ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Битва за Кавказ.

Битва за Кавказ.


21-04-2013, 10:33. Разместил: Moroz50

Цели Вашингтона абсолютно ясны. Если в Иране, Сирии, Армении, Азербайджане, Грузии будут приведены к власти американские марионеточные режимы, то США станет реальным сувереном над всем остальным миром. Богатейшие ресурсы Ближнего Востока, Средней Азии будут тем рычагом, что перевернёт весь мир. Потеряют суверенитет Европа, Россия, Китай. Американцы упорно идут к поставленным целям.

Госсекретарь США Джон Керри, выступая в Комитете по внешним связям Палаты представителей Конгресса США, заявил, что Турция и США находятся в тесном диалоге с целью решения двух конфликтов - на Кипре и вокруг Нагорного Карабаха. «Считаю, что Турция может сыграть конструктивную роль по данным вопросам. Потому мы стремимся развивать конструктивные отношения с Анкарой», - сказал Керри, указав, что Турция и США наладили тесные партнерские связи по многим основополагающим вопросам.

При этом он отметил, что подключение американской стороны позволило вновь сблизить двух близких партнеров Вашингтона - Турцию и Израиля. Явный намёк на то, что подключение американской стороны к проблеме Нагорного Карабаха может решить этот конфликт. В последние годы военно-техническое сотрудничество между Баку и Вашингтоном заметно активизировалось, чему существует чрезвычайно много свидетельств. Если верить корреспонденту газеты «Зеркало» Р. Миркадырову, «многие источники, вполне заслуживающие доверия, в последнее время сообщают о переговорах о возможном «временном размещении» хотя бы части выводимых из Афганистана натовских войск в Азербайджане», что способно кардинально изменить существующий геополитический баланс сил на Южном Кавказе. Для размещения американских или натовских войск на территории Азербайджана совсем не обязательны санкции Совбеза. Для этого было бы достаточно двустороннего соглашения между Азербайджаном и США, или же Азербайджаном и НАТО. Предполагается также создание базы ВМС Азербайджана на Каспии, полностью соответствующей стандартам НАТО, а резкая активизация в 2012 году военно-технического сотрудничества между Азербайджана с Израилем (который, что бы ни говорили, остаётся ближайшим союзником США), что называется, говорит сама за себя.

18 февраля 2013 года в Армении состоялись президентские выборы. Набрав 58,64% голосов, действующий президент 59-летний Серж Саргсян сохранил за собой пост главы государства. В стране, где в целом к выборам был проявлен невысокий интерес избирателей, и только 60% электората приняли участие в голосовании, борьба за кресло президента развернулась между шестью кандидатами. 36,75% голосов набрал амбициозный кандидат - бывший министр иностранных дел Раффи Ованнисян, который стал, таким образом, вторым по итогам выборов.

9 апреля, в Армении прошла инаугурация президента, сообщает «Новости-Армения». Глава республики Серж Саргсян, недавно переизбранный на второй срок, принес присягу и получил благословение Католикоса всех армян Гарегина Второго. Между тем, 9 апреля, на площади Свободы в Ереване собрались сторонники проигравшего кандидата в президенты, оппозиционера Раффи Ованнисяна. Последний продолжает настаивать на том, чтобы его признали президентом, он также требует отставки руководителей силовых ведомств.

Ованнисян отказался признать поражение. Он провозгласил себя «избранным президентом» и заявил, что желает обсудить с руководством страны вопрос о «передаче власти народу». Саргсян встретился с оппонентом, но результатов эта встреча практически не принесла. Ованнисян объявил о начале «привет-революции» и стал ездить по городам Армении с митингами. Некоторое время он провел на площади Свободы в Ереване, где проводил голодовку. В целом акции сторонников проигравшего кандидата носили мирный характер.

Однако усилия оказались тщетными, и президент России Владимир Путин, а также лидеры западных стран поздравили нового лидера Армении с победой. На выборах работали почти 7 тыс. наблюдателей, как местных, так и международных. «Мы заметили большой прогресс во многих областях, – говорит глава европейской парламентской делегации Карин Волдсет. – Например, атмосфера в СМИ, правовая среда, свобода собраний и свобода слова».

Похоже, Запад Раффи Ованнисяна сдал. Что могло бы вызвать удивление, учитывая, что Ованнисян американец. Раффи Ричардович Ованнисян родился двадцатого ноября 1959 года в городе Фресно (США). Он учился в Калифорнийском университете в Беркли, где изучал политологию, а затем перевелся в Лос-Анджелес для того, чтобы изучать историю и востоковедение по специальности «История Армении». Получив степень бакалавра и медаль за отличие, Ованнисян в 1980 году поступает во Флетчеровский институт международного законодательства и дипломатии Тафтского университета, который заканчивает через два года со степенью магистра. А в 1985 году Раффи Ованнисян получает степень доктора юридических наук в юридическом центре Джорджтаунского университета в Вашингтоне.

Многие СМИ называют его образование блестящим. Но, если ознакомиться более подробно с деятельностью этого господина, можно сделать вывод, что если образование его и блестящее, то только в некоторых местах. И получено, скорее всего, благодаря отцу - калифорнийскому профессору, преподавателю университета Беркли Ричарда Ованнисяна. Чем-то Раффи Ованнисян напоминает украинского Ющенка. Вероятно, эта схожесть и послужила причиной отказа США от ставки на своего Ованнисяна. Хотя на парламентских выборах в 2012 году пропорциональный совместный список “Наследия” и “Свободных демократов” составлялся не без личного участия посла США в Армении Джона Хефферна. В пользу достоверности слухов говорит хотя бы то, что партия “Свободные демократы” в основном состоящая из бывших членов АОД, была создана после того как Левон Тер-Петросян стал все больше склоняться в своих симпатиях в сторону России.

Ованнисян возвратился на историческую родину в январе 1990 года, возглавив офис Армянской ассамблеи Америки по восстановлению зоны бедствия после спитакского землетрясения 1988 года. В 1993 году основал в Ереване Армянский центр стратегических и национальных исследований, которым руководит по сегодняшний день. На выборах 2007 года был избран депутатом. Единственным его достижением, на которое постоянно обращают внимание журналисты, стала его американская привычка здороваться за руку со всеми знакомыми и незнакомыми гражданами.

Давид Степанян пишет, что заявления и поступки Ованнисяна зачастую отличаются крайней противоречивостью и непоследовательностью. Так он дважды заявлял о намерении сдать депутатский мандат в знак протеста против того или иного решения властей, но в обоих случаях передумал, вызвав насмешки многочисленных оппонентов. Есть много случаев подобной непоследовательности между словом и делом, что позволяет задуматься, что Ованнисян в своих решениях не руководствуется исключительно своим личным мнением и находится под чьим-то мощным влиянием. Под чьим именно, позволяют предположить частые встречи Ованнисяна с представителями иностранных государств, размещенными в Ереване иностранными дипмиссиями, в первую очередь американского посольства. Ни для кого не секрет и частые зарубежные вояжи политика, преимущественно в США и Лондон, после которых он неизменно выступает в парламенте с очередным рационализаторским предложением.

Раффи Ованнисян успел доказать всем свои способности прекрасного пиарщика, последним проявлением которых стала бессрочная голодовка, объявленная 15 марта 2011 года, которая стала самой обсуждаемой темой в Армении в течение целого месяца. Решение Ованнисяна стало неожиданностью для всех, включая его близких и однопартийцев. Причем политик так и не сумел дать вразумительного объяснения своим действиям. На шестнадцатый день бессрочной акции «Голодовка во имя свободы» Ованнисян объявил о ее прекращении. При этом особой активностью в отличие от депутатов своей фракции лично Раффи Ричардович не отличается. Редкое его присутствие на заседаниях парламента носит чисто символический характер.

Понятно, что доверить такому политику можно максимум орошение клумб на площади. Тем более, что Ованнисян однажды предложил в духе присущего ему популизма законопроект, предполагающий официально признать независимость Нагорного Карабаха, чего пока что не сделало ни одно государство. Политик этим заработал определённые дивиденды в армянском обществе, вызвав при этом критику всех партий, представленных в парламенте. И потерял расположение администрации США, потому как любые события в Нагорном Карабахе, при президенте Ованнисяне напрямую указывали бы на США.

Другое дело президент Серж Саргсян. Серж Азатович Саргсян (Саркисян) родился 30 июня 1954 в городе Степанакерте - столице Нагорно-Карабахской Автономной области Азербайджанской ССР. По национальности армянин. В 1973-1974 годах проходил срочную службу в армии. В 1975 году поступил на филологический факультет Ереванского государственного университета, который окончил в 1979 году. Во время учебы работал токарем. В 1979 году вернулся в Степанакерт, был комсомольским и партийным активистом. В 1983-1985 годах работал первым секретарем горкома комсомола. С 1985 года занимал должность помощника первого секретаря обкома Нагорно-Карабахской области компартии Азербайджана.

С 1988 года Саргисян был одним из лидеров "Арцахского движения" (Арцах - армянское название Нагорного Карабаха), члены которого боролись за выход Нагорно-Карабахской области из Азербайджанской ССР и ее последующее включение в состав Армении. Стоял у истоков создания сил самообороны Нагорного Карабаха. Еще одним лидером "Арцахского движения" был Роберт Кочарян, также уроженец Степанкерта, будущий президент Армении, избранный на этот пост в 1998 и 2003 годах. Весной 1990 года Саргсян стал депутатом Верховного совета Армении.

В сентябре 1991 года, после предпринятой в августе Государственным комитетом по чрезвычайному положению (ГКЧП) попытки государственного переворота, руководство Нагорного Карабаха заявило о создании независимой Нагорно-Карабахской республики (НКР). В декабре 1991 года Саргсян был избран депутатом Верховного совета НКР. В 1992 году (по некоторым данным в 1991 году [65]) был назначен председателем комитета сил самообороны НКР. Наблюдатели отмечали, что под непосредственным руководством Саргсяна вооруженные силы НКР достигли ряда успехов во время армяно-азербайджанского конфликта 1992-1994 годов.

В мае 1997 года тройка посредников в армяно-азербайджанском конфликте - Россия, Франция и США - выступили с инициативой демилитаризировать Карабах, а также рассмотреть вопрос о возвращении Азербайджану Лачина, Шуши и Шаумяна. Тер-Петросян поддержал эту инициативу, однако Саргсян, Кочарян, ставший к этому времени премьером Армении, и министр обороны Вазген Саргсян (однофамилец главы МВДНБ) резко выступили против нее. Общественное недовольство позицией президента было таково, что он был вынужден подать в отставку. По мнению наблюдателей, после этого власть фактически перешла в руки Кочаряна, Сержа Саргсяна и Вазгена Саргсяна.

Вероятно, западные аналитики посчитали, что такого политика вполне возможно спровоцировать на военный конфликт в Нагорном Карабахе. Речь идёт о существовании сценария, согласно которому будет определен «час икс» нападения на Иран, и в соответствующие сроки официальный Баку начнет крупномасштабное нападение на Карабах, и американцы, сославшись на форс-мажорные обстоятельства, введут в регион конфликта так называемые «миротворческие контингенты». При этом американцы будут утверждать, что введением «миротворцев» они хотят только одного – остановить кровопролитие. Задача американских стратегов будет облегчена наличием военной инфраструктуры США и сопутствующего персонала, как на территории Грузии, так и на территории Азербайджана, путь от которых до Нагорного Карабаха займет весьма короткое время. Всё это нужно, в том числе и для того, чтобы приблизить войска США к иранской границе, создав для Тегерана дополнительный фактор напряжения и беспокойства, и предстоящий вывод (а если быть более точным – рассредоточение) американских войск из Афганистана является здесь скорее информационным прикрытием.

Первый визит после переизбрания президент Армении Серж Саргсян совершил в Москву. В ходе встречи с президентом Армении Владимир Путин еще раз поздравил его с убедительной победой на президентских выборах. В свою очередь Саргсян отдельно отметил хороший прогресс в военном сотрудничестве, а также подчеркнул, что в Ереване высоко оценили тот факт, что министр обороны России приехал с визитом в Армению в День Армянской армии.

Примечательно, что визит переизбранного на второй срок президента Армении Сержа Саргсяна в Россию и его встреча с главой Российского государства Владимиром Путиным переполошили СМИ Турции. Турецкие издания вышли со следующими заголовками: «Путин и Саргсян встретились», «Президент Армении находится в Москве», «Саргсян: Россия – наш стратегический партнер», «Первый официальный визит Саргсян совершил именно в Москву» и др. В частности, информационный сайт «Internet Haber» в опубликованной под заголовком «Россия и Армения объединились» статье отмечает, что Серж Саргсян поблагодарил Владимира Путина за помощь в военной сфере. Сайт также цитирует слова Сержа Саргсяна: «Мы достигли исключительных результатов во всех областях: в политике, в экономике, в военной сфере, в гуманитарной и в интеграционных процессах».

А через два дня президент Армении Серж Саргсян совершил визит в Брюссель. В ходе рабочего визита в Бельгию президент Армении Серж Саргсян принял участие в саммите Европейской народной партии (ЕНП), на котором обсуждались политическая ситуация в Европе, вопросы урегулирования финансово-экономических проблем ЕС, а также перспективы сотрудничества в рамках Восточного партнерства. Саргсян еще раз подтвердил решимость Армении продолжать политический курс на всеобъемлющие реформы и европейскую интеграцию как приоритетного направления внешней политики страны.

Насколько эффективна комплементарная (или многовекторная) политика, проводимая властями Армении? – спросили «Aйастани зруцакиц» председателя НПО «Европейская интеграция» политолога Карена Бекаряна. Ответил он примерно так – мы боимся Турции и понимаем, что только Россия может нас защитить. В то же время, продолжал председатель НПО: «если говорить обо всех вопросах, касающихся цивилизационного направления, о возможных отношениях с внешним миром и отношениях внутри страны - права человека, гражданское общество, демократия, то Армения ощущает себя частью большой Европы».
Знакомая политика. И рыбку съесть и… Извините за грубость.

Как сообщает AZE.az, армянское издание «Национальная идея» опубликовала статью о будущем Армении под названием «О базе ВМС США в центре Еревана и потенциальных последствиях «комплиментаризма». В ней рассматривается вопрос, насколько долго Армения сможет усидеть на двух стульях: либо евроинтеграция с перспективой вечного невступления в Евросоюз, либо Евразийский союз с перспективой реального членства и действительного обеспечения безопасности.

«Инициированная Робертом Кочаряном (второй президент независимой Армении) с подсказки Вардана Осканяна (глава МИД Армении во время правления Роберта Кочаряна) «комплиментарная» внешняя политика, которая продолжается и поныне, доведет Армению до катастрофы. Сегодня в Ереване действует военная база США – 800 морских пехотинцев, расквартированных в бункерах посольства, представляющего собой самое большое в мире посольское здание. Почему американцам понадобилось построить самый большой комплекс не в столице великой державы, а в третьесортном государстве, думаю, подсказывать не надо».

«Мы заговорили о базе американской морской пехоты в качестве преамбулы, ибо это – не самая значительная издержка «комплементаризма». Подлинная трагедия в другом. Так, Эдвард Джереджян, один из ведущих знатоков американской внешнеполитической кухни, говорит, что война в Карабахе возобновится в 2014 году. Он не ошибается, ибо точно знает о планах своего отечества: американцам как воздух нужно военное присутствие в регионе, а другого повода, кроме как новой армяно-азербайджанской войны, нет. Новая война будет войной на истощение: как только американцы втиснутся в регион под предлогом вывода войск в Афганистане, так сразу же начнутся боевые действия, которые продолжатся до тех пор, пока это будет нужно американцам. А нужно будет им это очень долго.

Что может сделать Армения для предотвращения подобного сценария развития, если вообще возможно это предотвратить? Только одно: похоронить «комплементаризм» и форсированным темпом вместе с Россией приступить к созданию Евразийского союза. Полагаю, России как великой державе будет под силу отбить у американцев охоту вывести войска из Афганистана через территорию Азербайджана и предотвратить возобновление армяно-азербайджанской войны, а Азербайджану – подсказать, что в первый же день боев последует признание Карабаха. А что же происходит у нас в канун довольно печальных событий?» - пишет «Национальная идея».

В принципе добавить к этому нечего.

А что делать России? Вероятно то, что уже делает. Как сообщает армянский информационный ресурс 1in.am, президент Путин дал задание ФСБ защищать так называемую евразийскую интеграцию и в этом направлении сотрудничать с коллегами из других стран. Армянский информационный ресурс возмущается, что, «это, по сути, беспрецедентное, сенсационное явление, которым Россия фактически в ряд угроз национальной или государственной безопасности включает всех тех, кто является оппонентом идеологии “евразийской интеграции”».

Вот так и надо, не слушая разных возмущающихся. По сути, евразийская интеграция это действительно вопрос национальной безопасности. И не только России, но и всех остальных бывших советских республик. Когда-нибудь это поймут. Не будет ли поздно?

По материалам:
http://www.day.az/
http://news.am/rus/
http://www.panarmenian.net/rus/
http://kavkasia.net/
http://www.1news.az/
http://www.vesti.az/


Вернуться назад