ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Сфера государственной компетенции

Сфера государственной компетенции


27-04-2013, 15:19. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Сфера государственной компетенции

 

 

Формирование и становление системы ВТС России имеет давнюю историю

Основы военно-технического сотрудничества нашей страны с другими государствами заложены более ста лет назад. Начало этого процесса было связано с активизацией внешнеполитической деятельности Российской империи, ее участием в ряде войн и бурным ростом научно-технических достижений в Европе и Америке.

Изначально в России не было единой государственной организации, отвечавшей за закупки вооружения за рубежом и поставки его иностранным государствам. Каждое из ведомств – Военное и Морское осуществляли их через военных агентов (атташе), по решению императора, самостоятельно. При этом импорт существенно преобладал над экспортом. Так, в 1843 году Военное ведомство закупило в Бельгии 3500 первых нарезных винтовок, которые поступили на вооружение Черноморского казачьего войска. Американская фирма «Смит и Вессон» изготовила для России около 250 тысяч револьверов. Закупался за рубежом и принимался на вооружение целый ряд иностранных винтовок: англичанина Карле, чеха Крнка и американца Бердана. Однако и тогда военно-техническое сотрудничество России неизменно находилось в поле зрения первых лиц государства.

«Первенцы» – партнеры и поставки

При Александре II (1855–1881) активно начали развиваться связи и в области закупок за границей образцов артиллерийского вооружения, а также технологий их производства. Самым главным партнером России стала Германия и ее основной поставщик – фирма Альфреда Круппа. Помимо этого развивались контакты с Англией, США, Францией и Швецией.

Сфера государственной компетенцииВ свою очередь Российская империя поставляла стрелковое оружие за рубеж, преимущественно в Китай. Так, до 1862 года Пекин получил в дар 10 тысяч отечественных ружей, батарею полевых орудий и большое количество боеприпасов и запасных частей.

Активное развитие военно-технических связей российского Морского ведомства с иностранными фирмами началось с появлением парового и броненосного флотов и новых видов оружия (мины, торпеды). В 1861 году в Англии за 19 миллионов рублей была заказана плавучая батарея береговой обороны, получившая в России название «Первенец». Заказывались к постройке военные корабли в США, Германии, во Франции – станки и оборудование, необходимое для изготовления паровых котлов. С 1878 по 1917 год в состав российского военного флота были включены 95 кораблей и судов только американской постройки.

Россия стремилась не только перенимать передовой опыт судостроения у ведущих морских держав, но и оказывать помощь по линии Морского министерства иностранным государствам. Так, в марте 1817 года король Испании Фердинанд VII обратился к российскому императору Александру I с просьбой продать ему эскадру из четырех 74–80-пушечных линейных кораблей и семи-восьми фрегатов. 30 июля (11 августа) того же года представители двух стран подписали в Мадриде Акт о продаже военных кораблей Испании. Сумма сделки – в пределах 685,8–707,2 тысячи фунтов стерлингов. После окончания Русско-турецкой войны (1877–1878) Российская империя помогла создать флоты Румынии и Болгарии.

В начале ХХ века Россия закупала новые образцы боевой техники, вооружения, автомобилей и другого военного имущества в Англии, Германии, Франции, Италии, вместе с тем поставляла отечественное оружие в Болгарию, Черногорию, Сербию, Китай. Поставки стрелкового оружия (винтовок) исчислялись десятками тысяч, патронов – миллионами штук. Были и более крупные поставки: в 1912–1913 годах Россия отправила в Болгарию 14 самолетов. Тем не менее к 1917-му 90 процентов всего парка самолетов имело иностранное происхождение. Приобретались французские аэропланы и летающие лодки – «Вуазен-Канар», «Моран», «Фарман», «Ньюпор», «Доннэ-Левек», «Телье» и «ФБА» (в 1914–1915-м выпускались по лицензии в России), а также итальянские самолеты «Ансальдо» и американские «Кертисс».

Формирование властной вертикали ВТС

В апреле 1917 года система закупок и продаж вооружения и военной техники приобрела высший направляющий орган – Междуведомственный комитет по заграничному снабжению. По сути это была первая отдельная структура, обладающая правами окончательного решения всех вопросов заграничного снабжения. В состав нового комитета вошли представители министерств армии, флота, путей сообщения, промышленности и земледелия. В качестве исполнительного органа комитета было создано Главное управление по заграничному снабжению (Главзагран). 20 мая (2 июня) 1917 года решение об учреждении Главзаграна и положение о нем были утверждены Военным советом.

Сфера государственной компетенцииВ последующем десятилетии формировался целый ряд различных структур, занимавшихся в той или иной степени военно-техническим сотрудничеством. Так, 1 июня 1918 года было образовано Центральное управление по снабжению армии, в составе которого предусматривалось иметь Комитет заграничного снабжения. В марте 1919-го комитет трансформировался в Главное управление по заграничному снабжению.

В 1924 году для выполнения импортных заказов Военведа и других госучреждений в составе Народного комиссариата внешней и внутренней торговли (НКВТ) создан Специальный отдел экстренных заказов. Все валютные расчеты за поставленное и закупленное военное имущество осуществлялись через валютно-расчетный отдел Финансово-планового управления РККА. В ноябре 1927-го этот отдел был переименован в Отдел внешних заказов (ОВЗ), который подчинялся уполномоченному Наркомвоенмора при Наркомторге.

Совершенствование структуры и качества работы советских органов заграничного снабжения шло по мере накопления ими опыта работы в этой непростой сфере. Для осуществления надлежащего контроля со стороны руководства молодого советского государства в июле 1928 года учреждена должность уполномоченного Народного комиссариата по военным и морским делам СССР при Народном комиссариате внешней и внутренней торговли. Таким образом, в сфере военно-технического сотрудничества начала формироваться своеобразная вертикаль власти.

5 января 1939 года согласно решению Комитета обороны при Совнаркоме СССР ОВЗ был передан из Наркомата обороны в Наркомвнешторг под названием Спецотдел НКВТ со штатом 40 человек. Наркомы – К. Е. Ворошилов (обороны) и А. И. Микоян (внешней торговли) 17 января подписали акт передачи отдела. В этом документе он впервые был назван Инженерным отделом, и такое название закрепилось в последующем. В сентябре 1940-го функции и масштабы деятельности отдела еще больше расширились, когда ему передали выполнение незаконченных операций по экспорту вооружения и военно-технического имущества в Китай, Турцию, Афганистан, Монголию, Иран и прибалтийские страны.

В начале Великой Отечественной войны численность Инженерного отдела возросла, в результате этого отдел трансформировался в Инженерное управление Народного комиссариата внешней и внутренней торговли (ИУ НКВТ). По линии ИУ в страну поставлялись все военно-технические грузы, получаемые в рамках ленд-лиза. Чтобы понять масштаб грузооборота, достаточно сказать, что за годы войны в Советский Союз поступило из США и Англии почти 19 тысяч самолетов, около 600 кораблей различных классов и 11 тысяч танков, порядка 500 тысяч автомобилей и шесть тысяч бронемашин, около 650 самоходных пушек и трех тысяч походно-ремонтных мастерских, 12 тысяч орудий, бомбометов и минометов, а также большое количество стрелкового вооружения. И с таким колоссальным объемом поставок Инженерное управление справилось.

Послевоенное сотрудничество

В период 1945–1946 годов Инженерное управление оказывало помощь вооружением, техникой, продовольствием и другими видами снабжения партизанским и освободительным отрядам в Европе, обеспечивало военно-техническим имуществом их воинские части, которые формировались на территории СССР. Также вооружение и военная техника передавались для создания национальных народных армий в Польше, Албании, Румынии, Югославии и других странах.

Сфера государственной компетенцииНачиная с 1947 года возрос экспорт военной техники, которая оказалась избыточной для сокращающихся Вооруженных Сил СССР. Кроме того, на ИУ НКВТ было возложено проведение расчетов по ленд-лизу и участие в обеспечении поставок по репарациям и импорту трофейной военной техники. При участии специалистов Инженерного управления в Восточной Европе и Юго-Восточной Азии организовывалось строительство заводов по производству ВВТ и их комплектующих. Объем работы постоянно увеличивался.

К 1953 году число сотрудников ИУ НКВТ перестало соответствовать объему возложенной на них работы. Кроме того, в осуществлении экспорта вооружения не было достаточной четкости, так как наряду с Инженерным управлением Минвнешторга этими вопросами также занимались 9-е управление Военного министерства, 10-е управление Генерального штаба Советской армии и 10-й отдел Морского генерального штаба, который в условиях существования Военно-морского министерства (1950–1953) действовал достаточно самостоятельно. Отсутствие единой головной организации порождало дополнительные трудности и затягивало решение вопросов по рассмотрению просьб иностранных государств. Создание такой организации в апреле 1953-го на уровне Президиума Совета министров инициировала жалоба Мао Цзэдуна Сталину на недостаточную оперативность удовлетворения просьб КНР.

8 мая 1953 года подписано распоряжение Совета министров СССР № 6749, согласно которому в составе Министерства внешней и внутренней торговли СССР образовано Главное инженерное управление (в 1955-м образован Государственный комитет Совета министров СССР по внешним экономическим связям, в состав которого было передано ГИУ), сосредоточившее в себе все функции по осуществлению военно-технического сотрудничества Советского Союза с иностранными государствами.

Изначально в ГИУ были всего 238 сотрудников, в том числе 160 прикомандированных к нему офицеров и 78 служащих. С перманентным увеличением штатной численности по мере роста объемов и задач ГИУ функционировало вплоть до начала 90-х годов.

Начиная сотрудничество лишь с двенадцатью странами народной демократии, к 1990 году ГИУ довело это количество до 51.

К концу 60-х в зарубежные страны по линии ГИУ было поставлено большое количество военной техники, которая нуждалась в обслуживании и ремонте. Иностранные государства в связи с этим начали создавать ряд объектов военного назначения – аэродромов, военно-морских баз, пунктов управления войсками, военных учебных заведений, центров боевой и военно-технической подготовки, ремонтных баз, а также предприятий по производству оборонной продукции. До 1968 года этот вид внешнеэкономической деятельности осуществляло ГИУ ГКЭС во взаимодействии со спецподразделениями всесоюзных объединений «Проммашэкспорт» и «Техноэкспорт». Разделение финансовых и материальных возможностей между этими тремя подразделениями ГКЭС, распыление квалифицированных военно-инженерных кадров и отсутствие надлежащей координации усилий подразделений создавали заметные трудности в работе. Поэтому распоряжением правительства от 8 апреля 1968 года создано и с 1 сентября того же года начало функционировать Главное техническое управление (ГТУ). Базой для создания ГТУ послужило 5-е управление ГИУ, имевшее опыт работы в этой области. Таким образом, помимо ГИУ в ГКЭС появилось второе самостоятельное управление, занимавшееся проблемами ВТС с иностранными государствами.

Реорганизация системы ВТС

Постоянно растущий объем экспорта требовал дальнейшего совершенствования системы управления военно-техническим сотрудничеством. В январе 1988 года на базе ликвидированных Министерств внешней торговли и Государственного комитета СССР по внешним экономическим связям было учреждено Министерство внешних экономических связей (МВЭС). В МВЭС вошли ГИУ и ГТУ, а в конце того же года на основании распоряжения Совета министров СССР из состава ГИУ был выделен третий самостоятельный главк МВЭС – Главное управление по сотрудничеству и кооперации (ГУСК).

Сфера государственной компетенцииСоздание новых министерства и управления явилось следствием выполнения постановления ЦК КПСС и Совета министров «О мерах по совершенствованию военно-технического сотрудничества с зарубежными странами», принятого в конце марта 1987 года. В этом документе особо акцентировалось внимание всех ответственных министерств и ведомств на качестве поставляемой на экспорт продукции военного назначения и ее техническом обслуживании.

На ГУСК МВЭС СССР были возложены задачи по передаче государствам – участникам Варшавского договора лицензий на производство вооружения и военной техники, по организации и обеспечению производства в странах, по содействию министерствам и ведомствам СССР в организации НИОКР в области разработки ВВТ, а также по импорту продукции военного назначения для нужд Вооруженных Сил СССР.

Проведенная реорганизация системы ВТС дала плоды: по данным СИПРИ в 1985–1989 годах объем советского экспорта ПВН составлял 16–22 миллиарда долларов и превышал объем экспорта аналогичной продукции США (10–13 млрд долларов).

Однако к началу 90-х годов в нашей стране (а в Восточной Европе – несколько ранее) произошли известные деструктивные изменения. Советский Союз распался. Нарушение производственных связей между отечественными предприятиями и предприятиями-смежниками, оставшимися за пределами России, создавало определенные трудности в организации производства и взаимных поставок между странами СНГ. Введение национальных валют привело к нарушению единой системы финансовых расчетов. Отсутствовали котировки этих валют и платежные соглашения. Принципы расчетов с этими странами существенно отличались от тех, которые применялись ранее в отношениях с бывшими участниками Варшавского договора. В странах СНГ не были определены организации, осуществлявшие ВТС, отсутствовали необходимая нормативная база и навыки работы. К концу 90-х необходимость реформирования сложившейся системы военно-технического сотрудничества стала очевидной.

 

 

Автор Анатолий Аксенов, Владимир Михайлин

Первоисточник http://vpk-news.ru


Вернуться назад