закупки молока предусматривало легализацию оборота животноводческой продукции. В частности, предусматривался учет этой продукции. А если при нынешних условиях будут введены ограничения, определенные законом «О безопасности и качестве пищевых продуктов», значительная часть животноводческой продукции снова уйдет в тень. И от этого будут иметь выгоду лишь теневые структуры.
— Сегодня правительство много говорит о необходимости развития кооперативного движения на селе. Но выживут ли в условиях жестких ограничений сельские обслуживающие кооперативы, специализирующиеся на оказании услуг в животноводческой отрасли?
— Специалисты, в том числе, и эксперты Проекта USAID «АгроИнвест», поддерживают позицию правительства в том, что главным игроком на рынке формирования прозрачных каналов сбыта продукции животноводства, производимой в личных крестьянских хозяйствах, должны быть сельскохозяйственные обслуживающие кооперативы. Прежде всего, убойно-санитарные пункты следует формировать на базе таких кооперативов. Это их естественная функция — оказывать услуги крестьянам, в том числе, услуги по убою, охлаждению и сбыту животноводческой продукции.
Если этого не произойдет, эту нишу займут другие — коммерческие структуры, которые будут предлагать услуги по значительно более высокой цене, а значит, нашим крестьянам будет значительно сложнее вести прибыльную деятельность. А без прибыли многие из них будут вынуждены или свернуть свою деятельность, или уйти в тень, что, безусловно, не будет содействовать развитию аграрной экономики и сельских территорий.
Сейчас — очень удачный момент для сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов занять эту нишу, развиться самим и посодействовать в развитии этой сферы агропроизводства и села в целом. Если они этого не сделают сейчас, шанс будет утерян, потребность в них отпадет, а коммерческие структуры, которые придут вместо них, будут решать совсем другие задачи.
— Реально ли снова отсрочить введение упомянутых ограничений и как к этому отнесутся ВТО и наши европейские соседи?
— Ограничения необходимо отстрочить. Другого выбора у нас нет. Но уж если откладывать введение ограничений, то это следует делать на короткий срок и обязательно при условии, что в это время будет осуществляться масштабная работа по формированию сети пунктов закупки молока и убойно-санитарных пунктов животных. Иначе мы окончательно загоним себя в глухой угол.
Сейчас в Верховную Раду подано законопроект, который предусматривает такую пролонгацию. Я бы не хотел, чтобы его принятие народными депутатами стало основанием для очередного затишья. Наоборот, новый закон, нынешняя ситуация и ее возможные отрицательные последствия для всего отечественного АПК, для национальной продовольственной безопасности должны подтолкнуть всех нас к активным действиям. Только тогда Украину поймут в ВТО, в европейских и в других странах, которые открывают для наших сельхозпроизводителей свои рынки.
— Какие действия в сложившейся ситуации предпринимает Проект «АгроИнвест»?
— В этом направлении Проект «АгроИнвест» очень активно сотрудничает с Министерством аграрной политики и продовольствия. Мы поддерживаем идею создания убойно-санитарных пунктов или цехов как отдельных подразделений сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов. Мы акцентируем на словосочетании «сервисно-убойные» потому, что наши пункты должны предоставлять крестьянам услуги не только по убою животных, но и много других сопутствующих сервисных услуг. Например, фасовка, упаковка, охлаждение, формирование товарных партий и организованный сбыт мясопродуктов.
В частности, при поддержке нашего Проекта в Херсонской области на базе сельскохозяйственного обслуживающего кооператива «Молочный Днестр» будет создано сервисный убойно-санитарный цех. Сегодня уже завершены маркетинговые исследования и разрабатывается проектная документация, которая будет готова в августе, а в октябре начнутся монтажно-строительные работы.
Цех рассчитан на суточный убой около 20 голов крупного рогатого скота или 30–40 свиней. Зона его деятельности составит 25 километров.
Цех будет оказывать услуги собственникам личных крестьянских хозяйств по убою животных и охлаждению мяса. После ветеринарного осмотра мясо можно будет продавать на рынке. Однако этим работа цеха не ограничивается. Кооператив, на базе которого будет построен этот цех, может формировать товарные партии мяса и оказывать услуги по его сбыту через официальные торговые сети.
Кроме того, «АгроИнвест» поддержал реализацию проекта развития оптового рынка живого скота «Чародей» в Жашковском районе Черкасской области. Сегодня мы начинаем проектирование расширения этого рынка. И опять-таки, будет предусмотрена отдельная площадка по созданию на ней убойно-санитарного цеха.
Мы поддерживаем проекты создания фермерских рынков в Крыму. Каждый из них предусматривает наличие отдельных площадок для торговли живым скотом с локальными убойно-санитарными цехами.
Местные органы власти часто обращаются к нам с запросами относительно ускорения такой работы. Мы чувствуем, что они заинтересованы цивилизованными способами решать проблемы реализации и оборота продукции животноводства, которые ждут нас после 1 января 2015 года. Сегодня эта работа является крайне необходимой. Время не ждет, и Украина должна сделать все возможное, чтобы встретить 2015 год в полной готовности к введению цивилизованного рынка.
Максим НАЗАРЕНКО, Вернуться назад |