ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Большие издержки расширения ЕС на восток
Большие издержки расширения ЕС на восток2-05-2013, 17:29. Разместил: virginiya100 |
Большие издержки расширения ЕС на восток
1 мая исполнилось девять лет крупнейшему в истории расширению ЕС на восток. В 2004 году его ряды пополнили 10 стран, восемь из которых — бывшие социалистические. Но сегодня очевидно, что и для ЕС, и для самих тогдашних его новичков издержек от такого "натиска на восток" куда больше, чем выгод. Особенно плохи дела у прибалтов, поляков и венгров. Итак, 1 мая 2004 года в Евросоюз вступили Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Мальта и Кипр. С того дня ЕС перестал быть сообществом исключительно высокоразвитых стран. Несмотря на то, что Брюссель потратил сотни миллиардов евро на подтягивание новичков до уровня старожилов, пропасть между ними сохраняется. Прием в зону евро Словении, Словакии и Эстонии не сделал эти страны столь же развитыми, как близкие им Австрия или Финляндия.
По данным Международного валютного фонда (МВФ), средний доход на душу населения в ЕС составил в 2012 году около 24 тысяч евро (примем его за 100 процентов). Сильно пострадавшие от кризиса Португалия и Греция имеют показатели в 74 и 78 процентов от вышеозначенного среднего уровня соответственно. Италия и Испания раньше превышали 100 процентов, теперь упали чуть ниже него (95 и 97 процентов соответственно). У развитых стран Западной, Центральной и Северной Европы цифры превышают средние.
А теперь посмотрим, как обстоят дела в бывших соцстранах, вошедших в ЕС 1 мая 2004 года. Беднейшая из них — Латвия (58 процентов). Выше нее располагаются Венгрия (63) и Польша (64), еще выше — Литва (68) и Эстония (69). Как видно, уровень доходов большинства "младоевропейцев" уступает не только Германии, Франции и Швеции, но и Греции с Португалией, название которых уже стали символов неурядиц последних лет.
Несколько лучше чувствует себя Словакия (77 процентов), которую Всемирный банк недавно признал развитой страной. Того же почетного статуса ранее удостоились еще более благополучные Чехия (86 процентов) и Словения (89). Они опередили и Португалию, и Грецию, а в скором времени могут достигнуть Италии и Испании — во всяком случае, динамика в пользу славян. Правда, Словения сама стоит на грани дефолта, но у итальянцев и испанцев дела как минимум не лучше.
Выгоды от такого мощного расширения ЕС на восток для "старой" Европы могут заключаться разве что в установлении устойчивой политической сферы влияния и рынков сбыта в бывших соцстранах. Для самих новичков главная выгода — получение субсидий и другой финансовой помощи как от Евросоюза, так и от отдельных развитых государств (в особенности Германии).
Но издержки явно затмевают положительные стороны. Так, немецкие, голландские или финские налогоплательщики вынуждены из своего кармана оплачивать подтягивание новичков до собственного уровня. А сами бывшие соцстраны фактически лишились независимости. Они обязаны буквально каждое свое действие как в политике, так и в экономике согласовывать с ЕС. Так стоило ли клеймить СССР ради того, чтобы вновь отдать собственный суверенитет?
Более-менее гармонично вписались в ЕС Чехия и Словения — хотя им все равно далеко до Австрии или Швеции. Обе страны сохранили свой промышленный потенциал и сельское хозяйство. Чешские автомобили, хрусталь, пиво, словенские лекарства и бытовая техника нашли себя и в новых условиях. Чехи и словенцы практически не едут на заработки за рубеж. Наоборот, это к ним приезжают словаки, украинцы, молдаване, жители бедных республик бывшей Югославии.
Впрочем, издержки для них все равно получились крупными. Так, банковская сфера попала под контроль германских и австрийских кредитных учреждений. Это чревато неприятностями, учитывая исторически сложные отношение чехов и словенцев с Германией и Австрией. В немецкоязычных странах то и дело напоминают о себе потомки тех, кто был выселен из Чехии и Словении за пособничество нацистским оккупантам. Они требуют вернуть утраченную некогда собственность, грозя исками.
Словения первой из новичков ЕС вошла в зону евро, и ее руководство этим очень гордилось. Однако членство в еврозоне обернулось необходимостью содержать промахи Греции и Португалии. А просчеты самих словенских властей поставили их собственную страну на грань долговой ямы. Чехи в этом смысле поступили дальновиднее, предпочтя евро свою крону. В результате кризис они переживают относительно благополучно.
А вот Польша, страны Прибалтики, Венгрия и (в меньшей степени) Словакия превратились в своего рода "отстающую Европу". По требованию ЕС и его ведущих государств они не только отдали под контроль западных учреждений свои предприятия и банки, но и закрыли заводы, построенные во времена социализма. Польша была вынуждена закрыть многие шахты, а Литва — Игналинскую АЭС, превратившись из экспортера и импортера электроэнергии.
Для сельского хозяйства вышеозначенных стран вхождение в Евросоюз обернулось настоящей катастрофой. Польское мясо, венгерские помидоры и перцы, латышские шпроты, литовский сыр, эстонская сметана в Западной Европе не нужны. Многие тысячи гектаров пашни или лугов, где раньше паслись коровы, теперь поросли бурьяном. Рыболовецкие суда пошли под нож.
Уровень безработицы достигает двузначных значений. В итоге миллионы поляков, сотни тысяч прибалтов и словаков вынуждены ехать на заработки в Германию, Австрию, Швецию, Финляндию. Так было и до кризиса, ту же картину наблюдаем и сегодня. Что же касается кризиса, то Венгрия и Латвия оказались на грани дефолта, Литва и Эстония также сильно просели. Только Польша росла все последние годы — но у нее стартовый уровень был самым низким из всех.
Прибалты, поляки, венгры и словаки доставляют Евросоюзу немало политических проблем. Например, вопросы сотен тысяч "неграждан" в Латвии и Эстонии, бесконечные нападки прибалтов и поляков на Россию портят отношения Евросоюза с крупнейшим восточным соседом. Кроме того, существуют проблемы поляков в Литве и венгров в Словакии. Все это стало внутренним делом ЕС, и Брюссель вынужден прилагать немалые усилия, чтобы поддерживать отношения Литвы и Польши, Венгрии и Словакии на приемлемом уровне.
Спустя почти десять лет после 1 мая 2004 года очевидно, что только Чехия, Словения и в какой-то мере Словакия хотя бы отчасти соответствуют требованиям, которым должно отвечать государство Евросоюза. Польша, Венгрия, Литва, Латвия и Эстония остаются экономической обузой. Другое дело, что их можно использовать политически — прежде всего ради того, чтобы лишний раз "ущипнуть" Россию. Только богаче от этих "щипков" они все равно не станут.
Павел ЧернышевВернуться назад |