Суверенитет Прибалтики под каблуком НАТО
Денис Гайшун
Пилоты ВВС Франции в начале мая заступили на плановое четырехмесячное дежурство по патрулированию воздушного пространства стран Балтии, осуществляемому партнерами по Североатлантическому альянсу с литовской авиабазы Зокняй. По сообщению минобороны Литвы, патрулировать французские летчики будут на четырех истребителях «Мираж Ф-1″ (Mirage F1). Новая смена, в которой, кроме пилотов, насчитывается около 80 человек технического персонала, прибыла в Литву с места постоянной дислокации на авиабазе Мон-де-Марсан (Mont-de-Marsan Air Base) на юго-западе Франции. Военные Пятой республики заступают на это дежурство в четвертый раз. Французы сменили в Зокняй контингент королевских ВВС Дании, которые осуществляли патрулирование в небе стран Балтии на четырех истребителях Ф-16 «Файтинг фалкон» (F-16 Fighting Falcon). Авиабаза Зокняй под Шауляем была построена еще в советские времена в начале 40-годов прошлого века. Во время «холодной войны» аэродрому придавали большое значение, как форпосту на границе с Западом. Поэтому значительные средства были вложены для развития инфраструктуры аэродрома, в СССР он являлся одним из самых больших и был способен принимать самолеты любых типов. В настоящее время у Балтийских стран нет денег для содержания собственной авиации. В связи с этим страны-члены НАТО «оказывают любезность», отправляя контингенты своих ВВС для патрулирования воздушного пространства Прибалтики. И это решение в свое время было воспринято соседними государствами должным образом. Необходимо отметить, что ситуация и проблемы белорусских ВВС сегодня становятся практически схожими с ситуацией Литвы, Латвии и Эстонии – на вооружении национальных армий находится авиатехника, доставшаяся в наследие от армии Советского Союза, а средства для закупки самолетов нового образца и их содержания ограничены. Поэтому не исключается, что белорусское военно-политическое руководство решило использовать опыт своих северных коллег. Анонсированное недавно возможное появление в Беларуси авиационной базы России, с одной стороны, указывает на оптимально экономное решение имеющихся проблем по охране воздушного пространства страны-союзницы, а с другой – демонстрирует озабоченность Москвы теми вызовами и угрозами, которые исходят с западного направления. Тем не менее, несмотря на обоюдные объективные причины, новость о возможном размещении российских истребителей на территории Беларуси вызвала что-то вроде переполоха в средствах массовой информации западных стран. Особенно это «испугало» Польшу и Литву, руководство которых обвинило Минск в якобы милитаризации региона, втягивании в военные действия на стороне России против всех стран Балтии, а также нарушении баланса сил в Центральной Европе. Неужели пара звеньев российских истребителей, размещенных где-нибудь под Барановичами или Бобруйском, изменят баланс сил во всей Центральной Европе? А теперь давайте посмотрим на данные факты глазами России и Беларуси: Литва, собственно говоря, ни с кем не советуясь, и в первую очередь с Москвой, модернизирует аэродром по стандартам Североатлантического альянса, договаривается о нахождении на ее территории ударных самолетов потенциального российского противника – НАТО, периодически принимает-меняет иностранные контингенты, которые проводят совместные учения и осваивают воздушное пространство вероятного театра военных действий. То есть, несколько раздражает Россию своим неприличным по соседским меркам поведением. С политической точки зрения, Вильнюс сам создал все условия для нарушения стратегического баланса сил в регионе и, считай, своими действиями подтолкнул военно-политическое руководство России к вполне закономерной идее создания авиабазы на белорусской территории. По сути, Беларуси осталось умело воспользоваться создавшейся ситуацией, а это и дополнительный военный потенциал, и углубление сотрудничества с той же Россией, и рабочие места.
Военно-политическое обозрение
Вернуться назад
|