В последние дни вновь стала актуальной тема военно-технического сотрудничества России и Китая. С разницей в несколько дней и даже часов появились несколько сообщений, согласно которым страны пришли к договоренности по ряду вопросов и уже подписали соответствующие документы. Таким образом, в самое ближайшее время могут начаться поставки вооружения, предусмотренные соглашением. Однако сразу после первых новостей появились другие, как минимум, не подтверждающие их.
В двадцатых числах марта в российских средствах массовой информации распространились новости о новом шаге в военно-техническом сотрудничестве двух стран. Со ссылкой на китайский телеканал CCTV утверждалось, что в ходе недавнего официального визита в Москву нового председателя КНР Си Цзинпиня состоялось подписание нового контракта. Согласно этой бумаге, Китай купит 24 истребителя Су-35 и четыре дизель-электрические подводные лодки проекта «Амур-1650». Ранее уже поступали различные новости, касавшиеся продажи этой техники, но на этот раз стало известно о подписании соглашения.
Спустя некоторое время агентство ИТАР-ТАСС опровергло сообщения о подписании контракта. По данным источника агентства, страны не заключали никаких соглашений относительно поставки самолетов или подводных лодок. Более того, по словам источника, во время прошедших переговоров тематика военно-технического сотрудничества вообще не поднималась. По этой причине нет оснований доверять предыдущим сообщениям.
Наконец, чуть позже выяснилось, что рамочное соглашение все же было заключено, но немного ранее. Согласно обновленным данным прессы, страны подписали договор в закрытой обстановке, за несколько дней до приезда товарища Си. Стоит отметить, официальные представители российской или китайской стороны на этот счет пока не высказывались, поэтому приходится оперировать только информацией, полученной СМИ из своих источников. Степень достоверности новостей в таком случае понятна.
Вероятно, причиной появления таких новостей стал не только визит китайской делегации. Ранее официальный Пекин неоднократно проявлял интерес к новейшей российской военной технике. В конце прошлого года уже появлялась информация о возможной покупке Китаем российских ДЭПЛ проекта «Амур-1650». При этом в ряде источников утверждалось, что перед началом строительства этих лодок страны совместными усилиями проведут модернизацию проекта для того, чтобы он соответствовал требованиям китайских военных моряков. В частности называлась возможность монтажа на подлодках воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ) производства некой третьей страны.
Кроме того, в течение последних месяцев обсуждается намерение Китая приобрести некоторое количество истребителей поколения «4++» Су-35. Так, одной из основных тем стало количество необходимых самолетов. Россия неоднократно выказывала свое нежелание продавать небольшое число истребителей, мотивируя это тем, что нескольких машин недостаточно для выполнения боевых задач. Тем не менее, один-два истребителя способны стать образцом для копирования. Таким образом, от покупки новых российских самолетов выиграют не наши авиастроители, но китайские, которые смогут освоить некоторые технологии и конструктивные моменты.
Похожие опасения высказываются и в отношении поставок подводных лодок. Образцом для копирования может стать энергетическая установка, способная работать без притока воздуха, что значительно повышает боевые возможности подлодки. Согласно источнику газеты «Коммерсантъ», на «Амурах-1650» для китайских военно-морских сил будет использоваться ВНЭУ на базе двигателя Стирлинга. Если это правда, то можно примерно представить, какая именно страна предоставит свои ВНЭУ. На данный момент только два типа подлодок оснащаются двигателями Стирлинга: шведские субмарины типа «Готланд» и японские «Сорю». Другие страны ведут работы в этом направлении, но пока не имеют таких же успехов.
Также необходимо вспомнить разрозненные заявления китайских руководителей и средств массовой информации, согласно которым Китай заинтересован в военно-техническом сотрудничестве с Россией не только в области авиации и подводных лодок. К примеру, уже сейчас китайские военные интересуются новейшим зенитным ракетным комплексом С-400. Однако больше и чаще всего в китайских СМИ упоминается именно возможная поставка подлодок.
Из ситуации с новостями о соглашении на строительство новых лодок следует, что переговоры по этому вопросу могут продолжаться до сих пор, но при этом не предаваться огласке. При этом можно достаточно уверенно говорить о будущем успешном их завершении и подписании контракта. В настоящее время больше половины ДЭПЛ в составе военно-морских сил Китая имеют возраст более 10-15 лет. Общая численность самых новых лодок российского производства проекта 877/636 не превышает 10-12 единиц. Таким образом, китайские ВМС нуждаются в обновлении техники этого класса. Первые четыре подлодки «Амур-1650» вполне могут стать началом большой работы по обновлению парка дизель-электрических субмарин.
Однако остается открытым вопрос численности. Четыре подлодки – слишком мало для полноценной замены нескольких десятков старых. Вероятно и небольшое количество субмарин, и возможное участие китайских специалистов в доработке проекта должны говорить о возможном производстве «Амуров-1650» в Китае. В прошлом году появлялась неподтвержденная информация о строительстве лодок. Согласно ей, две ДЭПЛ будут строиться в России, еще две – в Китае. Однако до сих пор стороны не подтвердили эту информацию, равно как и не огласили сам факт существования контракта, если он есть. Поэтому остается ждать официальные сообщения и пытаться предугадать дальнейшие действия стран.
По материалам сайтов:
http://lenta.ru/
http://itar-tass.com/
http://ria.ru/
http://vz.ru/
http://kommersant.ru/
В двадцатых числах марта в российских средствах массовой информации распространились новости о новом шаге в военно-техническом сотрудничестве двух стран. Со ссылкой на китайский телеканал CCTV утверждалось, что в ходе недавнего официального визита в Москву нового председателя КНР Си Цзинпиня состоялось подписание нового контракта. Согласно этой бумаге, Китай купит 24 истребителя Су-35 и четыре дизель-электрические подводные лодки проекта «Амур-1650». Ранее уже поступали различные новости, касавшиеся продажи этой техники, но на этот раз стало известно о подписании соглашения.
Спустя некоторое время агентство ИТАР-ТАСС опровергло сообщения о подписании контракта. По данным источника агентства, страны не заключали никаких соглашений относительно поставки самолетов или подводных лодок. Более того, по словам источника, во время прошедших переговоров тематика военно-технического сотрудничества вообще не поднималась. По этой причине нет оснований доверять предыдущим сообщениям.
Наконец, чуть позже выяснилось, что рамочное соглашение все же было заключено, но немного ранее. Согласно обновленным данным прессы, страны подписали договор в закрытой обстановке, за несколько дней до приезда товарища Си. Стоит отметить, официальные представители российской или китайской стороны на этот счет пока не высказывались, поэтому приходится оперировать только информацией, полученной СМИ из своих источников. Степень достоверности новостей в таком случае понятна.
Вероятно, причиной появления таких новостей стал не только визит китайской делегации. Ранее официальный Пекин неоднократно проявлял интерес к новейшей российской военной технике. В конце прошлого года уже появлялась информация о возможной покупке Китаем российских ДЭПЛ проекта «Амур-1650». При этом в ряде источников утверждалось, что перед началом строительства этих лодок страны совместными усилиями проведут модернизацию проекта для того, чтобы он соответствовал требованиям китайских военных моряков. В частности называлась возможность монтажа на подлодках воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ) производства некой третьей страны.
Кроме того, в течение последних месяцев обсуждается намерение Китая приобрести некоторое количество истребителей поколения «4++» Су-35. Так, одной из основных тем стало количество необходимых самолетов. Россия неоднократно выказывала свое нежелание продавать небольшое число истребителей, мотивируя это тем, что нескольких машин недостаточно для выполнения боевых задач. Тем не менее, один-два истребителя способны стать образцом для копирования. Таким образом, от покупки новых российских самолетов выиграют не наши авиастроители, но китайские, которые смогут освоить некоторые технологии и конструктивные моменты.
Похожие опасения высказываются и в отношении поставок подводных лодок. Образцом для копирования может стать энергетическая установка, способная работать без притока воздуха, что значительно повышает боевые возможности подлодки. Согласно источнику газеты «Коммерсантъ», на «Амурах-1650» для китайских военно-морских сил будет использоваться ВНЭУ на базе двигателя Стирлинга. Если это правда, то можно примерно представить, какая именно страна предоставит свои ВНЭУ. На данный момент только два типа подлодок оснащаются двигателями Стирлинга: шведские субмарины типа «Готланд» и японские «Сорю». Другие страны ведут работы в этом направлении, но пока не имеют таких же успехов.
Также необходимо вспомнить разрозненные заявления китайских руководителей и средств массовой информации, согласно которым Китай заинтересован в военно-техническом сотрудничестве с Россией не только в области авиации и подводных лодок. К примеру, уже сейчас китайские военные интересуются новейшим зенитным ракетным комплексом С-400. Однако больше и чаще всего в китайских СМИ упоминается именно возможная поставка подлодок.
Из ситуации с новостями о соглашении на строительство новых лодок следует, что переговоры по этому вопросу могут продолжаться до сих пор, но при этом не предаваться огласке. При этом можно достаточно уверенно говорить о будущем успешном их завершении и подписании контракта. В настоящее время больше половины ДЭПЛ в составе военно-морских сил Китая имеют возраст более 10-15 лет. Общая численность самых новых лодок российского производства проекта 877/636 не превышает 10-12 единиц. Таким образом, китайские ВМС нуждаются в обновлении техники этого класса. Первые четыре подлодки «Амур-1650» вполне могут стать началом большой работы по обновлению парка дизель-электрических субмарин.
Однако остается открытым вопрос численности. Четыре подлодки – слишком мало для полноценной замены нескольких десятков старых. Вероятно и небольшое количество субмарин, и возможное участие китайских специалистов в доработке проекта должны говорить о возможном производстве «Амуров-1650» в Китае. В прошлом году появлялась неподтвержденная информация о строительстве лодок. Согласно ей, две ДЭПЛ будут строиться в России, еще две – в Китае. Однако до сих пор стороны не подтвердили эту информацию, равно как и не огласили сам факт существования контракта, если он есть. Поэтому остается ждать официальные сообщения и пытаться предугадать дальнейшие действия стран.
По материалам сайтов:
http://lenta.ru/
http://itar-tass.com/
http://ria.ru/
http://vz.ru/
http://kommersant.ru/