ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Эксперты ВШЭ предложили Путину разобрать вертикаль власти и опереться на "новую бюрократию"
Эксперты ВШЭ предложили Путину разобрать вертикаль власти и опереться на "новую бюрократию"4-04-2013, 11:57. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Эксперты Высшей школы экономики подготовили к ежегодной научной конференции, проходящей в стенах университета, доклад о путях развития России в условиях затянувшегося кризиса. Основной вывод, который можно сделать из текста доклада, заключается в том, что президенту и "Политбюро №2" следует потесниться вместе со средневековой вертикалью власти и дать региональным элитам и НКО карт-бланш на проведение институциональной реформы. Ставка на модернизацию промышленности и государственные инвестиции не оправдалась, поэтому возникает необходимость инвестиций в человеческий капитал. Как известно, Высшая школа экономики в последние годы особо обласкана властью и наряду с еще несколькими площадками занимается разработкой различных экономических проектов. Сейчас кузница либеральных проектов развития экономики представила новую концепцию развития, которая требует коренных изменений и предполагает мощную децентрализацию государства. Доклад ВШЭ был подготовлен группой экспертов под руководством бывшего министра экономики и научного руководителя ВШЭ Евгения Ясина. В докладе говорится о том, что после 2008 года рынок не показывает того роста, на который рассчитывали мировые экономисты. "Общие ожидания — наступление оживления, а затем нового подъема – пока не оправдываются. Закрадываются подозрения о затяжном характере наступившей рецессии и более глубоких ее причинах", - начинают догадываться либеральные эксперты ВШЭ. Далее они выдвигают несколько версий относительно причин происходящего, одна из которых – ступенчатый переход к постиндустриальной экономике, которая связана не с доступными безграничными природными ископаемыми, а с внедрением различных инноваций. В результате этого процесса наблюдаются "спазмы адаптации и другие сложности, способные снижать темпы и нарушать равновесие". При этом, Россия уступает в конкурентоспособности развивающимся странам и в инвестиционной привлекательности странам развитым, поскольку доходы от добычи полезных ископаемых тратит на "поддержание старых отраслей или символов прежнего имперского могущества". В докладе ВШЭ приводится анализ макроэкономических показателей, из которых делается вывод о том, что благодаря инерционному сценарию развития темпы роста ВВП стремительно сокращаются и в конце 2012 года он снизился до 1,6% в год. При этом, нет особых предпосылок для того, чтобы и в дальнейшем он превышал 2%. В числе причин, эксперты говорят о расхождении декларируемых целей в экономике и реальных действий руководства страны. "Время для начала радикальных преобразований, облегчающих ведение бизнеса, было упущено. А затем и вовсе наметился разворот к более архаичным отношениям между бизнесом, бюрократией и правоохранительными органами", - говорится в документе. Эксперты говорят, что методы, применявшиеся в начале 2000-х годов, исчерпали себя, кроме того, оказалось, что в России до сих пор не произошел переход к демократии. "Выяснилось, что в России чрезвычайно живучи противоречия между архаичными традициями и современностью. Речь идет, прежде всего, о переходе от укоренившейся у нас феодально-бюрократической иерархии, доминировавшей до середины XIX в., к сетевой структуре, характерной для рыночной экономики и политической демократии", – сетуют авторы. "В 2003 г. победила бюрократия, в том числе силовая. Начался новый этап противостояния традиционализма и современности, в котором рыночно-предпринимательские институты примораживались, издавна известные приемы прошедших времен вновь вводились в оборот", – уточняют они. Авторы обращают особое внимание на "рынок собственных инвестиций" граждан, как на часть роста благосостояния граждан: "Все эти расходы брало на себя государство, лишая людей важнейших функций человеческой жизни, или работодатели. Но в обществе будущего так нельзя, нужно дать возможность гражданам выбирать, сберегать, повышать эффективность". Возвращаясь к этой теме в конце доклада, эксперты поясняют механизм, который в общих чертах сводится к тому, чтобы помимо налогов, которые платят работодатели, выделять средства самим гражданам с тем, чтобы и они отчисляли эти деньги в пенсионный фонд и фонд здравоохранения. При этом, едва ли не конечной целью этого описывается увеличение доли платных услуг в общей структуре расходов граждан. Опираться в решении вышеозначенной стратегии эксперты предлагают на "два кита" новой России – "новый бизнес" и "новую бюрократию". В качестве "нового бизнеса" подразумеваются создатели и владельцы конкурентоспособных бизнесов, появившихся в нулевые годы, а под "новой бюрократией" – представители региональных элит, способных осуществлять управленческие функции в меняющихся условиях и, при этом, имеющие карьерные амбиции. В этой логике, авторы доклада считают, что основным препятствием к преобразованиям является "вертикаль власти", которая не только сыграла свою роль в "восстановлении государства", но и породила невиданную коррупцию, которая приведет к ее краху. "Верхи", изначально рассчитывавшие вырабатывать стратегию и определять приоритеты развития страны, все больше и больше втягиваются в решение мельчайших проблем. А у нижних звеньев системы управления в действительности расширяются возможности по манипулированию в своих интересах информацией, передаваемой наверх. Квалифицированный российский чиновник сегодня хорошо понимает, что идущие сверху поручения зачастую разумнее не выполнять, а "закрывать", – пишут авторы. Процессы, которые происходят внутри "вертикали власти" экономисты сравнивают с процессами, происходившими в 80-х годах в рядах партийной номенклатуры, и уверены, что они действуют при неограниченных ресурсах, но в условиях ограничений и различных вызовов начинают давать сбои. В этих условиях, аналитики говорят о том, что "правильные стимулы" власти могут дать "политическая конкуренция" и "гражданское общество" в виде различных НКО. Что касается политической конкуренции, то этому может послужить децентрализация в России, которая приведет к конкуренцию между регионами, которые получат "широкую автономию". По мнению экспертов, предложенные шаги не способны обеспечить рост экономического и политического влияния России в обозримой перспективе. Скорее, наоборот, – предложения децентрализации способствуют планам по разделению страны и ослаблению ее государственности. Такое мнение в беседе с Накануне.RU озвучил проректор Российского экономического университета им. Плеханова, политолог Сергей Марков. – Эти предложения – попытка ускорить распад России. Это сценарий распада России. Нам надо не ослабление, а усиление государства. Нынешняя ситуация показывает, что те страны, где есть сильное государство, они наиболее успешно борются с экономическим кризисом. Китай, Индия, Бразилия, даже США – там сейчас идет большая борьба в сфере, которая называется промышленной политикой. Именно в этом должен быть выход – усиление корпораций, усиление промышленной политики и эффективность государственно-политических институтов, а не развал их. На самом деле, было бы любопытно посмотреть, кто проплатил это исследование и куда идут корни. По сути дела, речь идет стратегии конкурентоспособности России. Задача – ослабление ее, чтобы она уступала другим структурам и конкурентам. Вернуться назад |