ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Российский эксперт: «США формируют пятую колонну в Иране»

Российский эксперт: «США формируют пятую колонну в Иране»


23-04-2013, 17:52. Разместил: VP

 

17 апреля 2013


Эксклюзивное интервью minval.az с российским экспертом, политическим обозревателем сайта Iran.ru, кандидатом исторических наук, Игорем Панкратенко. 


 

- Господин Панкратенко, израильские  эксперты придали большую значимость  визиту  американского лидера в Израиль, выразив надежду в том, что он послужит  восстановлению  ныне охлажденных отношений  между  США и Израилем. Как вы думаете, что изменилось в политике США в отношении Израиля и стран Ближнего  Востока?


- Давайте сначала немного об «охлаждении». Было ли оно? Сегодня есть минимум три уровня в отношениях США – Израиль. Первый – это личные отношения Обамы и Нетаньяху. В период президентских выборов в США «неистовый Биби» приложил все усилия для того, чтобы Обама не смог остаться в Белом Доме на второй срок. Разумеется, Обама это помнил, помнит и будет помнить. Тут никакие объятия на ситуацию не влияют. Второй уровень – это реальные шаги администрации Обамы. Именно в период этой администрации были санкционированы поставки Израилю (даже раньше, чем странам НАТО) боевых самолетов пятого поколения  F-35. На американские деньги осуществляется создание израильских противоракетных систем «Хец» и «Железный купол». А во время последнего обострения ситуации вокруг сектора Газа деньги на дополнительную батарею были выделены личным распоряжением Обамы. Секвестр военных расходов бюджета США не коснулся статей о военной помощи Израилю: в 2013 году на «Железный купол» будет потрачено еще $200 миллионов, а в рамках нового договора о военной помощи между двумя странами с 2018 по 2027 год американцы намерены предоставить своему партнеру $40 миллиардов. Как видите, реальность значительно отличается от уверений ряда «экспертов» и «аналитиков» о том, что США намерены «сдать Израиль», что это государство вообще исчезнет с карты Ближнего Востока в 2025 году.

Все дело в том, что существует третий уровень отношений – значимость Израиля в ближневосточной стратегии США, а вот как раз эта стратегия предусматривает некоторые изменения в стратегической роли Тель-Авива для Вашингтона. Ведь в чем суть затеянного США «переформатирования Большого Ближнего Востока»? Приход к власти в государствах региона сформировавшихся в результате «национальных модернизаций» политических элит, считающих западный путь развития единственно возможным (ну, может с некоторым отклонением в сторону местной специфики). Пока это получается с трудом, власть перехватывают «традиционалисты», которых почему-то считают «исламистами», но все течет, все меняется, лет через пять «весенняя пена» постепенно схлынет. И возникнет (собственно – уже возникает) новая проблема, проблема утилизации «горючего материала», то есть тех же традиционалистов. Откровенные экстремисты будут задействованы в экспансии «агрессивного Ислама» в «шиитский полумесяц», на Кавказ, в Центральную Азию.

А куда канализовать недовольство «умеренных»? Только в идею Аль-Кудса, в возвращение Иерусалима. Политическая борьба вокруг этого вопроса длится уже 65 лет, и может продлиться еще столько же, если США и Западу в целом удастся сохранить военно-политический баланс «обновленных арабской весной» государств и Израиля. Если посмотреть историю поддержки арабскими странами Палестинского движения сопротивления – то ничего особо сложного в этой задаче нет. Кроме того, эти «умеренные» будут втянуты в подогреваемое извне суннито-шиитское противостояние, в борьбу с ростом значения Ирана как региональной державы. Таким образом, при всех раскладах Израиль остается одним из важных звеньев политики США на Ближнем Востоке. Другое дело, что одним из звеньев, а не единственным форпостом западной демократии, как это бывало раньше. Разумеется, это не устраивает израильское руководство, заставляет его нервничать и говорить о некоем «охлаждении». 

Была ли достигнута  определенная договоренность между  США и Израилем в рамках визита  по  поводу иранской проблемы?

- По официальной версии, вопрос об Иране особо не обсуждался. Однако есть официальная версия, а есть информированные источники. Из их сообщений (да и из анализа открытой прессы), становится ясным, что в отношении Ирана был достигнут ряд договоренностей, а точнее – закреплены старые.

Во-первых, Обама еще раз дал понять, что США не рассматривают варианты силового решения «иранского вопроса». Глава Белого Дома указал Нетаньяху, что любые военные акции против Ирана возможны только с одобрения и согласия США. Никакой самодеятельности, все вопросы и военные планы только через USSTRATCOM в Оффуте, штат Небраска. Год назад об этом говорил тогдашний министр обороны США Леон Панетта. Тогда он был объявлен чуть ли не врагом Израиля, но линию в иранском вопросе, сформированную Белым домом, выдержал до конца. Столь же твердо отстаивает эти позиции и нынешний министр обороны, Чак Хейгел. Еще раз повторю – отказ от военного решения иранского вопроса является линией нынешней администрации США, своего рода консенсусом, достигнутым политическими, военными и разведывательными кругами Вашингтона.

Во-вторых, Обама подтвердил Нетаньяху, что США продолжат в отношении Ирана реализацию тактики «разложения режима изнутри» через формирование пятой колонны в политической элите Ирана и единого фронта оппозиции нынешнему иранскому руководству во всех слоях общества.

Словом, и Обама, и Нетаньяху еще раз подтвердили, что в отношении Ирана будет продолжена тактическая схема, которую можно охарактеризовать «хороший полицейский (США) и плохой полицейский (Израиль)». 

- По-вашему  вероятность  войны в Иране выросла или  наоборот снизилась?

- Давайте сразу договоримся – о какой войне идет речь? Если о прямом вооруженном конфликте – то он в ближайшие несколько лет исключен. Но проблема в том, что другая, если хотите «холодная» идет полным ходом.

  - Как вы знаете, сравнительно недавно правительство Израиля на днях  принесло официальные извинения Турции по поводу инцидента  двухгодичной давности. Как бы вы  объяснили эту  неожиданную миротворческую инициативу Израиля? И  как  скажется   улучшение между двумя странами на  проблемах  Ближневосточной политики, в частности, в сирийском вопросе, иранской  проблеме?

- Представляется, что значимость этого события сильно преувеличена. Конечно, Израиль столкнулся на Ближнем Востоке с новыми угрозами и вызовами. На наших глазах возникает блок «аль-Каеды» с ХАМАС’ом, к которому фактически присоединилась сирийская «аль-Нусра». Лихорадит Иорданию, причем в случае событий по типу «арабской весны» к власти придут «агрессивные исламисты», которые будут делать упор на антиизраильскую политику. Граница с Сирией, приграничные с Израилем сирийские территории превращаются  в «дикие земли», оплот террористов. Южный Ливан на грани нового военного противостояния. В одиночку Израилю эти проблемы не решить, требуется не только поддержка США, которые уже заявили о готовности инвестировать в короля Абдаллу Второго $200 миллионов, но и углубление партнерства с Турцией.

Собственно, и Эрдоган понимает, что без нормальных отношений с Израилем его намерение вывести Турцию на доминирующие позиции в регионе и обеспечить Анкаре статус «модератора интересов Запада» трудно осуществимо. «Ноль проблем с соседями» остается одним из принципов тандема Эрдоган-Давутоглу, это предполагает снятие вопросов в отношениях с Израилем. Да и главному стратегическому партнеру этих стран, соединенным Штатам, недопонимания между Турцией и Израилем не нужно. Поэтому последовал такой пропагандистский жест.

Именно пропагандистский. Я не стал бы драматизировать размер недопонимания, существовавший между Израилем и Турцией. На официальном уровне – да, стороны обменивались резкими заявлениями. На бытовом – да, существовало напряжение, был снят даже замечательное продолжение «Долина волков. Палестина» с блестящим Неджати Шашмазом… Однако, экономические отношения между двумя странами успешно развиваются. Если посмотреть динамику, то за первые 10 месяцев 2010 года (аккурат в год инцидента с «Мави Мармара») импорт из Турции в Израиль увеличился на 18%, а израильский экспорт в Турцию подскочил на 29%. Смотрим год 2011. По данным израильского Института экспорта, с января по август, торговля между Израилем и Турцией выросла еще на 26%, составив 2,8 миллиарда долларов, а импорт из Турции, вырос за указанный период, в среднем на 23%. Где здесь вы видите серьезное ухудшение отношений?

Да, правительство Эрдогана на некоторое время заморозило с Израилем государственные заказы для оборонной промышленности. Израиль в свою очередь решил не возвращать Турции 5 БПЛА Heron, которые нуждались в замене двигателей, а также отказались поставлять ракеты Барак-8, и реактивные бронекомплекты для танков М-60. Была приостановлена модернизация четырех АВАКС’ов, приобретенных Турцией у США, на которых израильская IAI-Elta должна установить программную систему поддержки стоимостью в 25 миллионов долларов. Но потом, когда все стихло, военно-техническое сотрудничество вновь начало входить в прежнее русло.

Понимаете, вот это публичное обострение отношений с Израилем, на которое пошел Эрдоган, на мой взгляд, было рассчитано на внутриполитический эффект, боло, так сказать, «явлением для внутреннего употребления». Отношения с Израилем чрезвычайно важны для Турции, особенно с учетом ее долгосрочных интересов, и демонстративные шаги Эрдогана если и были восприняты с одобрением частью турецкого общества, то согласия между турецкими политическими элитами не добавили. Это, еще раз повторю, был пропагандистский шаг, разрыв отношений с Израилем не давал Турции никаких внешнеполитических и экономических преимуществ, разрушал баланс в отношениях с соседями по региону.

Другое дело, что выйти из этой ситуации Эрдогану надо было с наименьшей потерей лица, а потому и публичный «акт примирения» был раздут медиа как событие чуть ли не мирового значения. По факту же – никаких особых осложнений не было. Соответственно, и никакого особого значения этот факт на обстановку в регионе не окажет. Ну, за исключением того, что и Анкаре, и Тель-Авиву будет проще объяснять общественности своих стран совместные шаги в Леванте, вокруг Ирана и на Кавказе. 

- Какими находите нынешние ирано-азербайджанские отношения? 

- Политкорректно говоря – отвратительными. Я не хочу сейчас вдаваться в историю, кого-то обелять, кого-то обвинять. Давайте попробуем рассуждать с точки зрения здравого смысла. Иран – держава региональная. Азербайджан – субрегиональная. В перспективе, доминирование Азербайджана на Южном Кавказе - вещь вполне очевидная и неизбежная. Ну нет там другой страны с большим, чем у Азербайджана, потенциалом. Но лидерство – это в первую очередь ответственность. Ответственность за стабильность во всем субрегионе, за добрососедские отношения. Ответственность за привлекательность своей страны и в глазах своих граждан, и в глазах соседей.

Борьба за лидерство предъявляет повышенные требования к политическим элитам, к их взвешенности, к их умению следовать не внешнеполитическим трендам внерегиональных держав, а собственным национальным интересам. Поэтому позвольте задать встречный вопрос – готовы ли азербайджанские политические элиты взять на себя бремя лидерства и ответственности за стабильность в регионе? 

Тамара Тагизаде


Вернуться назад