Ведомство, которое получило незримую пальму первенства по числу скандалов в единицу времени «из рук» Министерства обороны после удаления из последнего Анатолия Сердюкова, - это Министерство образования и науки. Новый министр, пришедший на смену и в хвост, и в гриву критикуемому господину Фурсенко, первоначально казался образовательной и научной средам своим парнем – учёный-физик, доктор наук, бывший ректор одного из российских вузов. Многие представители системы образования посчитали, что после прекращения полномочий министром Фурсенко ушла эпоха сомнительных реформаторских проявлений, которые нередко больно ударяли образовательному сегменту и по престижу российского образования. Решили, что вместе с приходом Дмитрия Ливанова в Минобрнауки приходят другие времена, которые вдохнут живительную влагу в изрядно застоявшуюся в режиме постоянного псевдореформирования образовательную и научную среду.
Однако новый министр уже после первых эпизодов своей деятельности в Минобрнауки заставил научную и образовательную общественность взглянуть на себя с явным подозрением. Слова и дела господина Ливанова странным образом соответствовали управленческой канве, которую в течение ряда лет выстраивал его предшественник. И если первоначально могло показаться, что новый министр ещё просто не успел войти в работу, а потому позволяет себе слова, стыкующиеся с образовательной политикой Андрея Фурсенко (как бы двигаясь вместе с ведомством по кривой «фурсенковской» инерции), то потом стала проясняться и личная позиция господина Ливанова. И оказалась она весьма сомнительной.
Чего стоит один только принятый «Закон об образовании в Российской Федерации», разработанный в недрах министерства в те времена, когда его возглавлял Фурсенко. Мало того, что документ этот принимался так, будто бы у парламентариев во время его рассмотрения с домашних плит молоко убегало, так ещё и анонсированное широкое общественное обсуждение документа свелось к варианту «мы тут посовещались, и я решил»… Да – проект закона действительно рассылался по образовательным учреждениям Российской Федерации с просьбой вносить те изменения и дополнения, которые педагоги и другие компетентные лица видели целесообразными, однако в итоге оказалось, что ни одного действительно значимого предложения «от низов» в этом документе не учтено. Да и с разъяснением тех глобальных изменений, которые должны произойти после принятия Закона об образовании в сентябре 2013 года, оказалось всё, мягко говоря, запутанно. Запросы в образовательные департаменты субъектов РФ оставались без ответов. То ли там сами доподлинно не знают, к чему всё идёт, либо есть некое общее табу на освещение этого пути…
На таком фоне началась странная охота на неэффективные вузы, о которой протрубил в свой рожок Дмитрий Ливанов. Странность её заключается в том, что представители Минобрнауки предложили такие критерии оценки вузовской эффективности, по которым к неэффективным можно было смело относить процентов 80-90 российских высших школ: где-то площадей не хватает, где-то нет зарубежных студентов, а где-то входной балл по ЕГЭ оказался, по мнению, Минобра ниже некоего гипотетического минимума, о котором, кстати, никаких данных до сих пор не опубликовано. Нет – никто не спорит, что вузов в России развелась тьма тьмущая, и что нужно из этого более чем тысячного набора оставить реально «боеспособные». Но критерии эффективности от Министерства образования, не просто «прореживают» вузы страны, они наносят сокрушительный удар по провинциальной высшей школе, приводя к бесконечным укрупнениям, присоединениям и другим оптимизационным вещам. В итоге неэффективными и потому подлежащими реформированию (читай – сокращению штатов и присоединению к другим вузам) подлежат даже те вузы, которые имеют чуть ли ни столетнюю историю подготовки специалистов по разным специальностям. С 1 сентября 2013 года прекращает своё существование Борисоглебский государственный педагогический институт, который ведёт свою историю с начала 40- годов прошлого века. Институт более 70 лет готовил преподавательский состав в основном для сельских школ Воронежской, Тамбовской, Волгоградской, Саратовской и других областей. Сегодня, видимо, сельские учителя в России не нужны вовсе – платить больше нужно, жильё предоставлять… Для Минобрнауки и региональных бюджетов одна головная боль от этих сельских педагогов…
В 2012 году межведомственная комиссия признала, что БГПИ, как и сразу несколько воронежских вузов (ВГПУ, Лестех, ВГАУ оказались неэффективными), а потому с осени 2013 года они могут оказаться в составе укрупнённого Воронежского госуниверситета. В результате только один БГПИ теряет свыше 30% преподавательских ставок, что, естественно, приведёт к массовым сокращениям.
В то же время в Воронеже и области продолжают активно функционировать негосударственные коммерческие вузы, в которые могут принять на обучение фактически любого человека – были бы деньги. В одном из областных филиалов коммерческого вуза занятия проходят в здании, где на первом этаже располагаются офисы частных компаний, а в подвальном помещении размещена пиццерия и магазин для охотников и рыболов...
У входа в вуз – две девушки, затягивающиеся сигаретами. На вопрос об обучении заявляют, что в семестр платят около 20 тысяч рублей, и за эти небольшие (со слов студенток) деньги они могут себе позволить появляться на занятиях не чаще раза в неделю, а то и в две. Уроки физического воспитания проходят в корпусе другого вуза – кстати, того, который в Минобрнауки признали неэффективным, но опять-таки, со слов девушек, на физвоспитание ходят только «правильные», а все «нормальные» в это время могут либо в интернет-кафе посидеть, либо вообще по домам разойтись.
Дальнейшая полученная от студенток воронежского коммерческого вуза информация выглядит ещё более впечатляющей. Оказалось, что в вуз они поступили после окончания девяти классов школы и двух курсов профессионального училища. На вопрос о том, когда и как они сдавали ЕГЭ, студентки лишь улыбнулись, заявив, что сюда можно и без ЕГЭ поступить, поэтому они и учатся именно в коммерческом, а не в государственном. Как сказала одна из собеседниц: здесь учиться дешевле обойдётся – заплатил и числись…
Если это - часть образовательной реформы, и если этот вуз продолжит своё существование после вступления в силу нового закона, то гримасы образовательного реформирования поистине удивительны.
Ситуация с расформированиями, укрупнениями, слияниями и прочими оптимизационными делами сегодня характерна буквально для всех российских регионов. В частности, не так давно в свет из Минобрнауки выходил документ о необходимости объединения двух тамбовских вузов: Тамбовского государственного университета и Тамбовского государственного технического университета, что вылилось в настоящее противостояние министерства и вузовских коллективов. После выстроенной защиты своих вузов со стороны преподавателей и студентов Минобр был вынужден отозвать приказ о слиянии. Однако то, что удалось в Тамбове, не удалось сделать в других регионах. Минобрнауки во главе с Дмитрием Ливановым решил начать использовать репрессивный механизм вплоть до лишения лицензии и уголовной ответственности руководителей вузов в случае неповиновения.
До недавнего времени в России ломали головы над тем, почему на многих государственных вузах, среди которых есть и немало именитых и тех, которые имеют богатейшую историю, ведомство Ливанова ставит крест, а вот у коммерческого сектора образования пока всё выглядит безоблачно. Почему одни объединяют и сокращают число преподавательских ставок, а на другие (весьма сомнительного вида) закрывают глаза?..
Ситуация прояснилась после того, как министр в эфире одной небезызвестной московской радиостанции выдал своё скандальное заявление примерно о том, что дни Российской Академии Наук фактически сочтены, что она тоже неэффективна, и что всю российскую науку нужно выводить на университетские хлеба. Другими словами, задумка Дмитрия Ливанова стыкуется с американским научным вариантом, когда все научные светила рождаются и прогрессируют в недрах учебных заведений (университетов), и где никакой академии наук нет и вовсе. Мол, посмотрите на Запад: там академии наук отсутствуют как таковые, а наука развивается бурными темпами. Так давайте, мол, и мы РАН ликвиди… э-э-э, простите, оптимизируем, а всех академиков закрепим за укрупнёнными нашими же руками университетами.
Вот и ответ: оказывается, это буквально отцовская забота Ливанова об экономии бюджетных средств – РАН убрать, университеты укрупнить, тем самым уровень господдержки свести к «новым» (понимаете, каким) показателям. Министр-то государственную копейку, оказывается, экономит. Кто ж его после такого снимет-то?..
Возмущённые оскорблениями РАН, высказанными министром образования, академики с мировыми именами выступили с резкой критикой его идеи. Главной ахиллесовой пятой предложения Ливанова считается то, что сравнивать уровень финансирования университетов в США и в России просто нелепо. Вся российская академия наук (вместе с её академиками, проектами и прочим-прочим) финансируется(по словам её представителей) на уровне 60 миллиардов рублей в год, что меньше годового бюджета одного (не самого крупного) вуза США. При этом объёмы частных инвестиций в российские вузы 1000-кратно проигрывают уровню инвестиций в западные высшие школы. Пусть сначала Минобрнауки привлечёт к университетам частный капитал, а потом уже заявляет о необходимости копировать американскую научную систему, - отвечают в РАН.
А как же Минобр будет привлекать частных инвесторов в российскую науку? Если так, как на примере одного из коммерческих вузов – разрешением на открытие пиццерий, кабаре, суши-баров или массажных кабинетов в зданиях университетов, то… нужны ли вузам такие инвестиции. Не нужны, если их руководство уважает себя, своих сотрудников и студентов, а не только денежные знаки.
После обозначенного скандала из Общественного совета Министерства образования и науки вышел выдающийся российский учёный Жорес Алфёров (Лауреат Нобелевской премии по физике).
А вот ответ Дмитрия Ливанова:
Так вот оказывается, как причину выхода Алфёрова из ОС видит министр…
Академики РАН заявили о том, что Ливанову было бы неплохо принести извинения за слова, высказанные в адрес Российской академии наук, которая ведёт свою историю еще с Петербургской академии, открытой в 1724 году. И Ливанов извинился. Только так, что лучше бы не делал этого и вовсе… Вот одна из цитат ливановского «извинения»:
Видимо, лавры предыдущего реформатора образовательной и научной среды Дмитрию Викторовичу (сыну генерального конструктора АК им.Ильюшина и внуку полковника КГБ) не дают покоя.
Резкое сокращение числа государственных вузов, расформирование Академии наук, сворачивание программ начального профессионального образования ради неких полупризрачных западных образовательных стандартов... Что дальше, Минобрнауки? Размножение коммерческих полувузов-полуЦПШ. А что? – главное ведь - самоокупаемость…
Однако новый министр уже после первых эпизодов своей деятельности в Минобрнауки заставил научную и образовательную общественность взглянуть на себя с явным подозрением. Слова и дела господина Ливанова странным образом соответствовали управленческой канве, которую в течение ряда лет выстраивал его предшественник. И если первоначально могло показаться, что новый министр ещё просто не успел войти в работу, а потому позволяет себе слова, стыкующиеся с образовательной политикой Андрея Фурсенко (как бы двигаясь вместе с ведомством по кривой «фурсенковской» инерции), то потом стала проясняться и личная позиция господина Ливанова. И оказалась она весьма сомнительной.
Чего стоит один только принятый «Закон об образовании в Российской Федерации», разработанный в недрах министерства в те времена, когда его возглавлял Фурсенко. Мало того, что документ этот принимался так, будто бы у парламентариев во время его рассмотрения с домашних плит молоко убегало, так ещё и анонсированное широкое общественное обсуждение документа свелось к варианту «мы тут посовещались, и я решил»… Да – проект закона действительно рассылался по образовательным учреждениям Российской Федерации с просьбой вносить те изменения и дополнения, которые педагоги и другие компетентные лица видели целесообразными, однако в итоге оказалось, что ни одного действительно значимого предложения «от низов» в этом документе не учтено. Да и с разъяснением тех глобальных изменений, которые должны произойти после принятия Закона об образовании в сентябре 2013 года, оказалось всё, мягко говоря, запутанно. Запросы в образовательные департаменты субъектов РФ оставались без ответов. То ли там сами доподлинно не знают, к чему всё идёт, либо есть некое общее табу на освещение этого пути…
На таком фоне началась странная охота на неэффективные вузы, о которой протрубил в свой рожок Дмитрий Ливанов. Странность её заключается в том, что представители Минобрнауки предложили такие критерии оценки вузовской эффективности, по которым к неэффективным можно было смело относить процентов 80-90 российских высших школ: где-то площадей не хватает, где-то нет зарубежных студентов, а где-то входной балл по ЕГЭ оказался, по мнению, Минобра ниже некоего гипотетического минимума, о котором, кстати, никаких данных до сих пор не опубликовано. Нет – никто не спорит, что вузов в России развелась тьма тьмущая, и что нужно из этого более чем тысячного набора оставить реально «боеспособные». Но критерии эффективности от Министерства образования, не просто «прореживают» вузы страны, они наносят сокрушительный удар по провинциальной высшей школе, приводя к бесконечным укрупнениям, присоединениям и другим оптимизационным вещам. В итоге неэффективными и потому подлежащими реформированию (читай – сокращению штатов и присоединению к другим вузам) подлежат даже те вузы, которые имеют чуть ли ни столетнюю историю подготовки специалистов по разным специальностям. С 1 сентября 2013 года прекращает своё существование Борисоглебский государственный педагогический институт, который ведёт свою историю с начала 40- годов прошлого века. Институт более 70 лет готовил преподавательский состав в основном для сельских школ Воронежской, Тамбовской, Волгоградской, Саратовской и других областей. Сегодня, видимо, сельские учителя в России не нужны вовсе – платить больше нужно, жильё предоставлять… Для Минобрнауки и региональных бюджетов одна головная боль от этих сельских педагогов…
В 2012 году межведомственная комиссия признала, что БГПИ, как и сразу несколько воронежских вузов (ВГПУ, Лестех, ВГАУ оказались неэффективными), а потому с осени 2013 года они могут оказаться в составе укрупнённого Воронежского госуниверситета. В результате только один БГПИ теряет свыше 30% преподавательских ставок, что, естественно, приведёт к массовым сокращениям.
В то же время в Воронеже и области продолжают активно функционировать негосударственные коммерческие вузы, в которые могут принять на обучение фактически любого человека – были бы деньги. В одном из областных филиалов коммерческого вуза занятия проходят в здании, где на первом этаже располагаются офисы частных компаний, а в подвальном помещении размещена пиццерия и магазин для охотников и рыболов...
У входа в вуз – две девушки, затягивающиеся сигаретами. На вопрос об обучении заявляют, что в семестр платят около 20 тысяч рублей, и за эти небольшие (со слов студенток) деньги они могут себе позволить появляться на занятиях не чаще раза в неделю, а то и в две. Уроки физического воспитания проходят в корпусе другого вуза – кстати, того, который в Минобрнауки признали неэффективным, но опять-таки, со слов девушек, на физвоспитание ходят только «правильные», а все «нормальные» в это время могут либо в интернет-кафе посидеть, либо вообще по домам разойтись.
Дальнейшая полученная от студенток воронежского коммерческого вуза информация выглядит ещё более впечатляющей. Оказалось, что в вуз они поступили после окончания девяти классов школы и двух курсов профессионального училища. На вопрос о том, когда и как они сдавали ЕГЭ, студентки лишь улыбнулись, заявив, что сюда можно и без ЕГЭ поступить, поэтому они и учатся именно в коммерческом, а не в государственном. Как сказала одна из собеседниц: здесь учиться дешевле обойдётся – заплатил и числись…
Если это - часть образовательной реформы, и если этот вуз продолжит своё существование после вступления в силу нового закона, то гримасы образовательного реформирования поистине удивительны.
Ситуация с расформированиями, укрупнениями, слияниями и прочими оптимизационными делами сегодня характерна буквально для всех российских регионов. В частности, не так давно в свет из Минобрнауки выходил документ о необходимости объединения двух тамбовских вузов: Тамбовского государственного университета и Тамбовского государственного технического университета, что вылилось в настоящее противостояние министерства и вузовских коллективов. После выстроенной защиты своих вузов со стороны преподавателей и студентов Минобр был вынужден отозвать приказ о слиянии. Однако то, что удалось в Тамбове, не удалось сделать в других регионах. Минобрнауки во главе с Дмитрием Ливановым решил начать использовать репрессивный механизм вплоть до лишения лицензии и уголовной ответственности руководителей вузов в случае неповиновения.
До недавнего времени в России ломали головы над тем, почему на многих государственных вузах, среди которых есть и немало именитых и тех, которые имеют богатейшую историю, ведомство Ливанова ставит крест, а вот у коммерческого сектора образования пока всё выглядит безоблачно. Почему одни объединяют и сокращают число преподавательских ставок, а на другие (весьма сомнительного вида) закрывают глаза?..
Ситуация прояснилась после того, как министр в эфире одной небезызвестной московской радиостанции выдал своё скандальное заявление примерно о том, что дни Российской Академии Наук фактически сочтены, что она тоже неэффективна, и что всю российскую науку нужно выводить на университетские хлеба. Другими словами, задумка Дмитрия Ливанова стыкуется с американским научным вариантом, когда все научные светила рождаются и прогрессируют в недрах учебных заведений (университетов), и где никакой академии наук нет и вовсе. Мол, посмотрите на Запад: там академии наук отсутствуют как таковые, а наука развивается бурными темпами. Так давайте, мол, и мы РАН ликвиди… э-э-э, простите, оптимизируем, а всех академиков закрепим за укрупнёнными нашими же руками университетами.
Вот и ответ: оказывается, это буквально отцовская забота Ливанова об экономии бюджетных средств – РАН убрать, университеты укрупнить, тем самым уровень господдержки свести к «новым» (понимаете, каким) показателям. Министр-то государственную копейку, оказывается, экономит. Кто ж его после такого снимет-то?..
Возмущённые оскорблениями РАН, высказанными министром образования, академики с мировыми именами выступили с резкой критикой его идеи. Главной ахиллесовой пятой предложения Ливанова считается то, что сравнивать уровень финансирования университетов в США и в России просто нелепо. Вся российская академия наук (вместе с её академиками, проектами и прочим-прочим) финансируется(по словам её представителей) на уровне 60 миллиардов рублей в год, что меньше годового бюджета одного (не самого крупного) вуза США. При этом объёмы частных инвестиций в российские вузы 1000-кратно проигрывают уровню инвестиций в западные высшие школы. Пусть сначала Минобрнауки привлечёт к университетам частный капитал, а потом уже заявляет о необходимости копировать американскую научную систему, - отвечают в РАН.
А как же Минобр будет привлекать частных инвесторов в российскую науку? Если так, как на примере одного из коммерческих вузов – разрешением на открытие пиццерий, кабаре, суши-баров или массажных кабинетов в зданиях университетов, то… нужны ли вузам такие инвестиции. Не нужны, если их руководство уважает себя, своих сотрудников и студентов, а не только денежные знаки.
После обозначенного скандала из Общественного совета Министерства образования и науки вышел выдающийся российский учёный Жорес Алфёров (Лауреат Нобелевской премии по физике).
А вот ответ Дмитрия Ливанова:
В связи с грядущими выборами Президента РАН Ж.И.Алферов принял решение о выходе из нашего Общественного совета. Будем искать нового Председателя.
Так вот оказывается, как причину выхода Алфёрова из ОС видит министр…
Академики РАН заявили о том, что Ливанову было бы неплохо принести извинения за слова, высказанные в адрес Российской академии наук, которая ведёт свою историю еще с Петербургской академии, открытой в 1724 году. И Ливанов извинился. Только так, что лучше бы не делал этого и вовсе… Вот одна из цитат ливановского «извинения»:
«…в целом система организации работы ученых Российской академии наук не является современной, не является эффективной, не соответствует мировым стандартам».
Видимо, лавры предыдущего реформатора образовательной и научной среды Дмитрию Викторовичу (сыну генерального конструктора АК им.Ильюшина и внуку полковника КГБ) не дают покоя.
Резкое сокращение числа государственных вузов, расформирование Академии наук, сворачивание программ начального профессионального образования ради неких полупризрачных западных образовательных стандартов... Что дальше, Минобрнауки? Размножение коммерческих полувузов-полуЦПШ. А что? – главное ведь - самоокупаемость…