ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Кострома провалила программу по переселению соотечественников. 40% вернувшихся сбежали

Кострома провалила программу по переселению соотечественников. 40% вернувшихся сбежали


13-04-2013, 10:09. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Кострома провалила программу по переселению соотечественников. 40% вернувшихся сбежали

 
 Елена Гладкова, Сергей Рязанцев

В Костромской области не смогли реализовать программу по переселению соотечественников из-за рубежа, проводимую в 2009-2012 годах. Как сообщил начальник регионального УФМС Александр Шайнов, 40% переселенцев уехали в более благополучные регионы, где подобные программы даже не практиковались.

В рамках программы власти Костромы планировали принять в область до 3500 соотечественников, на обустройство которых из бюджета должно было быть выделено почти 500 миллионов рублей, передаёт РИА «Новости». Массовое переселение граждан из других стран должно было помочь решить демографические и трудовые проблемы, вызванные высокой смертностью и оттоком населения из сельских районов. Однако притока рабочей силы так и не произошло. За указанный период в область прибыло более тысячи соотечественников, но большая часть из них спешно уехала.

Александр Шайнов объяснил провал программы в Костромской области тем, что регион оказался не готов к приёму и размещению соотечественников. Переселенцам не смогли представить достойную зарплату и места проживания, и в итоге, получив с преференциями гражданство РФ и материальные выплаты, люди уехали в более "успешные" районы, в частности, в Москву, Ярославль, Иваново и Нижний Новгород.

Кострома – не единственный регион, где программа переселения соотечественников дала сбой. Она была провалена и в Северо-Западном федеральном округе, о чём в декабре прошлого года сообщил полномочный представитель президента РФ в СЗФО Николай Винниченко. По его словам, анализ ситуации произвел удручающее впечатление. Калининград оказался редким исключением из общего негативного правила.

Впрочем, есть и положительные примеры реализации программы. Так, для Волгоградской области 2012 год был стартовым в её реализации. Но промежуточные итоги позволяют говорить о том, что старт был успешным, отметил 9 апреля заместитель председателя правительства Волгоградской области Юрий Сизов. По его словам, выполнение плановых показателей по численности участников программы составило 231%, а число положительных заключений на заявления от желающих поучаствовать в ней – 163%. Местное издание «Волгоградская правда» отмечает, что только в первом квартале текущего года в региональный минтруд поступило более 300 анкет соотечественников, желающих переселиться в Волгоградскую область. Около 50% из них выразили желание жить в Волгограде. В 2013 году переселить планируется 500 участников (1200 человек с учетом членов семей). В 2014 году – 750 (1800), и в 2015 году – 1000 участников или 2400 человек вместе с семьями.

Напомним, в рамках новой концепции государственной миграционной политики, к 2015 году в Россию должны вернуться около двухсот тысяч соотечественников. Об этом в октябре 2012 года сообщил глава комитета Госдумы РФ по делам СНГ Леонид Слуцкий.

Сергей Рязанцев, профессор, руководитель Центра социальной демографии Института социально-политических исследований РАН, в беседе с «Однако» заявил, что существует три проблемы, из-за которых программа так и не заработал в полную силу в регионах:

-- Главная проблема в том, что жилищный вопрос не решён на федеральном уровне. Я участвовал в общем в разработке этой программы, давал консультации и предупреждал об этом ещё в 2006 году. Надо было на федеральном уровне выделять средства на строительство жилья в регионах, которые будут участвовать в программе, чтобы у регионов был стимул принимать соотечественников. Мне кажется, это главная ошибка в этом. Сейчас проблема жилья сброшены на региональный уровень, а у регионов средств на это нет. Так что это принципиальный вопрос.

Выход из этой ситуации есть – увязать число переселенцев с субсидиями из федерального бюджета на строительство жилья. Но строить жильё нужно в паритетном соотношении, то есть давать квартиры и жильё, построенное на эти средства не только переселенцам, но и местным очередникам. Тогда бы это сняло проблемы с обеспечением жилья собственных жителей региона и не вызывало бы отторжения переселенцев у местного населения.

Второе, проблема с работой из-за недостаточной гибкости системы, непосредственно, при приёме на работу в рамках программы переселения. Люди-то могут подобрать рабочие места, но переселенцам в регионах предлагается, как правило, низкооплачиваемый труд. Да и сама процедура приглашения этого специалиста довольно долгая. Человеку предлагают место работы, но пока его документы оформляются – проходит время, работодатель его не ждет, так как не заинтересован держать вакансию, ведь работник нужен сразу. Процесс затягивается, и теряется смысл.

Ну и проблема с гражданством. Конечно, переселенцы имеют возможность проще получить гражданство, чем обычные мигранты - не участники программы. Но если мы приглашаем людей в Россию, то мы должны давать им гражданство, когда они обращаются в посольство или представительство ФМС за рубежом. Люди должны приехать к нам с гарантией того. Что они уже граждане этой страны. А на практике получается, ч то они приезжают, получают удостоверение переселенцев, перспективу стать гражданами, а затем начинается российская бюрократия, которая «работает» очень хорошо. Вся процедура превращается в мучительный, длительный процесс, которые отталкивает переселенцев.

Я уверен, что если бы три эти направления были доработаны, то программа бы стала в разы эффективнее.

Беседовала Ульяна Гортинская


Вернуться назад