ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Почему я горжусь своей страной?
Почему я горжусь своей страной?24-05-2013, 12:27. Разместил: Moroz50 |
Давеча, в "Поединке " у Соловьева прозвучал вопрос Никите нашему Михалкову, а чем, мол, современный молодой человек может в России (теперешней, разумеется) гордиться, но только не надо про 9 мая и историю? Михалков завис, словно Windows 95. Помычал что-то, но так ничего вразумительного и не сказал. Ибо очень сложно говорить о солнечной системе, абстрагировавшись от солнца. Мой товарищ был возмущен, и даже собирался писать на эту тему (может еще и напишет), но волею судеб эти размышления привожу я. Так вот, далее я попытаюсь как ответить этому, как бы помягче, не хорошему человеку Гозману и его "друзьям", так и объяснить замешательство Никиты Сергеевича Бесогона. Итак, мне 26 лет, я молод и СССР не помню, но я горжусь Россией. Той страной, в которой живу, со всеми ее мигрантами, кондопогами, саграми и законами о запрете на курение. Я гордо говорю за границей, что я гражданин Российской Федерации. НО! Я не слепой, не глухой и все прекрасно понимаю — у страны нет ИДЕИ, а без этого, все, что имеет смысл и ценность, конечно, тускнеет. Но, когда я слышу гимн, когда вижу герб и флаг, когда наступает 9 мая — я улыбаюсь. Так вот, а теперь обо всем по порядку. *** Образ национально-государственной идентичности, нации как "воображаемого политического сообщества" (Б.Андерсон, кто не в курсе) с точки зрения конструктивизма предполагает включенность в него специально созданных знаков, разделяемых обществом в целом. Государственная идеология и национальная идея формулируются как определенный набор символов. "Если вы отнимете у меня трехцветный флаг, то отнимете у меня половину мощи Франции", — заявлял в свое время знаменитый французский поэт и политический деятель А. де Ламартин. Работы К.Леви-Стросса, выдвигают на первый план общую символическую среду, порожденную этническим сознанием народа. Эти символы и значения касаются как внутриполитических аспектов жизни общества (устоявшихся восприятий идеального типа государственного устройства, особенностей политической культуры и т.п.), так и представлений о принципах и формах международного существования государства. Поэтому исследование идеи государства с этих позиций помогает раскрыть ее ценностные основания в контексте формировании чувства национального единства и идентичности. Символ тесно связан с самоидентификацией общности и потому имеет общественно-политическое значение. Символы являются для политической системы и лежащей в ее основе политической культуры цементирующим элементом. Особенно это важно в переходные эпохи. И тут-то мы и подходим к исходному вопросу! Политическая символика имеет целый ряд функций: от информативной до управленческой. Идентичность представлена как вербальными, так и невербальными символами (пояснять, надеюсь, не надо). При этом символика невербальных знаков (флаг, герб, гимн) может использоваться для формирования государственной, политической, этнокультурной и религиозной идентичности. Цветовая символика современных политических партий в России пока не сформировалась. Однако в исторической памяти россиян до сих пор значимо противостояние красного и белого как символика оппозиции сторонников большевизма и их противников. При этом именно в них, наряду с Конституцией, присутствуют "основополагающие ориентиры" национальной идеи. Триада (герб, флаг и гимн) — исторически сложившаяся и общепринятая система государственных символов большинства государств современного мира.
Например, двуглавый орел имеет принципиальное значение с точки зрения православного предания и символики, олицетворяя идею "симфонии" духовной и государственной власти. Он также является важнейшим символом преемственности власти. Вообще символика православной церкви наряду с символами самодержавия и народности сыграла важную роль в формировании и укреплении русского государства. Подтверждением этого является, в частности, то, что многие атрибуты и символы православной церкви стали одновременно и символами российского государства, например Исаакиевский собор или храмы Василия Блаженного и Христа Спасителя. Согласно теории Э.Геллнера, государства, теряя прежнюю этнокультурную дифференциацию, цепляются за любой символ, способный консолидировать нацию. Одни обращаются к истории и пытаются выделить ключевые события, другие пытаются отыскать духовно-культурные корни в фольклоре и литературе, третьи делают упор на систему государственных символов. Нельзя не согласиться с мнением создателя русского Толкового словаря Владимира Даля, отмечавшего, что все народы Европы знают свои национальные цвета, а мы же не знаем и путаем, "поднимая разноцветные флаги и невпопад". Свидетельством тому является история российской государственной символики. Первые 500 лет своей истории Россия вообще не имела ни герба, ни флага, ни гимна. Роль флага в средние века исполняла чудотворная икона, с которой шли в бой княжеские дружины. На хоругвях, стягах или знаменах также изображались иконописные лики, чаще других голова Христа или Спас Ярое око, как говорили на Руси. Стяг играл роль оберега, призванного обеспечить покровительство и защиту божественной силы. Впервые бело-сине-красный флаг (Слово "флаг" — производное от голландского названия шерстяной камвольной ткани "флагтух", которая в силу прочности шла на морские флаги) был поднят в 1668 г. на первом русском военном корабле "Орел" в царствование отца Петра I Алексея Михайловича. В 1699 г. Петр I отвел бело-сине-красному флагу роль государственного, а 20 января 1705 г. издал указ, согласно которому этот флаг должны были поднимать "на торговых всяких судах". В разных вариациях трехполосный флаг до 1712 г. украшал и военные корабли, а затем на военном флоте утвердился Андреевский флаг (Именно крест со времен крещения Руси придавал флагам значение святыни, оберегая государство от различных бед.
Тогда как на государства с изображением на флаге горизонтальных полос выпали тяжкие невзгоды). К этому времени сложилась и символика цветов: белый означал благородство, долг и чистоту, синий — верность, целомудрие и любовь, а красный — мужество, великодушие и силу. Другими словами, российский государственный флаг стал знаком мессианского государства, считавшего распространение идей добра и истины национальным призванием. В 1858 г. Александр II утвердил рисунок "с расположением гербовых черно-желто-белого цветов Империи" на знаменах и флагах, а 1 января 1865 г. вышел императорский указ, в котором черный, оранжевый (золотой) и белый цвета были названы "государственными цветами России" (Эти цвета очень любят неонацисты отечественного производства). Однако черно-желто-белый флаг просуществовал в качестве государственного символа до 28 апреля 1883 г., когда было объявлено повеление Александра III в торжественных случаях употреблять "исключительно русский флаг, состоящий из трех полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цветов". Наконец в 1896 г. Николай II учредил Особое совещание при министерстве юстиции для обсуждения вопроса о Российском национальном флаге, которое определило, что для всей империи государственный флаг должен иметь "бело-сине-красный цвет, и никакой другой". Именно в это время цвета флага получили официальное толкование. Красный цвет означал державность, синий — цвет Богоматери, под покровом которой находилась Россия, а белый — цвет свободы и независимости. Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР 22 августа 1991 г. постановила считать триколор официальным символом России. *** ГЕРБ Двуглавый орел как герб Московского государства впервые появился на печати Ивана III в 1497 г. после его женитьбы на византийской принцессе Софье Палеолог. Изображение двуглавого орла (герб Византии) соединили с московским гербом, в результате чего на одной половине герба изображался орел, а на другой — всадник, попирающий дракона. В дальнейшем в герб на всем протяжении российской истории вносились изменения, зачастую принципиального характера. На печатях царя Ивана IV Грозного на груди орла стало помещаться изображение Георгия Победоносца — символа московских князей. С 1625 г., при царе Михаиле Федоровиче, над главами орла появились три короны, которые символизировали христианскую троицу: Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. После учреждения Петром I русского ордена Андрея Первозванного в герб была включена цепь со знаком ордена. Так орел символически приобрел чин верного солдата и победоносного полководца. Опущенные крылья орла были гордо расправлены, словно орел готовился к взлету, клювы его раскрылись, выпуская два змеиных языка, лапы обрели мощные когти, которые сжимали скипетр и державу — символы мощи. (Кстати, при Павле I в герб ненадолго было внесено изображение Мальтийского креста). Масштабную реформу герба произвел Александр I. В 1825 г. государственному орлу была придана не геральдическая, а совершенно произвольная форма. Император повелел убрать из когтей хищной птицы державу и скипетр, заменив их на стрелы-молнии, факел и лавровый венок. Император Николай I уже в 1830 г. вернулся к традиционной эмблеме, но дополнил ее гербами царств, входящих в состав Российской империи. В 1882 г. учреждается строгая иерархия герба: Большой, Средний и Малый государственные гербы Российской Империи. С этого времени и до февраля 1917 г. изображение герба оставалось незыблемым. Восстановление российских символов произошло в 1993 г., когда указами Президента Б.Н.Ельцина они были утверждены в качестве государственных флага и герба. 30 ноября 1993 г. Б.Н.Ельцин подписал указ "О Государственном гербе Российской Федерации". Согласно Положению о гербе он представляет собой "изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите, над орлом — три исторические короны Петра Великого, в лапах орла — скипетр и держава, на груди орла на красном щите — всадник, поражающий копьем дракона" Закона о Государственном флаге в Российской империи не существовало, да и Верховный Совет РСФСР принял лишь постановление о флаге, но не закон. Сегодняшний герб России — это новый герб, но его составные части глубоко традиционны и отражают разные этапы отечественной истории. Но тем самым герб осуществляет связь с прошлым, а не с будущим. Надо сказать, что и двуглавые орлы в гербах не редкость. С XIII в. они появляются в родовой символике графов Савойских и Вюрцбургских, на баварских монетах. Они известны в геральдике рыцарей Голландии и Балканских стран. В начале XV в. император Сигизмунд I делает двуглавого орла гербом Священной Римской империи, а после ее распада двуглавый орел становится гербом Австрии и остается таковым до 1919 г. *** ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ Одна из главных проблем, проявляющаяся в неспособности формулирования высших ценностных ориентиров развития государства, заключается в боязни даже намека на идеологию. Яркий пример воплощения принципа неидеологичности представляет государственный гимн Российской Федерации. В литературно-стилистическом отношении текст С.Михалкова не вызывает нареканий. Но вот в идейном… Ничего идеологически конкретного. Общие высокохудожественные слова, которые могут быть адресованы абсолютно к любому государству: "любимая наша страна", "могучая воля", "великая слава", "отечество наше свободное", "гордимся тобой", "хранимая Богом", "простор для мечты и для жизни", "верность отчизне". Неясным остается при этом, что составляет предмет гордости, о каком Боге в конфессиональном смысле идет речь и в чем заключается провозглашаемая мечта. Главное — это отсутствие в гимне РФ ориентиров развития. Единственный точно определяемый элемент в нем заключается в географическом описании местоположения России ("От южных морей до полярного края раскинулись наши леса и поля"). Территория, таким образом, оказывается главным признаком нашей Родины. Распад Советского Союза привел к разрушению советской идентичности. Переживая состояние кризиса, массовое сознание начало искать новые основания для идентификации. По данным фонда "Общественное мнение" в 2000 г. только треть россиян (32%) поддерживали "Патриотическую песнь", в то время как к возвращению советского гимна одобрительно отнеслось 67% опрошенных (из них безусловно одобрили этот акт 28% наших сограждан, а 39% — скорее одобрили, чем не одобрили).
Так, на вопрос ФОМ о том, какие образы возникают при прослушивании нового гимна, в 2002 г. большинство респондентов (28%) называли "образы прошлого, воспоминания". В то же время, с текстом нового гимна в 2002 г. не были знакомы 73% опрошенных, а в 2004 г. — 65%. В гимне трижды упоминаются "единство" и "свобода", но в советском гимне данные категории встречаются чаще. Если более подробно сравнить ценностную структуру российского и советского гимнов, то можно увидеть, что ценностная структура современного российского гимна лишена идеологической окраски. В гимне РФ в качестве главной объединяющей идеи предлагается "слава" (взамен "свободы" и "коммунизма" в старом). Тип гимна определяет отнюдь не принадлежность государства к тому или иному цивилизационному типу. Особенности символики, заложенной в тот или иной национальный гимн, зависят от стадии развития национального государства, на которой данный гимн был принят. Структура и смысл гимна РФ логически отражают развитие национального государства в постсоветский период. Ныне существующий гимн — это компромисс, объединяющий различные общественные силы, придерживающиеся различных ценностей и целей. *** ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕВИЗ КАК ФОРМУЛА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ Без национальной идеи никакое государство в долгосрочной перспективе не может существовать. Ее наличие устойчиво обнаруживается в истории, начиная с древнейших цивилизаций. Античный Рим, например, руководствуясь идеологемой Pax Pomana, исторически реализовывал проект формирования мировой империи. Вполне осознанной установкой обладала Московская Русь, обнаруживая ее в рамках идеи о "Третьем Риме" неком мессианском царствии. В императорский период российская идеология модифицировалась в виде уваровской формулы "Православие. Самодержавие. Народность". Национальным девизом был призыв "За Веру, Царя и Отечество!". Идеология советского государства — лозунг "Пролетарии всех стран соединяйтесь!" Несмотря на свой подчеркнуто интернационалистский характер, использовался в качестве национальной идеи. "Вместо Третьего Рима, — рассуждал в связи с большевистской идеологической трансформацией Н.А.Бердяев, — в России удалось осуществить Третий Интернационал, и на Третий Интернационал перешли многие черты Третьего Рима. Третий Интернационал есть тоже священное царство, и оно тоже основано на ортодоксальной вере. Третий Интернационал есть не Интернационал, а русская национальная идея. Это есть трансформация русского мессианизма". Сегодня никакой внятной идеологии нет. Ведь, в самом деле, не "суверенная же демократия" является "Русской идеей"! *** ЦЕННОСТИ И ДЕНЕЖНЫЕ ЗНАКИ Одним из традиционных ценностных обозначений в государстве являются денежные знаки. Ввиду всеобщности обращения денег они выступают эффективным носителем идеологического кода государства в повседневной жизни. Издавна заведена традиция изображения на монетах, а затем и банкнотах герба соответствующего государства. Изображение животных и растений — самый нижний из возможных уровней ценностного предъявления. Он по существу идеологически нейтрален. Своеобразие природы страны — единственная позиционируемая в этом случае информация. Какого-либо ценностного содержания и сведений о народе и государстве она не содержит. Пример такого рода денег — банкноты Республики Беларусь начала 1990-х гг. с изображением типичных зверей белорусских лесов. Памятники истории и культуры — это один из наиболее распространенных типов банкнотных рисунков. Именно этот изобразительный формат был избран для денежных знаков Российской Федерации. В ценностном отношении данный тип изображений выступает как апелляция к сохраняемому историко-культурному наследию страны. Идеологическая компонента здесь, как правило, минимальна. Чаще всего изобразительный ряд подается как демонстрация туристических достопримечательностей. Впрочем, при соответствующей подборке памятные места могут быть поданы как образ важнейших исторических достижений страны, что соответственно повышает уровень ценностного предъявления. Далее — карта государства. Рисунки данного типа встречаются сравнительно нечасто. На банкноте Азербайджана государственные границы страны включают в себя наряду с собственно азербайджанскими территориями земли Нагорного Карабаха, утверждая тем самым соответствующие политические претензии. Помещение на денежных знаках картографического изображения страны транслирует идею территориальной целостности государства, его национального суверенитета. Исторические и политические персоны: исторический портрет — древнейший и наиболее распространенный сегодня тип изображений на денежных знаках. Появление его на деньгах соответствующей страны есть свидетельство достаточно высокого уровня национальной сплоченности. Портрет на денежном знаке являет героев нации, ее личностное олицетворение. Для выдвижения такой фигуры или набора фигур необходим соответствующий уровень согласия в стране в определении национальных ценностей и приоритетов.
Сколько, казалось бы, критики было в свое время адресовано в КНР к персоне Мао Цзэдуна. Однако это не стало помехой присутствию его портрета на современных банкнотах Китая. Мао Цзэдун для китайцев выступает олицетворением сделанного ими коммунистического выбора. Далее — аллегории и сцены исторически значимых событий. Наивысшим потенциалом в плане ценностно-значимых для государства образов обладает изображение на деньгах различного рода аллегорий и сцен исторических событий. Аллегорические рисунки как правило отражают образы утверждаемой в соответствующем обществе трудовой и воинской доблести. Исторические сцены на денежных знаках фиксируют точки отсчета государственной жизни, выбор модели развития. Чаще всего используются сюжеты национально-освободительных революций. На иранских деньгах изображены события исламской революции 1979 г., для стран Латинской Америки — борьба за независимость в XIX в. Смена изобразительного ряда на денежных знаках российского государства отражает происходящие с ним исторические ценностные изменения. В соответствии с этим современные деньги образца 1997 г. знаменуют точку снижения уровня их идеологической нагруженности. В результате денежной реформы 1898 —1912 гг. в стране циркулировали купюры с портретами Александра III (25 руб.), Николая I (50 руб.), Екатерины II (100 руб.), Петра I (500 руб.). Персоны царей служили в данном случае олицетворением российской державности. Подборка персоналий монархов осуществлялась, очевидно, по степени реализации в их царствование императивов национальной государственнической политики. Не было в этом ряду, например, императоров-либералов Александра I и Александра II, адептов немецких порядков — Анны Иоанновны и Павла I. Денежные знаки Временного правительства отражали произошедшую в результате Февральской революции ценностную десакрализацию. С исчезновением атрибутов властвования у геральдического державного орла исчезают и другие изобразительные знаки. Единственное изображение помимо герба на февралистких деньгах было представлено на 1000 рублевой купюре — фасад здания Государственной Думы. Печатаемые до 1924 г. совзнаки продолжили начатую Февральской революцией линию лишения знаков высшего смысла. Тенденция формирования новой идеологии, впрочем, нашла отражение в дублируемом на языках многих (не только объединенных в советскую общность) народов лозунге "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!". Кириллица здесь соседствовала даже с китайской иероглификой. С середины 1920-х гг. на деньгах СССР появляются соотносящиеся с арсеналом коммунистических идей аллегорические фигуры. На серебряном рубле помещалась гравюра, на которой рабочий указывал крестьянину путь к восходящему Солнцу. Традиция размещения на денежных знаках портретных изображений восстанавливается через двадцать лет существования советской власти. На банкнотах 1937 г. впервые был отпечатан портрет В.И.Ленина. Вплоть до распада СССР его образ неизменно присутствовал во всех вариантах денежных серий. В.И.Ленин символизировал провозглашаймый Советским Союзом коммунистический выбор. Характерно, что никто другой из советских вождей чести быть помещенным на денежных знаках не удостаивался. Примечательно отсутствие ленинского портрета на деньгах низшего достоинства: 1 рубль, 3 рубля, 5 рублей. Портретные изображения "вождя мирового пролетариата" начинались с купюр десятирублевого достоинства. Впрочем, присутствие его "светлого образа" на денежных знаках не всем было по вкусу. Деньги в озвучиваемой идеологии советского человека были символом буржуазности. Коммунизм, согласно марксистскому учению, предполагал упразднение денежного обращения. Отсюда характерный пафосный призыв поэта Андрея Вознесенского "уберите Ленина с денег". На банкнотах образца 1938 г., стоимостью ниже "ленинского уровня", помещались изображения шахтера (1 рубль), красноармейцев (3 рубля), летчика (5 рублей). Изобразительная подборка максимально точно отражала основные задачи, выдвигаемые государством — индустриализацию и подготовку к войне. Памятники истории и культуры впервые появляются на советских денежных знаках после реформы 1961 г. Это были башни Московского Кремля — главного символа советской державности. Незадолго до того Кремль был открыт для свободного доступа посетителей. Современные российские деньги представляют собой в изобразительном плане галерею достопримечательностей российских городов. Подборка видов носит по меньшей мере случайный характер. Неясно, по какому критерию были отобраны представляющие Россию города. Масштаб? Историческое значение? Региональная представленность? Еще менее понятна выборка историко-культурных объектов. Весьма сомнительно, что именно они должны символизировать собой Россию. Курьезом можно считать отсутствие среди них Московского Кремля. Зато есть некоторые "новоделы" 1990-х гг., воспринимаемые пока народом по меньшей мере неоднозначно.
И этот "мужик с тортом" был взят в качестве одного из национальных символов России. Ряд отраженных на денежных знаках объектов уже к моменту разработки эскиза новых денег находился в тяжелейшем аварийном состоянии. В отношении красноярского железнодорожного моста через Енисей вообще велись (да и продолжаются сегодня) дебаты о его скорейшем демонтаже. Хорош национальный символ, который нация оказалась не в состоянии сохранить. В целях повышения собственной жизнеспособности Россия должна сформировать единое пространство знаков и символов. Необходимо создать пантеон национальных героев. Наиболее доступным способом закрепления их образов на уровне повседневного восприятия народа является помещение портретов исторических персоналий на денежных знаках. *** ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРАЗДНИКИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ РИТУАЛОВ Ценностную компоненту содержит любое общественно значимое празднование. Праздник всегда предполагает некое торжество, а оно не может не быть связано с какой-то ценностью. Смысл праздника — торжественное провозглашение ценности. Генетически празднования выстраивались в традиционном обществе как осмысление факторов жизнеспособности сообщества. Содержащийся в них ритуал символически закреплял достигнутое понимание факторов успешности бытия в коллективной памяти. Становясь архетипом, фактор закреплялся в ментальных основаниях бытия народа. Праздники могут различаться по масштабу (личные, профессиональные, региональные и т.п.). Наиболее интегративные из них получают статус общегосударственных. Государственные праздники входят, таким образом, в структуру идеологии государства. Что в этом отношении представляет собой современная Российская Федерация? Многие из государственных праздников перенесены из советского красного календаря. Там они имели достаточно определенное идеологическое позиционирование. Сегодня эта идеология, казалось бы, отрицается, но праздники, ее представляющие, сохранены. В итоге их ценностное содержание оказалось выхолощено и подменено неким суррогатом. Вообще, это общая тенденция трансформации праздничного календаря в современной России. Празднование Нового года возникло и традиционно ощущалось как торжество природного годового цикла, коловорота времени. Через праздничный ритуал происходило освящение ценности самой жизни, утверждение идеи "вечного возвращения". В русской традиции праздник связывался с урожаем (дарами природы) и проводился 1 сентября (решение церковного Собора в Москве, 1348 г.). Перенеся празднование на 1 января Петр I соединил его с римским Януарием (в честь Януса — бога входов и выходов). В России этот праздник не имел особой популярности. Значение его резко возросло с середины 1930-х гг., когда на него был перенесен ряд традиционных ритуалов празднования Рождества. Рождественская елка превратилась в елку Новогоднюю. До 1936 г. елка была запрещена как атрибут религиозного обряда. Запрет, впрочем, был установлен еще до революции в 1916 г. как демонстрация отрицания чуждых для России немецких обрядов. Во время кампании борьбы с религиозными пережитками поэт С.Кирсанов писал в "Комсомольской правде":
Сегодня Новый год в России по-прежнему воспроизводит значительный компонент рождественской семиотики. Но если в СССР это было замещением нежелательного рождества, то теперь стало его раздвоением. Что же касается идеи жизненной природной цикличности, то она и вовсе исчезла. Самый массовый на сегодня российский праздник (94% празднующих) не имеет сколько бы то ни было вразумительного ценностного позиционирования. Бесконечное ТВ-представление все тех же "героев" и обильная еда. Это и есть ценность праздника? К абсурдному положению привело совмещение в одном календаре сразу двух календарных исчислений: юлианского и григорианского. В результате Новый год отмечается по григорианскому календарю, а Рождество — по юлианскому. Следствием стало массовое коллективное новогоднее греховодство, приходящееся на время строгого предрождественского поста. Была предпринята попытка опротестовать судебным путем решение о превращении конфессионального праздника в общегосударственный. Но для православной традиции Рождество — не главная праздничная дата. Ценностно этот праздник (если уместна сама такая иерархия) стоял в России традиционно после Пасхи. Неформально выше он в странах католического толка. Воспроизводя модель западноевропейских рождественских каникул, современные российские законодатели игнорируют религиозную традицию России. Так, а теперь День защитника Отечества. В СССР День Советской армии и военно-морского флота имел большое значение для пропаганды воинской службы. Сегодня — это по сути просто гендерный праздник (праздник всех мужчин). Исторические основания праздника весьма сомнительны.
К тому же сомнительно, насколько ценностно приемлемо связывать защиту Отечества с революционной деятельностью большевиков, провозглашавших на том этапе патриотизм пережитком буржуазного строя. В русской эмиграции для выражения ценности государственного патриотического служения была найдена более понятная календарная дата — 5 апреля, день торжества русского воинства под руководством Александра Невского в битве на Чудском озере (Ледовое побоище). В Российской Федерации, как известно, такого праздника ни на государственном, ни на общественном уровне не существует. А вот восьмое марта — второй в рейтинге популярности, после Нового года, праздник в Российской Федерации. При этом в ценностном отношении он еще более выхолощен, чем 23 Февраля. В советское время 8 Марта позиционировалось как день международной солидарности работниц. Исторически он обращался к стачке чикагских ткачих в 1857 г., а идеологически утверждал идею борьбы за правовую эмансипацию женщин. В современной интерпретации празднования тематика трудового равноправия совершенно не присутствует. Праздник приобрел исключительно гендерный характер и ценностно сведен до торжеств в честь женского пола. Ряд мыслителей, представляющих церковные круги, утверждают о генетической связи Международного женского дня с традицией празднования иудейского пурима. В СССР 1 мая отмечалось как праздник международной солидарности трудящихся. Из всех праздничных торжеств он наиболее точно соотносился с идеологией первого в мире неэксплуататорского государства трудящихся. Первые десятилетия советской власти Первомай был главным государственным праздником в СССР. Первое и второе мая официально позиционировались как "дни Интернационала". С 1992 г. Первомай получил наименование "праздника весны и труда", парадоксальным образом смешав в своем идейном содержании совершенно различные ценностные ориентиры. Почему-то объединены природно-циклические и социальные ценности. Единственное объяснение этому — стремление как-то растворить политическую нагрузку праздника. Логика в этом просматривается, труд в стране не в чести, так и праздновать по его поводу не обязательно.
В отличии от Дня России, который несмотря на высокопарное название, — самый абсурдный в ценностном отношении праздник в современном российском праздничном календаре. Предметом празднования является обращение к принятой РСФСР 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете. Суверенность Российской Федерации достигалась посредством разрушения СССР, на самом деле являвшегося историческим воплощением самой России, такой, какой она сформировалась в истории своей государствепнности. День России, как Российской Федерации, стал отрицанием веками складывавшегося российского государства. Об этом почти прямо заявлено и в конституции страны — государственный суверенитет СССР как предшественика РФ проигнорирован. Надо иметь высокую степень цинизма, или, скорее, политического целеполагания, чтобы превратить государственный распад в национальный праздник и присвоить ему к тому же наименование Дня России. А вот само по себе обращение к духовному подвигу народа в 1612 г. можно было бы расценить как возвращение России к национальной ценностной парадигме. Определенные исторические неточности в датировке не имеют здесь принципиального значения. Для праздника в большей степени нужен скорее исторический миф, чем научная непротиворечивость. Другое дело, что День народного единства стал в российском праздничном календаре замещением популярных у значительной части народа торжеств по случаю Великой Октябрьской социалистической революции. Замена не могла пройти успешно ввиду различия типов ценностных ориентиров этих праздников. Празднование 7 Ноября апеллирует к новому идеологическому проекту, обществу будущего. "Коммунизм — это молодость мира, и его возводить молодым!".
При реформировании праздничного календаря России наряду с Великой Октябрьской социалистической революцией был отменен и День Конституции. Помимо конъюнктурного соображения о сокращении одного нерабочего дня наличие какой-то логики в этом решении не прослеживается. Оно выглядит особо удивительно в контексте постоянных обращений представителей современной российской власти к нерушимости конституционного законодательства. Праздник, акцентированный на ценностях закона и права, имеется в государственном праздничном календаре большинства стран современного мира, и в этом отношении его упразднение в России выглядит противоестественно. Впечатляет число выделенных под государственные праздники нерабочих дней — 44 дня. 17% годового рабочего времени отменено. 17% прироста ВВП в год отменено? Стране предписано бездельничать, а не работать? Страна не должна трудиться, а только торговать сырьем и покупать готовые машины и продовольствие за рубежом? Откуда в таком случае государственный суверенитет? Такого удара по экономике даже мировой кризис не наносит. В Российской империи ценностно доминировала религиозная составляющая праздников. Сохранение праздничных дат РПЦ в официальном государственном календаре продолжалось до 1928 г. Удивительно, что праздничная сетка первого десятилетия советской власти была более насыщена в религиозном отношении по сравнению с современной ситуацией. В рамках идеологического проекта в праздничном календаре СССР были особо подчеркнуты праздники, выражающие идею социального освобождения человечества, построения общества будущего. В современной России обнаруживается пробел в государственных праздниках следующих ценностных ориентиров: ценностей законности, права и правопорядка; ценностей национальных традиций; социального освобождения, социального примирения; образа национального лидера; семейных ценностей. Особенно тяжелое положение — с ценностями национальных традиций. В других странах этот ценностный тип праздника — один из наиболее популярных. В России не только для дней, определяемых государством как нерабочие, но и среди многочисленных праздников более низкого уровня нет ни одного, который каким-либо образом представлял бы русские национальные традиции. Ни нормативно-правовые акты, ни государственные символы, ни ритуал не используются российским государством в целях прокламации и закрепления в сознании общества национальных ценностей. Это очень сильно влияет на потенциалы государственности страны. Многие ее беды начинаются "от разрухи в голове", т.е. от отсутствия системы идентичных русской (российской) цивилизации, нравственно определенных созидательных ценностей. Больше того, именно такие ценности и уничтожаются в современной России с целью геополитического и идеологического преобразования страны в третьесортную зависимую страну. В пределе — еще и расчлененную по сценарию СССР. Стране надо научиться управлять ценностями, восстановить и охранять национальные ценности. Каждое из существовавших и существующих серьезных государств прямо или опосредованно проводит ценностно ориентированную политику, имеет и опирается на собственную национальную идею. Ценности подменяются антиценностями, и государство гибнет. У России есть нешуточный урок — распад СССР. С ним не воевали, его разложили. Разложение идет и в современной России. Во многом поэтому Михалков замялся, и выглядел школьником не выучившим урок. Да, все великое, светлое, разумное, доброе вечное, что было в нашей тысячелетней истории сейчас мажется грязью и подвергается поруганию, но это было и миру придется с этим мириться. Мы выиграли Вторую мировую войну и были первыми в космосе, мы совершили столько открытий, написали столько великих произведений и сделали столько великих дел, что весь мир у нас в долгу. А товарищ Гозман не сделал ничего — он человек без Родины, без сердца, без поддержки, поэтому и ненавидит Россию, ее великий народ и его достижения. Наверное и в Бога не верит. А мы верим, потому, что мы — русские и с нами Бог! По материалам монографии "Высшие ценности Российского государства" Вернуться назад |