ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > «Меньше аналитики — глубже декольте»!
«Меньше аналитики — глубже декольте»!8-04-2013, 13:36. Разместил: VP |
Разгосударствление украинских СМИ, о котором так много говорили в медиасообществе, становится реальностью. Из всех видов СМИ первыми лишатся опеки органов власти газеты. На днях президент Виктор Янукович подписал поручение о разгосударствлении печатных средств массовой информации. Уже до 5 апреля премьер Николай Азаров должен «обеспечить ускорение доработки с участием Национального союза журналистов, профессиональных объединений, трудовых коллективов редакций проекта закона о реформировании государственных и коммунальных печатных СМИ и представить его Президенту для внесения на рассмотрение Верховной Рады как безотлагательного». Цель поручения — выполнение обязательств Украины перед Парламентской ассамблеей Совета Европы по разгосударствлению печатных СМИ, учрежденных органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также по «дальнейшему внедрению европейских стандартов в этой сфере».
«2000» собрали комментарии специалистов, сведущих в вопросах грядущей реформы. Антонина БОНДАРЕВА
Антонина БОНДАРЕВА, завотделом международных отношений газеты «Одесские известия», аспирант Национальной академии госуправления:— Мы с головой ушли в обсуждение деталей процесса разгосударствления, не обращая внимания на тот сценарий, который нам предлагает ПАСЕ. А давайте посмотрим, что случилось с газетами стран Восточной Европы после падения Берлинской стены и разгосударствления массмедиа. На сегодня наибольший сегмент рынка печатных СМИ Польши занимают издания с иностранным капиталом — 87%. В Чехии 66 газет издают немецкие медиаконцерны, занимая 82% рынка. В Венгрии немецкие концерны владеют 85% медиарынка. Причем их собственностью стали наиболее популярные издания, которые выходят на протяжении десятилетий и имеют постоянного читателя. Немецкие и другие концерны занимают ведущие позиции на газетно-журнальных рынках Болгарии, Македонии, Румынии, Словакии, Хорватии и Сербии. Произошла своего рода «колонизация СМИ». Как вы думаете, можно ли всерьез говорить о суверенитете страны, СМИ которой находятся под иностранным контролем?.. В Украине экспансию иностранных издателей на информационно-рекламный рынок пока сдерживает сложная общественно-политическая ситуация и негативные тенденции в экономике. Тем не менее уже сегодня добрая часть украинских журналов — это немецкие издания. Только издательский дом «Бурда-Украина» (а есть и другие) выпускает журналы «Oops!», «MINI», «Лиза. Добрые советы», «Лиза. Мой ребенок», «Лиза. Мой уютный дом». «Лиза. Приятного аппетита!», «Мой прекрасный сад», «Отдохни!», «Бабушкин компот», «Кросс-вопрос», «Лабиринт кроссвордов», «Расслабься!», «Сделай паузу!», и это еще неполный список. Полистайте эти журналы, и вы убедитесь, что главная их задача — воспитание потребительской психологии, пропаганда «нового стиля жизни». Как пишет профессор, политолог и публицист С.Кара-Мурза, пожелания иностранных собственников к редакционной политике такие: «Меньше политики, еще меньше критики, меньше аналитики, опросов и собственного мнения, больше симпатичных мордашек и глубже декольте». Учитывая то, что СМИ — не только бизнес, а еще и инструмент влияния на общественность, в отдельных странах (Китай, Индия, Канада, Франция, Финляндия и др.) принимаются меры против концентрации СМИ, ограничивается присутствие иностранного капитала в сфере массмедиа. Это — стратегическая норма, которая защищает информационное поле страны. А в Украине даже нет статистической информации о части зарубежного капитала на рынке прессы — мы пребываем в приятном неведении. Поэтому, проводя разгосударствление СМИ, необходимо предусмотреть нежелательное развитие событий, принять комплекс мер. В том числе обеспечить на законодательном уровне прозрачность в вопросах собственности на СМИ (это, кстати, тоже одно из требований ПАСЕ). В противном случае мы потеряем не только СМИ отечественного разлива, но и свои издательские предприятия, а в перспективе — и сферу распространения. У нас что ни реформа — то потери для отечественного производителя. Пляшем, панове, под чужую дудку. Справка «2000»Газета «Одесские известия» — коммунальное предприятие Одесского облсовета. Издается с января 1991 г. Выходит 3 раза в неделю, по вторникам, четвергам и субботам. На русском и украинском языках (электронная версия газеты — на русском, украинском, английском и китайском). Формат издания А3, объем 8, 12, 16 стр. (в зависимости от дня недели). Тираж — 20 000—22 000 экз. Около 90% тиража распространяется по подписке, остальное — через торговую розничную сеть. Распространяется в Одессе и городах области. Штат редакции — 54 человека. Адрес редакции: 65032, Одесса, ул. Канатная, 83, тел. (048) 725-2486; info@izvestiya.odessa.ua, сайт: izvestiya.odessa.ua От редакцииДорогие читатели! Уважаемые коллеги! Друзья! Поднятая нами тема радикального, жесткого и даже жестокого переформатирования рынка СМИ, инициированного властью, не может быть исчерпана пространством одного номера. «Разгосударствление» десятков газет и журналов, в которых работают тысячи специалистов, обслуживающих запросы сотен тысяч читателей, — это явление слишком большое и важное, затрагивающее всю страну. Поэтому приглашаем всех неравнодушных подключиться к обсуждению данной темы — присылайте нам письма и замечания (на бумаге и по электронной почте), а мы не только опубликуем их, но и направим в соответствующие комиссии Верховной Рады и в Кабмин.
Вернуться назад |