ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > США подстрекают Японию к конфронтации с Китаем ('Paul Craig Roberts', США)

США подстрекают Японию к конфронтации с Китаем ('Paul Craig Roberts', США)


7-05-2013, 11:55. Разместил: VP

Джон В. Уолш

 

Схватит ли Япония приманку?

 

В конце октября 2012 года в разгар избирательной кампании делегация из США проехала с большой осторожностью по Японии, а затем и Китаю, с едва заметным освещением в СМИ. Этот визит был «неофициальным», но Хиллари Клинтон дала ему своё благословение. Его возглавляли две высокопоставленные фигуры американского имперского небосвода: Ричард Ли Армитидж, занимавший в своё время пост заместителя госсекретаря при Джордже Буше-младшем, и Джозеф С. Най-младший, бывший представитель Пентагона и разведки в администрации Билла Клинтона, а также почетный декан Школы государственного управления им. Кеннеди при Гарвардском университете. В состав делегации также входили Джеймс Стейнберг, который был заместителем госсекретаря в администрации Обамы, и Стивен Хэдли, советник по национальной безопасности Буша-младшего.

 

Целью визита делегации — на словах — была попытка США разрядить напряжённость в отношениях между Японией и Китаем по нескольким небольшим спорным островам. А не на словах? Каковы взгляды этих влиятельных фигур? Интересно, что Армитидж и Най предоставили нам частичный ответ на этот вопрос в небольшой статье, опубликованной в августе того же года Центром международных и стратегических исследований (CSIS) и озаглавленной «Японско-американский альянс. Установление стабильности в Азии», — результате тщательной работы исследовательской группы под председательством CSIS, которую они возглавляли. Предлагаемая там стратегия, как показывается ниже, должна сильно обеспокоить не только китайцев, но также японцев и американцев.

 

Во «Введении» своей статьи Армитидж и Най обращаются непосредственно к японской аудитории следующим образом:

 

«Вместе нам приходится сталкиваться с возрождением Китая и сопровождающей этот процесс неопределенностью...

 

Государства «первого уровня» имеют значительный экономический вес в мире, боеспособные вооружённые силы (выделено автором статьи v прим. пер.), глобальное видение, а также демонстрируют лидерство в решении международных проблем. Пока есть области, в которых Соединённые Штаты могли бы лучше поддерживать альянс (Япония-США), однако у нас нет никаких сомнений в том, что Соединённые Штаты продолжают оставаться государством со статусом «первого уровня». Японии при этом необходимо будет сделать выбор. Желает ли она продолжать оставаться нацией «первого уровня» или согласна сползти в статус «второго уровня»? Если статус «второго уровня» является достаточным для японского народа и его правительства, то этот доклад не составит интереса».

 

Прочтите это внимательно. Это слегка завуалированный призыв к наихудшим сторонам японского милитаризма и национализма, которые не зря так критикуют в Восточной Азии. И делается это в контексте «возрождения» Китая, фраза, которая вызывает в сознании картину китайского господства в мире в прошлом и униженного статуса Японии того же периода. Какого же зверя должен пробудить этот тревожный призыв?

 

Там же во «Введении» авторы вполне конкретно заявляют о военной составляющей их призыва, когда пишут: «Силы самообороны Японии (ССЯ), в настоящее время являющиеся самым надёжным учреждением в Японии, готовы играть более значительную роль в повышении безопасности Японии и репутации, если ослабить изжившие себя ограничения». (Выделено автором статьи — прим. пер.). Что это за «изжившие себя ограничения»? Как разъясняют авторы далее, они закреплены в 9 статье японской Конституции, написанной под руководством оккупационных сил Макартура. В статье, которая так тяготит Армитиджа и Ная, говорится:

 

«СТАТЬЯ 9. Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, и угрозы или применения вооружённой силы как средства разрешения международных споров.

 

Для достижения цели предыдущего параграфа наземные, морские и воздушные силы, а также другие военные потенциалы, никогда не будут поддерживаться. Право на ведение государством войны не признаётся».

 

Это потрясающе привлекательное пацифистское заявление, стоящее краткого упоминания здесь. 9 статья чрезвычайно популярна в Японии, и устранение её из Конституции не будет лёгким делом по оценкам Армитиджа и Ная. Кроме того, Армитидж и Най признают, что она запрещает коллективную самооборону, которая включает в себя совместные военные действия со стороны США и Японии. Как говорят они в своей статье:

 

«Парадокс, однако, заключается в том, что даже в самых тяжёлых условиях, требующих защиты интересов Японии, нашим силам юридически запрещена коллективная защита Японии. ... Запрет на коллективную самооборону является препятствием для альянса (США-Япония)». (Здесь Уолш отмечает, что авторы статьи говорят не о защите Японии, а о защите «интересов» Японии — прим. пер.).

 

Что же тогда делать США? Армитидж и Най видят решение в совместных спасательных операциях типа той, которая была проведена ССЯ и американскими военными силами (операция Tomodachi, то есть «Операция Друзья») в связи с землетрясением, цунами и катастрофой на Фукусиме 11 марта 2011 года, известными в Японии, как 3/11. Тогда совместные усилия спасателей не противоречили тем, кто поддерживает 9 статью и дух, который она воплощает. По мнению Армитиджа и Ная нужно, чтобы операция Tomodachi просто была принята в качестве прецедента для оправдания будущих совместных операций. Иными словами, Конституция Японии по сути игнорируется, что в значительной степени является той тактикой, которую предложил Трумэн, чтобы втянуть США в Корейскую войну, а также тактикой Барака Обамы, которую он использовал во вмешательствах типа ливийского. Просто игнорировать Конституцию и её требования о том, что только Конгресс США может объявить войну. Это, если он вообще необходим, ещё один пример того, как наша элита видит «верховенство закона», к которому она так часто призывает. (Вот тут и задумаешься, рассматривалась ли частично операция Tomodachi с самого начала её архитекторами таким образом. Спрашивается, сколько других таких американских гуманитарных миссий могут иметь скрытые вспомогательные цели?).

 

Армитидж и Най отмечают также, что в докладе Комитета Яная* 2006 года сказано, что премьер-министр может в приказном порядке отложить запрет Статьи 9, как и при антипиратских операциях в Джибути. Но этот доклад рассматривается как попытка подорвать японскую Конституцию. Как писал в то время профессор Крейг Мартин с юридического факультета Университета Уошборна, американский эксперт в этих вопросах, «осуществление использования экстра-конституционного органа для продвижения "пересмотра" толкования Конституции является незаконным на нескольких уровнях, наиболее важным из которых является обход внесения поправок в положения Конституции». Но ведь это именно то, что собираются делать Армитидж и Най.

 

9 статья по-прежнему популярна в Японии, хоть её популярность и была существенно подорвана в последние годы. Стоящие за этим причины и силы заслуживают тщательного изучения в свете так называемого понятия «поворота» империи США к Восточной Азии. Но до тех пор, пока Коммунистическая партии Японии и японские социалисты сохраняют влияние в правительстве и обществе, мало шансов, что 9 статья будет отменена, поэтому для ремилитаризации Японии будет необходим обход внесения поправок в Конституцию. Само существование ССЯ на самом деле может рассматриваться как незаконное в соответствии с положениями 9 статьи, именно поэтому ССЯ первоначально были названы силами Национальной полиции. В заключении Армитидж и Най собрали военные аспекты своего доклада в следующую рекомендацию для Японии: «Япония должна расширить сферу своих обязанностей до обороны Японии и совместной обороны с Соединёнными Штатами в случае непредвиденных региональных обстоятельств. Союзникам необходимы более надёжные обобщённые и совместные ISR (спецслужбы, разведка и наблюдение) возможности и действия, которые выходят далеко за пределы японской территории. Позволить американским войскам и ССЯ отвечать в полном взаимодействии по всему спектру вопросов безопасности в мирное время, в моменты напряжённости, кризиса и войны было бы ответственным разрешением со стороны Японии». (Выделено автором статьи — прим. пер.). Для дипломатов ничего ясней и конкретней быть не может. И это очень тревожно, поскольку это никак не походит на мирный договор.

 

Документ Армитиджа и Ная содержит куда больше. Японию призывают более активно участвовать в форумах, где участвуют Филиппины, Индия, Тайвань и Республика Корея (РК), то есть Южная Корея. Китай при этом, что не удивительно, не упоминается. Армитидж и Най понимают, что продать это гражданам РК с их болезненными воспоминаниями о японских завоеваниях и зверствах времён Второй Мировой войны будет трудно. Но Армитидж и Най надеются, что это можно как-то соорудить.

 

В докладе имеется и экономическая составляющая. Идея использования Индии в качестве тарана против Китая, которая была популярна в администрации Буша-младшего и осуществлению которой помогал Израиль, не является жизнеспособной. Ситуация в Индии обусловлена внутренними спорами, коррупцией, религиозными разногласиями и восстаниями маоистов на большой части территории. И в экономическом плане она развита недостаточно. А военная мощь растёт из экономической мощи и поэтому США нуждаются в помощи мощной региональной экономической власти в своём противостоянии с Китаем. В глазах Армитиджа и Ная эта роль предназначена Японии. Таким образом, чтобы быть полезной для США, Япония должна восстановить свою экономику, которая сейчас находится в упадке. Это очень трудная задача, так как основным торговым партнёром и главным экспортёром Японии является Китай. Это стало особенно очевидно во время последнего китайского бойкота японских товаров в связи с активизировавшимся в последнее время споре по поводу островов Дяоюйдао/Сенкаку, что больно ударило по Японии, но мало повлияло на китайскую экономику. Но, опять же, Армитидж и Най сохраняют надежду. Восстановить и расширить ядерный потенциал - вот их решение для Японии. (Интересно, почему экологи США не говорят об этом, и располагают ли японские экологи информацией об этих планах для Японии, подготовленных в США). Кроме того, Армитидж и Най предлагают сжиженный природный газ (СПГ) и другие нефтепродукты из Северной Америки в знак большой щедрости, для того чтобы сильней привязать Японию к США. Как они пишут, «революция сланцевого газа в континентальной части Соединённых Штатов и обильные запасы газа на Аляске представляют дополнительную возможность для сотрудничества Японии и Соединённых Штатов: Соединённые Штаты должны начать экспорт СПГ из 48 штатов к 2015 году, и Япония продолжает оставаться крупнейшим импортёром СПГ в мире. С 1969 года Япония импортирует сравнительно небольшие объёмы СПГ с Аляски, при этом растёт интерес к расширению торговли в этой области, учитывая необходимость Японии увеличить и диверсифицировать источники импорта СПГ, особенно в свете 3/11». Опять возникает вопрос: где мнение экологов США по этому вопросу?

 

Мысль о Японии, экономически превосходящей Китай в Восточной Азии с участием или без участия США, является несбыточной мечтой. Китай населяют 1,3 миллиарда человек, а Японию - 130 миллионов. Ожидать, что Япония превратится в серьёзного конкурента Китая в долгосрочной перспективе, — это надеяться, что Канада с её 34 миллионами населения в ближайшем будущем сможет конкурировать с США, где проживает 315 миллионов. К тому же у Китая динамично развивающаяся экономика, образованная рабочая сила и культура, с которой нужно считаться и из которой вышла, а после следовала ей, сама Япония, пока не была «озападнена».

 

Так что какой должна быть оборона Японии, находящейся рядом с таким большим и могущественным соседом? С одной стороны, Япония, безусловно, имеет средства для сдерживания агрессии с любой стороны с её передовыми технологиями и потенциалами для разработки ядерного оружия. С другой стороны, Китай ни разу за свою историю не вёл захватнические войны, даже 1400 лет назад, когда он был передовой военно-морской державой в мире, он никогда не завоёвывал или не основывал колонии или не брал рабов. Однако значительным условием японской безопасности сегодня является повышенное внимание к роли международного права с его акцентом на суверенитет. Концепция суверенитета в международном праве — это защита малых государств от бесчинств крупных. И по иронии судьбы главная угроза идее суверенитета исходит от Соединённых Штатов и Запада с их упреждающими войнами и «гуманитарными» интервенциями, которые вытирают ноги о классическую концепцию суверенитета. Японии нужно опасаться и отношений с такими державами и поддержки таких идей.

 

Для Японии проглотить наживку США и быть послушным орудием в их руках при осуществлении ими планов в Восточной Азии граничит с безумием. Как показывают дипломатические обмены между Китаем и Японией несколько недель спустя после японских выборов, многие японцы понимают это. Кажется, что они всё больше стараются договориться мирным путём. И японцы, и мы должны надеяться на это. Тот, кто хватается за приманку, часто остаётся с носом.


* Неофициальное название Консультативной группы по преобразованию правовых основ безопасности (Advisory Panel for Reconstruction of the Legal Basis for Security) по фамилии её председателя Шунджи Яная (Shunji Yanai).


Вернуться назад