Наиболее активным центром политической деятельности в России в последние полгода является «Открытое правительство».
Почти завершено формирование системы «Открытого правительства» (ОП), его институциональных элементов и механизмов: создан Экспертный совет, учрежден новый департамент в аппарате правительства РФ, создана правительственная Комиссия по развитию системы «Открытое правительство» под руководством премьер-министра, сформированы экспертные советы и группы, создается Фонд гражданских инициатив и Молодежное «Открытое правительство» (см. Прил.1 - схема). Важнейшим направлением является внедрение системы «открытого правительства» в регионы.
Согласно отчету министра по связям с «Открытым правительством» М.Абызова, разработаны стандарты ОП, стандарты информационной открытости и «контракт эффективности» для федеральных органов исполнительной власти, стандарты «открытого правительства» для регионов и батарея других инструментов и механизмов. Подтверждено вступление России до конца года в Международное партнерство Открытое правительство (см. Прил. 2 - «Отрытое правительство: структура и элементы»).
Заложенная структура «Открытого правительства», функции его элементов и механизмов, личности руководящих кадров, лоббистов и участников ОП, и в особенности, зарубежных профессиональных консультантов, раскрывают истинный смысл и последствия внедрения системы ОП в России на нескольких уровнях.
Заложенная структура «Открытого правительства», функции его элементов и механизмов, личности руководящих кадров, лоббистов и участников ОП, и в особенности, зарубежных профессиональных консультантов, раскрывают истинный смысл и последствия внедрения системы ОП в России на нескольких уровнях.
В плане госуправления и внутренней политики, «Открытое правительство» создает постоянный механизм для регулярного опротестования решений «официального» правительства. Первый открытый конфликт «открытого» и официального правительства уже состоялся: 3 августа в ходе процесса бюджетных корректировок на 2013-2015 гг. эксперты ОП не согласились с официальной оценкой прогнозных доходов и трат по статьям расходов. Существование двух центров разработки политики создает конструкцию нестабильности и необходимость непрерывного балансирования. Увеличение амплитуды балансирования в нужные моменты сможет доводить ситуацию до состояния «управляемого хаоса» - предпочтительной для Вашингтона оперативной среды. Сам факт появления еще одного «правительства» заставит называть «официальным» до недавних пор единственное правительство России, что дезориентирует и создает раздвоенность в сознании общественности - и это в дополнение к «тандему».
В плане политического курса и ценностей, «Открытое правительство» является «перезагрузкой» - уже не только российско-американских отношений, но и самого правительства России. «Перезагрузка», как этот процесс понимают в Вашингтоне, есть постановка России на службу Вашингтону, превращение страны в сателлита.
В контексте ОП, «перезагрузка» - это переформатирование системы госуправления России на основе англо-саксонских ценностей и стандартов для более эффективного управления ею. «Открытое правительство» институциализирует переход на стандарты США на правительственном уровне: создание институтов означает построение устойчивой долгосрочной автономной системы, которая уже самостоятельно проводит заданный курс. Систему сложно демонтировать, в отличие от нейтрализации агентов и агентов влияния, которых достаточно лишить должностей. «Открытое правительство» - это еще более либеральное, прозападное формирование на поле российской политики, чем «официальное» правительство Медведева с такими вице-премьерами, как А.Дворкович, и сдвигает в прозападную сторону весь политический спектр России.
«Открытое правительство» может стать инструментом для «смены режима». Двойственная структура «Открытое правительство» -«официальное правительство» в нужный момент может быть разыграна как «народное правительство» против «режима». Заложенные в основу «Открытого правительства» ультра-демократизация, ультра-открытость и тотальный общественный контроль в данном случае будут использованы для дискредитации правительства России и создания хаоса в государственном управлении. ОП создается как параллельная власть на смену сегодняшнего правительства РФ. Внедрение системы «открытого правительства» в регионы означает дестабилизацию обстановки и на региональном уровне. В зависимости от числа регионов, охваченных ОП, ситуация может полностью выйти из-под контроля.
Во внешнеполитическом плане, ОП дает Западу лояльное правительство в России. Вступление России в Международное партнерство «Открытое правительство», концепция которого была разработана в Совете по национальной безопасности США, интегрирует российское ОП в систему ОП других государств и свяжет прозападные элиты в сеть под «зонтом» Вашингтона. Если лидеры «цветных революций» делились опытом подпольно, то теперь их правительственные эквиваленты будут делать это в открытую, на официальном государственном уровне. Международное партнерство ОП позволит отстроить обширнейшие горизонтальные и вертикальные связи для взаимодействия и взаимной поддержки в моменты необходимости («цветные революционеры» посылали друг другу десанты). Российское «Открытое правительство» станет наместником американского центра в России. Учитывая текущие и долгосрочные планы, «Открытое правительство» зафиксирует потерю существенной части суверенитета России.
В интервью радио Сити FM еще 16 февраля Раф Шакиров, главный редактор портала порталов «БольшоеПравительство.РФ» и «Россия без дураков» (финансирует лично Абызов) оценивает, что присоединение России к OGP «по последствиям будет, как вступление нашей страны в совет Европы. ... Думаю, что это будет иметь серьезные внутриполитические последствия».
Подрывная функция «Открытого правительства» при его сегодняшнем руководстве закамуфлирована в решение реально существующих проблем, от борьбы с коррупцией и наркотиками до снижения табакокурения. Помимо прикрытия, эти популярные темы дают возможность ОП предъявить позитивный результат и завоевать признание общества - хотя решением таких проблем должно заниматься правительство.
В разработке концепции и внедрении системы «Открытого правительства» принимают участие не только россияне. На схеме «Дорожная карта: направления развития системы «Открытое правительство» на 2012-2015 гг.» - основного документа, описывающего стратегическое планирование - указан копирайт и классификация информации:
Copyright © 2012 Monitor Company Group L.P. - Confidential. V
Компания «Монитор групп» была основана в Кембридже в 1983 г. группой профессоров Гарвардского университета и консультирует, согласно сайту компании www.monitor.com, ведущие компании и правительства, «решая наиболее значимые проблемы их роста». С февраля 2006 г. клиентом «Монитор групп» был Муаммар Каддафи, согласно раскрытым ливийской оппозицией документам и отчету компании министерству юстиции США. Договор от 4 июля 2006 г. подписали глава «Монитор групп» Марк ФУЛЛЕР (Mark FULLER) и глава ливийской разведки Абдулла аль- Сенусси. Задачи «Монитор групп» состояли в улучшении глобального имиджа и репутации Ливии, модернизации экономики Ливии, формировании в Ливии элитной группы влиятельных лиц, а также в создании Совета по национальной безопасности и Организации национальной безопасности Ливии, подготовке кадров для них и сопровождению их деятельности.
В рамках усилий по «воспитанию лидеров», «Монитор групп» разработала специальный политический курс для сына лидера Мутассима Каддафи и организовала программу его визита в США, включая встречи в Государственном департаменте, Всемирном банке, Белом доме (совет по национальной безопасности), ЦРУ, офисе директора по национальной разведке, и аналогичную программу в Великобритании (Форин Офис, министерство обороны, кабинет премьер-министра, MI6 и т.д.). Влиятельные американские деятели, которых «Монитор» возила в Ливию для «обмена мыслями» с ливийским руководством, по возвращении «информировали все уровни правительства США, включая Президента, Вице-президента, глав национальной безопасности и разведки, а также Госсекретаря», согласно Резюме 1 фазы «Проекта по улучшению статуса Ливии и Муаммара Каддафи». Подробнее про действия «Монитор групп» в Ливии см. Приложение 3.
Ливийский проект вел лично глава «Монитор групп» Марк ФУЛЛЕР. В те же годы, с 2007 по 2011, Фуллер состоял в Международном попечительском совете Сколково.
Таким образом, стратегическое планирование «Открытого правительства» осуществляет группа профессиональных консультантов, действующая в тесном контакте с политическими, аналитическими, разведывательными и специальными ведомствами США. Концепция «Открытого правительства», реализуемая в частности «Монитор групп» в России, содержит многие из элементов, которые компания внедряла, например, в Ливии. Результаты деятельности «Монитор групп» и США в Ливии известны.
«ОТКРЫТОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО»: СТРУКТУРА И ЭЛЕМЕНТЫ
Один из ключевых элементов «Открытого правительства» -Экспертный совет. Согласно Постановлению Правительства РФ от 26 июля 2012 г., основными задачами Экспертного совета является «обеспечение участия экспертного сообщества в процессе подготовки и реализации решений правительства» и осуществление «общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти». Совет имеет полномочия проводить экспертизу экономических и социально значимых решений правительства, вести мониторинг эффективности расходов федерального бюджета, оценивать эффективность органов власти и другие. Совет составляют 200 человек, отобранных Д.Медведевым из 220 кандидатов, предложенных М.Абызовым; из членов формируется коллегия в 20 человек.
Открывая 21 мая заседание ОП, Д.Медведев заявлял: «Мне не нужен декоративный Экспертный совет. ... Я хотел бы, чтобы Экспертный совет напрямую влиял на принимаемые решения». По словам вице-премьера Аркадия Дворковича, решение институализировать Совет было принято, чтобы чиновники, общаясь с экспертами, понимали, что «Совет -институционален, он прописан, и процедура взаимодействия с ним является обязательной». Как пишет «Коммерсант», автор схемы -советник главы Сбербанка Алексей Ситников, подтверждает: «Надо общество впускать в процесс целеполагания, а не только в проблемы кочек на дорогах» .
«Итоговый доклад Президенту РФ Рабочей группы по подготовке предложений по формированию в РФ системы «Открытое правительство»» от 5 мая 2012 предлагал более широкие полномочия для Экспертного совета, чем установлено Постановлением от 26 июля 2012: наличие перечня решений, которые не могут быть приняты Правительством без согласования Экспертного совета; возможность отправлять на доработку любой проект решения согласно утвержденному перечню; запрет на принятие ключевых решений в обход Экспертного совета; не менее трети решений Правительства должны приниматься на основе учета особой позиции Экспертного совета. Тот факт, что подобные полномочия не вошли в Постановление не значит, что лидеры ОП, учитывая их подходы, не будут пытаться их реализовать.
В реальности Экспертный совет является идеологическим центром («вырабатывать и обновлять фундаментальные принципы в основе работы Правительства РФ»), платформой для разработки и внедрения альтернативной политики («принимать участие в разработке Основных направлений деятельности Правительства РФ», «выступать в качестве методологического центра системы «Открытое правительство»), фильтром для правительственных решений («предоставлять экспертную оценку предлагаемых Правительством инициатив и программ», «отправлять на доработку неэффективные и недоработанные решения Правительства РФ», «осуществлять контроль целесообразности расходов, предусмотренных бюджетом на содержание Правительства РФ»), дестабилизатором («в случае необходимости выражать свое несогласие с решениями Правительства РФ», «рассматривать и поддерживать общественные инициативы»), а также резервуаром кадров для правительства.
Правительственную Комиссию возглавил Дмитрий Медведев, заместителем стал Михаил Абызов (персональный состав в стадии формирования). Ее основная функция, согласно «Итоговому докладу», должна состоять в «обеспечении взаимодействия между уровнями и ветвями государственной власти и обществом и его структурами по вопросам создания эффективной системы «Открытое правительство». Помимо прочих задач, Комиссия готовит внедрение новых механизмов функционирования системы «Открытое правительство», в том числе проекты нормативно-правовых актов, оказывает содействие в организации запуска новых инициатив системы «Открытое правительство» и в части организации финансирования инициатив.
Общественные советы должны претерпеть принципиальные изменения. Из послушных министерствам структур «перезагруженные» общественные советы превращаются в «механизм системы «Открытое правительство», обеспечивающий прозрачность деятельности конкретного органа власти или конкретного направления деятельности». Эта функция включает следующие задачи, согласно «Итоговому докладу»: участие в назначении на руководящие должности федеральных органов государственной власти (ФОИВ) и в формировании кадрового резерва; оценка компетентности и качества управления ФОИВ, выражение при необходимости мотивированного недоверия руководителю ведомства и его заместителям; участие в формировании приоритетов деятельности ФОИВ, утверждении годовых отчетов; контроль за реализацией антикоррупционных инициатив в ФОИВ, оценка избыточных функций и собственности, находящейся в оперативном управлении ФОИВ, и другие. При этом все функции органа власти могут быть разделены на виды: требующие обязательного согласования (одобрения) Общественного совета; функции, при реализации которых ФОИВ обязан учесть/получить мнение Общественного совета; функции, при реализации которых Общественный совет может инициативно поставить вопрос на рассмотрение (при этом учет его мнения обязателен); остальные (не требующие рассмотрения Общественного совета).
Фонд поддержки гражданских инициатив создается для финансирования социальных инициатив гражданской направленности, на бюджетное финансирование с возможным привлечением других средств. Согласно «Итоговому докладу», «гранты могут получать порталы активистов (типа проекта «РосПил»), НКО и другие инициативы антикоррупционной, правозащитной и прочей социально значимой тематики».
Молодежное Открытое правительство обсуждалось в Летнем кампусе Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС). Выступая перед участниками, Михаил Абызов ответил, что уже давно предлагает ввести в практику постоянную работу членов Правительства с вузами и школами. Формирование ценностей «Открытого правительства» планируется не только в вузах, но и в средних школах. Генеральным партнером Кампуса является компания Coca-Cola .
«Открытое правительство» предусматривает развитие нескольких интернет-ресурсов, в частности портала «Россия без дураков» (в качестве примера снова приводится «РосПил»), который ставит целью создание сообщества «борцов с чиновничьей глупостью». Создание портала «Россия без дураков» финансирует лично Абызов и другие бизнесмены, по словам главного редактора проекта Рафа Шакирова (также главный редактор портала «Большоеправительство.РФ»). Шакиров объясняет алгоритм его работы: жалобы на чиновников сначала размещаются на портале, затем в дружеских СМИ, далее направляются депутатские запросы; если и это не помогает, подключаются федеральные СМИ. «Есть уже команда депутатов, вне зависимости от партийной принадлежности, а также активистов на местах, которые будут организовывать компании, если власти не будут идти на контакт», - продолжает Шакиров в интервью радио Сити FM.
Вступление России в Международное партнерство Открытое правительство (Open Government Partnership, OGP) планируется до конца года. В настоящее время идет процесс разработки национального плана действий; в рамках проведения совместных консультаций предусмотрено создание совместной российско-британской группы по вопросам Открытого правительства; консультации состоятся осенью в Великобритании. Тот факт, что в 2013 г. председательство в партнерство переходит от США к Великобритании по существу дела ничего не меняет. В «Итоговом докладе» упоминается необходимость новых законов и поправок в существующие. Однако, по словам пресс-секретаря премьер-министра Натальи Тимаковой, возможно, будет достаточно присоединения к OGP, а закона не потребуется: «Открытое правительство - не орган власти, а система взаимодействия общества и власти, построенная на принципах максимально открытости последней». Таким образом активисты ОП пытаются избежать лишнего сопротивления, в частности участия Госдумы, в процессе присоединения к OGP.
В интервью радио Сити FM еще 16 февраля Раф Шакиров утверждает: «Мы предложили России вступление в "Опен говермент партнершип"». Ведущий Георгий Бофт: «А нас туда примут?» Шакиров: «С удовольствием. ... И если мы вступим, то по последствиям это будет, как вступление нашей страны в совет Европы. ... Думаю, что это будет иметь серьезные внутриполитические последствия».
Глава подгруппы ОП «Развитие кадрового потенциала» Юрий Котлер подтверждает, что на закрытой встрече премьера с «Открытым правительством» звучали предложения привлекать иностранцев к работе Экспертного совета: «Есть международный полезный опыт. Зачем изобретать велосипед».
Процесс вступления в OGP находится на стадии разработки национального Плана действий (Action Plan). Свои предложения для этого плана направил в частности петербургский Фонд свободы информации. Фонд предлагает 7 организационных мер, 14 изменений в законодательство РФ, раскрытие 18 массивов информации для свободного и бесплатного доступа и другие меры. Список грантодателей фонда включает сразу несколько крупнейших «демократизирующих» организаций: Агентство США по международному развитию, Национальный фонд в поддержку демократии, Институт «Открытое общество», Фонд Генри М. Джексона, Oak Foundation.
Инициаторы «Открытого правительства» ссылаются на опыт США, Великобритании и других государств-членов Партнерства Открытое правительство. Но какую информацию раскрывают правительства этих стран? Великобритания в программе Open Data раскрывает процент успеха операций на сердце. В США программа Open Safety подразумевает, что граждане направляют снятое на мобильные телефоны видео, чтобы сообщить о какой-либо проблеме. Австралия в качестве своих обязательств выбрала регистрацию бизнеса и товарных знаков, преференции и специальные программы для иностранного бизнеса. Но даже если бы эти государства начали раскрывать, широко обсуждать и консультироваться с Вашингтоном по бюджетному планированию, включая расходы ВПК и силовых ведомств - будучи частью Запада, они могут себе это позволить: у них «менять режим» никто не собирается.
Внедрение системы «открытое правительство» в российские министерства началось с внедрения стандартов информационной открытости. «Смысл внедрения института «открытого правительства» - заставить все ведомства работать по этим принципам», - объясняет Тимакова . В первые дни августа федеральные органы власти получили письмо за подписью и.о. директора департамента Аппарата Правительства Макара Германа с перечислением 20 обязательных критериев открытости для внедрения в их деятельность. Эти 20 критериев включают обязательное обнародование отчетов о принятых решениях, рассмотренных и принятых программах; информацию о поручениях, даваемых руководством органов власти и ходе их выполнения; перечень сведений, содержащих информацию секретного характера, которые не могут быть опубликованы, с указанием причин для засекречивания, а также планы по снятию секретности; в качестве одной из мер внешней оценки деятельности - отчет об онлайн оценке степени открытости органа власти. Г-н Герман также предписывает создание в каждом ведомстве центра по внедрению стандартов открытости, работу которого должен курировать чиновник не ниже уровня заместителя руководителя ведомства.
Кто такой Макар Герман? Отправитель письма, диктующего федеральным министерствам новые правила работы, двумя неделями ранее еще был руководителем аппарата правительства Пермского края. Тридцатилетний глава аппарата, поработавший ранее в ОАО "ТГК-9", известен в Перми своими инициативами по снятию дверей с кабинетов чиновников, лишению их индивидуальных принтеров и шкафов для одежды в кабинетах. Па своей странице в Gravatar в качестве девиза Макар пишет: «e-government. nothing else», т.е. «электронное правительство. Ничего больше». В качестве имени в Скайп молодой человек выбрал speedhatcher. Слово «hatcher» на английском имеет два значения: 1) наседка: 2) заговорщик, интриган. Надо понимать. Макар видит себя не столько «скоростной наседкой», сколько «скоростным заговорщиком/интриганом».
Новоназначенный директор департамента Аппарата Правительства - яркий пример кадров, которые подбираются для внедрения «Открытого правительства». Мальчики, которые клянутся цифровыми гаджетами, оторванные от истории отечества, считающие, что живут в «молодой» России, которой «всего двадцать лет». Очевидно, что письмо составлял не он, но для подобных дел такие кадры - идеальные исполнители.
Некоторые принципы деятельности ОП могут быть действительно полезны для решения текущих проблем в России - вовлечение экспертов и граждан в разработку и реализацию политики, оказание госуслуг через интернет и другие. Но ключевая проблема состоит в том, что целеполагание руководящих кадров ОП и лоббирующих его теневых деятелей состоит отнюдь не в улучшении условий жизни населения, а в приходе к власти.
«Открытое правительство» может сыграть позитивную роль только при условии полной смены кадрового состава руководства и подавляющей части экспертов, и при переориентации политического курса на патриотический. В Международное партнерство «Открытое правительство» Россия не должна вступать ни при каких условиях: шансы своим участием изменить сущность проекта отсутствуют, Россия неизбежно окажется «перезагружена» в вашингтонский формат.
Роль The Monitor Company Group в Ливии
Согласно схеме «Дорожная карта: направления развития системы «Открытое правительство» на 2012-2015 гг.», копирайт этой разработки принадлежит Monitor Company Group L.P. (короткое название: Monitor).
Компания «Монитор групп» была основана в Кембридже в 1983 г. группой профессоров Гарвардского университета и находится по адресу 2, Canal Park St., Cambridge, MA. Компания работает в атмосфере строгой секретности, не раскрывая имена своих клиентов и обозначая их кодовыми названиями. Однако, случайно стал известен один из клиентов компании - Ливийская Джамахирия и лично Муаммар Каддафи: ливийская «оппозиция» раскрыла и выложила в интернет секретные архивы, в которых оказались договоры, разработки и переписка «Монитор групп».
Согласно этим документам и отчету министерству юстиции США, «Монитор групп» начала работать с Каддафи в феврале 2006 г.; договор подписали 4 июля 2006 г.2 глава «Монитор групп» Марк ФУЛЛЕР (Mark FULLER) и глава ливийской разведки Абдулла аль-Сенусси. Годовой гонорар по договору составлял 3 000 000 долларов, плюс расходы (не превышая 2 500 000 долларов). Задачи компании состояли в «улучшении глобального имиджа и репутации Ливии», модернизации экономики Ливии, формировании в Ливии элитной группы влиятельных лиц. В 2007 г. в рамках работы над «имиджем» М.Каддафи «Монитор групп» разработала 22-страничное предложение по написанию биографии лидера (отдельный счет на 2 450 000 долл.), которая представила бы его как «мыслителя и интеллектуала».
Наряду с PR-кампанией, «Монитор групп» обеспечивала «помощь Ливии в создании Совета по национальной безопасности и подготовке его сотрудников», и в создании Организации национальной безопасности, «которая поставляла бы Совету точную, всеобъемлющую и своевременную информацию». В письме главе ливийской разведки Абдулле аль-Сенусси от 22 августа 2006 г. глава «Монитор групп» Марк Фуллер на пяти страницах излагает концепцию и график создания системы национальной безопасности. Пункты концепции включают:
1) «Координация программы модернизации Ливии - реформы: электронное правительство, модернизация министерств, государственных предприятий и проектов, развитие и воссоздание органа общей информации;
2) Воспитание группы элит: передовая группа искусных лидеров будет служить Совету по национальной безопасности;
3 Улучшение отношений Ливии с внешним миром;
4 Укрепление безопасности Ливии;
5 Резкое ускорение развития в сфере информационных технологий и управления информацией;
6 Улучшение имиджа Ливии в мире».
Стратегия «Монитор групп» включала подготовку кадров национальной безопасности на трех уровнях - высшего руководства, глав департаментов и аналитиков, а также разработку программы по управлению информационными потоками, которая включала бы «несколько ливийских и зарубежных источников». «Монитор групп», согласно письму, обеспечит поддержку на протяжении всего процесса, начиная с разработки организационной структуры системы государственной безопасности Ливии, отбора и подготовки кадров, поставки адаптированной для Ливии системы управления информацией до сопровождения работы Совета «на первых этапах».
В рамках усилий по «воспитанию лидеров», «Монитор групп» разработала специальный политический курс для Мутассима Каддафи, 4-го сына лидера. Курс включал регулярные семинары с «экспертами», присутствие на постоянной основе в Триполи двух кураторов-консультантов для создания Организации национальной безопасности, а также специального преподавателя английского языка. В 2008 году Мутассим Каддафи становится советником по национальной безопасности Ливии. Для него была разработана программа визита в США, включавшая встречи в Государственном департаменте, Всемирном банке, Белом доме (совет по национальной безопасности), ЦРУ, офисе директора по национальной разведке, Институте Брукинса и Корпорации РЭНД, и аналогичная программа в Великобритании: Форин Офис, министерство обороны, кабинет премьер-министра, MI6 и три исследовательских института.
Согласно письму Monitor Company Europe, лондонского филиала Monitor Company Group, Мутассиму Каддафи от 23 ноября 2006 г., предлагаемый подход к построению аппарата безопасности Ливии «может действовать параллельно тем идеям, которые генерал Сирби представил Вам в Триполи». Британский генерал Сирби (Robin Searby) с 2004 по 2010г. был координатором по подготовке ливийской армии. Внутри «Монитор групп» для работы с Ливией была создана совместная американо-британская команда.
План действий «Монитор групп» для Ливии включал также обширную программу визитов в Ливию, в рамках которой «выдающиеся мировые академики и авторитеты» «обменивались мыслями» с «Лидером, Сеифом Каддафи, высокопоставленными официальными лицами, ведущими политологами и академиками и влиятельными представителями бизнес-сообщества». Среди авторитетов: Френсис Фукуйяма («Конец истории»), Джозеф Най (автор концепции «мягкой силы»), Николас Негропонте (брат Джона Негропонте, на тот момент заместителя госсекретаря), Бернар Льюис (крупнейший историк по Ближнему Востоку), Рон Асмус (один из архитекторов расширения НАТО на Восток), Ричард Перл (прозванный «Князь тьмы», the Prince of Darkness), Джордж Сорос и другие широко известные деятели. Согласно резюме 1 -ой фазы проекта, по возвращении посетители «информировали все уровни правительства США, включая Президента, Вице-президента, глав национальной безопасности и разведки, а также Госсекретаря». Ричард Перл посетил Ливию дважды - 22-24 марта и 23-25 июля 2006, и встретился с Каддафи; оба раза по возвращению он информировал Ричарда Чейни о содержании своих визитов. В феврале 2011 тот же Ричард Перл вместе с другими известными неоконсерваторами выступил с публичным письмом президенту Обаме и НАТО «немедленно» подготовить военные действия для смещения режима Каддафи, включая военно-воздушное присутствие в небе Ливии и позиционирование сил флота у берегов Ливии.
Ливийский проект вел лично глава «Монитор групп» Марк ФУЛЛЕР (Mark FULLER). В те же годы, 2007 по 2011 Фуллер состоял в Международном попечительском совете Сколково.
«Монитор групп» вошла в Россию в 1996 г. После некоторого перерыва офис был заново открыт в 2004 г., и сегодня штат компании состоит из 30 специалистов, консультирующих клиентов в России и СНГ, согласно сайту компании www.monitorgroup.ru.
В мае 2011 г. «Монитор групп» под давлением СМИ была вынуждена признаться в нарушении Закона о регистрации иностранных агентов (Foreign Agent Registration Act, FARA), согласно которому она должна была зарегистрироваться как агент Ливийской Джамахирии, но не сделала этого. В результате скандала глава компании Марк Фуллер покинул свой пост.
Концепция «Открытого правительства», реализуемая «Монитор групп» в России, содержит многие из элементов, которые компания внедряла в Ливии. «Монитор групп» - это группа профессиональных консультантов, действующая в тесном контакте с политическими, аналитическими, разведывательными и специальными ведомствами США.
Результаты деятельности «Монитор групп» и США в Ливии известны.
Два с небольшим года спустя после рукопожатия с президентом Обамой на саммите G8, 20 октября 2009 г. был зверски убит Муаммар Каддафи, лидер Великой социалистической народной ливийской арабской Джамахирии и клиент кембриджской The Monitor Company Group.
Сын Муаммара Каддафи Мутассим, советник по национальной безопасности Ливии и также клиент компании «Монитор групп», был уничтожен в тот же день, два с половиной года после визита в госдепартамент США и рукопожатия с Хиллари Клинтон.
Открытое правительство Медведева разработали имиджмейкеры Каддафи
Американская The Monitor Group Company формировала экспортный образ Ливии до начала вооруженного восстания
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Марат Абулхатин
Концепцию Открытого правительства (ОП) России разработали американские консультанты, работавшие над имиджем Ливии непосредственно накануне восстания против Муамара Каддафи. Об этом «Известиям» сообщил высокопоставленный источник в ОП.
— Разработкой концепции Открытого правительства занималась группа американских консультантов из The Monitor Group Company (MGC). В 2006–2007 годах их клиентом была Ливийская Джамахирия и Муамар Каддафи, — рассказал «Известиям» собеседник в организации.
Пресс-секретарь министра по вопросам Открытого правительства Алена Жукова подтвердила, что весной прошлого года, когда Михаил Абызов работал в администрации президента (а ливийские повстанцы готовились праздновать годовщину восстания. — «Известия»), по указу президента 8 февраля 2012 года была создана рабочая группа по формированию системы «Открытое правительство». Представители The Monitor Group Company тогда действительно сотрудничали с рабочей группой, отметила Жукова.
В России Monitor Group открыла офис в 1996 году. С 2007 по 2011 год один из основателей MGC, Майкл Фуллер, состоял в Международном попечительском совете «Сколково». Фуллер ушел из MGC в мае 2011 года, когда стало известно о сотрудничестве американских консультантов с Каддафи в обход американских законов. Другой представитель компании — управляющий партнер Monitor Group в России Александр Толкачев — официально находится в экспертном совете при Открытом правительстве. Он также рассказал «Известиям» про участие Monitor Group в разработке концепции Открытого правительства.
— В феврале (2012 года. — «Известия») мы в составе рабочей группы, которая готовила Дмитрию Медведеву доклад по концепции Открытого правительства, модерировали подгруппу по иновационному развитию, — говорит он. — По результатам работ с подгруппами сформировалось много материала — и монитор-группа занялась интеграцией всех наработок и компоновкой в доклад рабочей группы. Компоновка производилась с марта по 4 мая, когда доклад был представлен президенту.
Более того, по словам Толкачева, после работы над Открытым правительством MGC с конца июня до ноября-декабря 2012 года помогала Минздраву и Минобразования внедрить концепцию открытого министерства.
Monitor Group Company считается ведущей мировой консалтинговой компанией, занимающейся развитием конкурентоспособности стран. Ее основатель — профессор гарвардской бизнес-школы Майкл Портер был советником администрации Рональда Рейгана и кандидата в президенты Митта Ромни.
MGC занималась лоббированием интересов Ливии в США до переворота в стране. В 2005 году старший сын ливийского лидера Муамара Каддафи Сейф аль-Ислам Каддафи заказал компании исследование по модернизированию Ливии (об этом сообщали американские СМИ, в частности The Boston Globe).
В 200-страничном труде консультанты предложили ливийской элите провести реформы нефтяного сектора, благодаря чему стране к 2019 году обещали уникальные темпы роста бизнеса и конкурентоспособности на мировом рынке при сохранении «неповторимого характера Ливийской Джамахирии». Позже Monitor Group выступила с работой «Предложения по расширению диалога вокруг идей Муамара Каддафи». В этом документе Каддафи охарактеризовали «человеком действия и идей, заслуживающих обсуждения».
Глава ИНСОР Игорь Юргенс считает, что российское правительство имеет право привлекать зарубежных специалистов, тем более что Monitor Group работала очень эффективно.
— Имидж Каддафи был серьезно подправлен до момента восстания. После того как он заявил об отказе от ядерного оружия, ему простили и взрывы самолета над Атлантикой, и многое другое. С ним полностью возобновили переговоры, его партнером был президент Франции Саркози, — уверил Юргенс. — Я не готов присоединиться к тем, кто за глаза ругает (Открытое правительство. — «Известия») за привлечение иностранных компаний. Нанятая властями для работы над имиджем страны Ketchum ничем не лучше и напичкана цэрэушниками.
Директор группы «Имидж-контакт» Михаил Омский согласился с Юргенсом в отношении профессионализма MGC.
— Лишь бы с нынешним клиентом не произошло то же самое, что и с предыдущим, — иронизирует он. — В любом случае они результативно работали с Каддафи.
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин убежден, что сотрудничество Открытого правительства с американскими пиар-консультантами небезобидно и свидетельствует о связи проекта Дмитрия Медведева с США.
– Я вообще удивляюсь, как Владимир Путин пошел на формирование внутри исполнительной вертикали целого министерства, которое отвечает за такой странный проект, если только не предположить, что это информационная бомба, которая должна взорваться в нужный момент. Думаю, США в своем стремлении контролировать все и вся совершенно не стесняются и даже не думают прикрывать свои проекты даже легким камуфляжем, — говорит он.
Депутат от «Единой России» Евгений Федоров, ранее прославившийся в интервью, в котором выдвинул конспирологическую версию о контроле американцами российской политики, нашел в новости о Monitor Group подтверждение своей теории.
— Я многократно говорил, что Россия находится под внешним управлением США. Для этого они имеют своих экспертов, подразделения, систему грантополучателей и международных агентств, — рассуждает парламентарий.
Дмитрий Медведев анонсировал проект Открытого правительства осенью 2011 года, когда стало известно, что он покидает пост президента. Официальный кабинет министров дополнило Открытое правительство, которое по сути является инструментом взаимодействия экспертного сообщества и органов власти.
http://izvestia.ru/news/544445
Дело Сороса и Ходорковского живет и побеждает: в России заработает “открытое правительство”
Автор: Сергей ОСТРОВСКИЙ
“Цветная революция” не сработала на улицах – теперь ее делают в коридорах российской власти
Пока патриотические силы боролись с сетями “западной диссидентуры” на улицах и в интернете, оказывается, в самом Кремле шел лихорадочный процесс перестройки Правительства Российской Федерации по тем же западным лекалам для будущего премьер-министра. “Открытое правительство” – это способ легализации прозападных экспертов и НПО и официального включения их в процесс принятия политических решений. В добавок к этому, Россия планирует вступить в международное партнерство “Открытое правительство”, разработанное советом по национальной безопасности США, которое превращает само российское правительство в механизм для реализации западных интересов в стране и фиксирует частичную потерю суверенитета.
“Открытое общество” Джорджа Сороса было выставлено из страны, “Открытая Россия” Михаила Ходорковского прекратила свое существование после отбытия основателя в места лишения свободы – но теперь они отомщены с избытком: сегодня сам президент Медведев создает “Открытое правительство”. “Открытый” на вашингтонском языке значит открытый для американского влияния. Кроме того, Россия планирует присоединиться к так называемому Международному партнерству «Открытое правительство» на ближайшем заседании этой организации 16-18 апреля в Бразилии.
Фото: На расширенном заседании рабочей группы по подготовке предложений по формированию в России системы «Открытое правительство». 14 марта 2012 года Сколково. Источник: пресс-служба АП
«Я единственное, в чем хотел бы разобраться все-таки – нам как к этой инициативе присоединяться, там какой-то сложный механизм или достаточно просто поручения президента?» – спрашивал президент Медведев у Михаила Маргелова на встрече со своими сторонниками 6 февраля 2012 г. Маргелов ответил, что достаточно поручения, по которому в организацию будет направлено письмо за подписью главы МИД или его заместителя. «Более того, наш посол в Вашингтоне потом все это дело выполнит, как только будет указание», – добавил сенатор. «Ладно, давайте займемся этим», – сказал Медведев (1). Президенту стоило бы разобраться не только в процедуре присоединения, но и в сущности Международного партнерства «Открытое правительство», известного также как “Американо-бразильская инициатива”. Согласно первоисточнику – сайту Open Government Partnership и соответствующей странице на сайте государственного департамента США(2) , Партнерство “Открытое правительство” (ПОП) – это “новая международная инициатива, которая ставит целью заручиться конкретными обязательствами правительств по продвижению прозрачности, наделением полномочиями граждан, борьбе с коррупцией и использованием новых технологий для улучшения госуправления”. В третьем предложении ситуация проясняется: “ПОП – это механизм для продвижения целей президента Обамы и госсекретаря Клинтон, состоящих в укреплении демократии и прав человека, борьбе с коррупцией, использовании технологий и инноваций для преображения госуправления в XXI веке”. Что касается процесса вступления в ПОП, Маргелов утаил главное. Помимо поручения президента, государство должно выполнить три начальных условия: 1). подписать Декларацию открытого правительства – международный юридически обязывающий акт; 2). представить конкретный план действий по реализации целей ПОП, разработанный при активном участии общественности своей страны, государств-членов инициативы и Международного руководящего комитета ПОП под председательством США и Бразилии; 3). взять на себя обязательство подчиняться независимой проверке результатов планируемых мер. Все обязательства, которые возьмет на себя правительство, “должны отвечать четырем принципам открытого правительства: 1. Прозрачность: информация о решениях и деятельности правительства открыта, всеобъемлюща, свободно доступна для общественности и соответствует стандартам открытой информации. 2. Участие граждан: правительство стремится мобилизовать граждан для участия в общественном обсуждении. 3. Подотчетность: внедряются правила, нормы и механизмы, обязывающие чиновников объяснять свои действия, выполнять требования, исправлять критикуемые недостатки и признавать ответственность за неисполнение взятых на себя обязательств. 4. Технология и инновации: правительство принимает важность предоставления гражданам открытого доступа к технологиям и повышения способности граждан использовать технологии”. В процессе реализации плана, правительство помимо ежегодного отчета, подготовленного самостоятельно, будет подвергаться “независимой оценке высокоавторитетными экспертами” страны. Партнерство также предоставляет членам “механизм связей” (networking) – “подготовленную сеть правительственных и неправительственных консультантов с большим опытом решения проблем”. В госдепартаменте США инициативу ПОП ведет заместитель госсекретаря по гражданской безопасности, демократии и правам человека Мария Отеро (Maria Otero) – “продвижение демократии” это ее зона ответственности. Автором концепции “открытого правительства” считается Саманта Пауер (Samantha Power) – специальный помощник президента Обамы и глава управления многосторонних отношений и прав человека в совете по национальной безопасности США. Пауэр заслужила репутацию “гуманитарного ястреба”: она поборник военных вмешательств по гуманитарным причинам как “моральной обязанности Америки” и считается одним из главных лоббистов военного вмешательства в Ливию. Вашингтон применяет в этом вопросе хорошо отработанную тактику: используя реально существующую проблему – такую, как коррупция, создает истерию в обществе и под предлогом борьбы с ней внедряется в государство-мишень. Так теракты 11 сентября 2001 года послужили поводом для развязывания “глобальной войны с терроризмом” и обеспечения массированного военного присутствия США от Средней Азии до Африки. Так под предлогом “борьбы с наркотиками” Соединенные Штаты зашли в Центральную Америку и Среднюю Азию: для “содействия” государствам, которые “не могут справиться с проблемой самостоятельно”. Еще один тактический прием – призвать Бразилию в сопредседатели ПОП, чтобы хотя бы фиговым листком прикрыть истинного организатора. Даже рупор англо-саксонской системы журнал “The Economist” относится к инициативе со скептицизмом и замечает, что государства ПОП подчиняют себя внешнему контролю, а внешняя критическая оценка будет ставить правительства в неудобное положение. А когда на брифинге по “Открытому правительству” журналистов попросили не разглашать имена спикеров, а обозначить их как “чиновник госдепартамента №1” и “чиновник госдепартамента №2”, это вызвало шквал насмешек над американским проектом “открытости” . Стоит помнить также, чего стоила попытка “открыть”(3) американское правительство рядовому Мэннингу, передавшему файлы Викиликс – пыток на допросах и вероятного пожизненного заключения. В России главными промоутерами вступления в ПОП является, помимо Михаила Маргелова, недавно успешно сдавшего Ливию, помощник президента Аркадий Дворкович и советник президента Михаил Абызов, занимающий 76-ю строчку в рейтинге богатейших бизнесменов России 2011. Именно Абызов был инициатором создания и координатором общественного комитета сторонников Медведева; своей основной целью он называет разработку программы «большого правительства»(4). В 1998 году Абызов стал самым молодым и жестким заместителем Чубайса в РАО «ЕЭС России» и вместе с боссом занимался расчленением энергетической системы России. В условиях, когда Чубайс по длинному ряду объективных причин не может занимать в государстве политических постов, его агрессивные питомцы служат отличными суррогатами. В одном из недавних интервью на вопрос, переживал ли он распад Советского Союза и развал страны, Чубайс с усмешкой отвечал: «Знаете, я никогда не считал Туркмению своей родиной». Маловероятно, что Чубайс считает своей родиной Татарстан или Мордовию. Другой партнер Абызова Альфред Кох мечтает о превращении России «в десяток маленьких государств» и считает достаточным население в 40 миллионов человек. Каким образом Абызов, при его партнерах и ценностях, попал в советники президента?
Фото: Михаил Абызов и Анатолий Чубайс на конференции «Технологические биржи России и Запада» 22 марта 2012 года, проходившей в центре Digital October, который принадлежит Абызову, основному владельцу группы Ru-Com. Источник: FinParty.
Примечателен процесс ввода и реализации идеи “открытого правительства” в России, и связанная с этим игра с терминами. Впервые международную инициативу обнародовала Хилари Клинтон 12 июля 2011 г. в Вашингтоне; затем ПОП был официально презентован президентом Обамой в рамках Генеральной ассамблеи ООН 21 сентября 2011 г. Три недели спустя 15 октября 2011 г. в Москве, определившийся со следующим местом работы президент Медведев представил “большое”, или “расширенное”, правительство. Однако, 8 февраля текущего года президент подписывает указ о рабочей группе по формированию в России системы уже «открытого правительства», где седьмым пунктом значится: “Рабочей группе в своей деятельности учитывать предложения международной инициативы – партнерства “Открытое правительство”“(5). Ситуацию прояснил Маргелов еще 5 февраля: “Президентский проект «Большое правительство» – это ни что иное как «Открытое правительство»“(6). Распоряжением от 17 февраля координаторами действий назначены советник президента Абызов М.А. и помощник президента Дворкович А.В.(7) . Российское “открытое правительство” формируется в панической спешке; так же стремительно принимаются законопроекты по регистрации партий и выборам губернаторов, и проводится решение об открытии военного объекта НАТО в Ульяновске. Либерально-вашингтонское лобби стремится все успеть до 7 мая: необходимо не только расставить людей по постам, но и принять законы, заложить институты и механизмы, которые сделают изменения по возможности необратимыми (в то время как человека достаточно уволить). В чем состоит истинный смысл создания в России “открытого правительства” и вступления в американское партнерство? Создание мощного механизма для реализации прозападной политики. В концепции “открытого правительства” сводятся воедино три ключевых инструмента/ресурса подрывной работы: прозападное экспертное сообщество, прозападное гражданское общество и либеральная группировка в руководстве России. “Свои” эксперты вносят в “открытое правительство” политические разработки и стратегии; либеральное ядро в Белом доме их реализует; доверенные НПО следят, чтобы нужная политика воплощалась возможно полнее – если этого не происходит, ставят низкие “оценки”, поднимают шум внутри страны и за рубежом. Во всем процессе участвует российский капитал, ориентированный на Запад. Как говорит Маргелов, “нашей группе предстоит предложить такие инструменты, чтобы эта публичная сфера неизбежно создавала атмосферу контроля”(8). Таким образом, прозападные НПО получают возможность вертеть правительством России, как хвост собакой. Методология “цветной революции” внутри правительства. Международное партнерство дает прозападным либералам возможность выстроить огромную сеть контактов во всем мире. Точно так же, как лидеры “цветных революций” регулярно собирались для обмена опытом и получения указаний из вашингтонского центра, так и члены “открытых правительств” из всех стран будут перенимать друг у друга наиболее эффективные методы реализации своих целей. “Цветная революция” не сработала на улицах – теперь ее делают в коридорах российской власти. Частичная потеря суверенитета. Журнал “The Economist” прав: когда приоритеты и методы деятельности национального правительства определяются некой “международной инициативой”, разработанной в совете по национальной безопасности США, то речь идет о частичной потере суверенитета государств. Более того, на “открытом правительстве” дело не остановится – втягивание России в положение сателлита продолжится поступательным образом, как всегда это делают США. Возможно, американское “открытое правительство” задумывается как первый шаг к официальному мировому правительству, которое прорисуется уже в среднесрочной перспективе. Способ проведения деструктивных для России реформ. Либеральное ядро власти вместе с Вашингтоном жестко склоняют Россию к проведению выгодных им реформ. Дальнейшая приватизация, в частности, еще глубже “откроет” российскую экономику для выкачивания средств и ресурсов и лишит федеральный бюджет регулярных поступлений (последнее было одним из рычагов развала СССР, когда республики перестали направлять средства в центр). Эксперты открытого правительства уже предложили принять план по сокращению присутствия государства в экономике, а Медведев поручил составить «дорожные карты» дерегулирования экономики. Возвращаемся в 1990-е разрушать экономику по Тэтчер и Рейгану? Прозападные эксперты и НПО будут незаменимы в деле урезания социального государства и проведения пенсионной реформы: тогда митинги за “честные выборы” покажутся разминкой. Признание в собственной несостоятельности. Почему для борьбы с коррупцией в России требуется участие США? Вступая в ПОП, российское правительство расписывается в своей несостоятельности и неспособности решать текущие проблемы. В чьих интересах будет вестись борьба против коррупции? Если “открытое правительство” облекает НПО такой властью, кто будет “назначать” “коррупционеров” – Навальный? Чубайс? Борьба с коррупцией, которая координируется Вашингтоном и его наместниками в России – это 1) способ провести политические чистки оппонентов-патриотов, 2) показная борьба ради получения “хороших оценок” от США и самопиара, 3) саботаж реальной борьбы с коррупцией, которую Россия должна вести системно и глубоко. И это, возможно, не все – вашингтонская терминология очень обманчива. Ливийцам сказали, что введут “бесполетную зону” для их собственной защиты – однако, оказалось совсем по-другому. Когда США идут вам “помогать” – готовьтесь к худшему сценарию. Чтобы потом не разводить руками: “мы же не знали, что так будет”. Таким образом, “расширенное правительство” Медведева с самого начала было “открытым правительством”, разработанным в совете по национальной безопасности США и ловко проведенным в Россию по каналам провашингтонского лобби. Вступление России в американский ПОП – вопрос суверенитета государства – не обсуждалось ни в Думе, ни в Совете Федерации, ни в Общественной палате, а было решено небольшой группой антироссийских лоббистов. “Открытое правительство” с легализованными в нем “высокоавторитетными экспертами” при необходимости может парализовать государственное управление России. Ситуация до боли похожа на римейк приглашения варягов на Русь “Придите княжить и владеть нами” – ровно 1 150 лет спустя (первый раз в 862 году). От “Культурной инициативы”, запущенной Соросом в 1988 году, до Американо-бразильской инициативы “Открытое правительство” – поток инициатив, направленных на развал СССР/России не ослабевает. И точно так же, как четверть века назад, реализуют их отдельные члены высшего руководства страны. 1.РФ может присоединиться к инициативе по улучшению госуправления // РИА Новости. 6 февраля 2012. http://ria.ru/politics/20120206/558595416.html 2.См. сайты www.opengovpartnership.org, http://www.state.gov/j/ogp/ 3.The Open Government Partnership – The parting of the red tape // The Economist. October 8, 2011. http://www.economist.com/node/21531430/print 4. Абызов рассматривает свое назначение как огромную ответственность // РИА Новости. 18 января 2012 г. http://ria.ru/politics/20120118/542656315.html 5.Подписан Указ о создании рабочей группы по формированию системы «Открытого правительства» // Сайт Президента России. 8 февраля 2012. http://kremlin.ru/news/14467 6.Михаил МАРГЕЛОВ: Важен тот факт, что Президент положительно отозвался о международном партнерстве «Открытое правительство» // Большое Правительство. 5 февраля 2012. http://большоеправительство.рф/blogs/post/913/ 7.Распоряжение Руководителя Администрации Президента «О деятельности рабочей группы по подготовке предложений по формированию в Российской Федерации системы «Открытое правительство» // Сайт Президента России. 17 февраля 2012. http://news.kremlin.ru/ref_notes/1156 8.Михаил Маргелов У бюрократов не останется тайн – Куда будут вхожи члены «Большого правительства»? // Российская газета. 12 февраля 2012. http://www.rg.ru/2012/02/12/margelov-site.html
http://otchizna.su/politics/6721
Вернуться назад
|