ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Малообещающий альянс: Украина и НАТО в борьбе с пиратами

Малообещающий альянс: Украина и НАТО в борьбе с пиратами


29-03-2013, 09:34. Разместил: VP

 

Аарон Вилшик

 

Когда дело доходит до безопасности на море, то пиратство становится одним из самых распространенных вопросов, с которыми НАТО имеет дело. При рассмотрении, какие государства наиболее активно принимают участие в борьбе с морским пиратством, Украина, наверное, не сразу приходит на ум. Как оказалось, эта, не входящая в НАТО, не входящая в ЕС восточноевропейская страна активно участвует в борьбе с пиратством на море. Украина даже стала ценным союзником НАТО в кампаниях по борьбе с пиратством, что уж никак никто не ожидал от страны, которая так тесно связана с Россией на геополитической карте.
 
Влияние пиратства на Украину
 
В конце прошлого месяца в НАТО объявили, что Украина будет принимать активное участие в антипиратской операции НАТО в Индийском океане. Киев согласился предоставить фрегат и вертолет во второй половине 2013 года для операции Ocean Shield, миссии, которая предназначена для предотвращения и пресечения пиратских нападений в Аденском заливе и районе Африканского Рога. Хотя это не очевидно, влияние пиратства на Украине довольно реально и является значительной проблемой безопасности для бывшей советской республики. С 2008 г. до середины 2012 г. более 140 украинских моряков стали жертвами пиратства, многие из которых подверглись жестоким пыткам и издевательствам со стороны своих похитителей. Из глобальных проблем безопасности пиратство может иметь самое непропорционально большое влияние на Украину. Хотя торговый флот Украины является относительно небольшим и составляет 1,8% от мирового объема, страна имеет от 80000 до 100000 моряков торгового флота на море, что составляет 8-10% от общего числа в мире. Украина также поддерживает более двадцати высших учебных заведений, осуществляющих подготовку моряков и является третьим по величине поставщиком коммерческих экипажей в мире, уступая России и Филиппинам.
 
Если учесть демографические показатели, Украина, возможно, имеет наибольшую концентрацию в мире гражданских моряков по отношению к своей рабочей силе и, таким образом, испытывает наибольшее воздействие как страна, имеющая человеческие жертвы по причине пиратства. Кроме того, украинская экономика также несет значительные потери. Украина имеет 2,782 км. береговой линии, одну из лучших судоходных речных систем в мире и значительную долю морской торговли, так что экономика Украины очень зависима от этих путей. Пиратство напрямую влияет на значительную долю морского экспорта страны, который идет транзитом через Суэцкий канал в Красное море, Аденский залив и Индийский океан. С такой большой долей своих товаров, подвергающимся пиратстским налетам, Украина несет непропорционально большие потери от пиратства, которые оцениваются в мировой экономике примерно в $ 7-12 млрд. в год. С такими высокими рисками, расходами на страхование и защитными мерами приходится добавлять более $ 300.000 к стоимости каждой поездки. Для судов, которые перенаправляются вокруг Африки, стоимость рейса составляет $ 1-10 млн., не говоря уже о дополнительном времени для плавания. Эти расходы повысили транспортные тарифы, которые сокращают прибыль для украинских экспортеров, грузоотправителей и производителей и повышают цены для покупателей, что, в конечном счете, ведет к снижению спроса на украинскую продукцию.
 
Попытки снизить расходы, связанных с пиратством
 
Из-за недостаточного международного присутствия, единственный способ, которым Украина может эффективно бороться с пиратством, что связано с расходами ее граждан и экономики, это многонациональное сотрудничество. Именно поэтому Украина стала более активно участвовать в партнерстве с НАТО. Первое сотрудничество по морскому пиратству состоялось в октябре 2005 года, когда Украина попросила об оказании помощи НАТО в ответ на захват сомалийскими пиратами украинского судна "Панагия". С тех пор партнерство выросло до такой степени, что ВМС Украины пять раз направляла корабли для расширенных операций НАТО "Активные усилия" в Средиземном море. Прошлым летом Киев и Брюссель объявили о том, что Украина присоединится к операции "Щит океана", напрямую предоставив корабельные вертолеты и группу морской пехоты.
 
Показывая свою приверженность борьбе с пиратством, Украина стала одним из организаторов Sea Breeze 2011, крупнейших ежегодных многонациональных военно-морских учений в Черном море, которые прошли с военными США в Одессе. В ответ на общие угрозы, стоящие сегодня перед миром, маневры были посвящены подготовке проведению операций по борьбе с пиратством, эвакуации, поисковым работам и захвату. Sea Breeze 2011 года был также направлен на улучшение стабильности в регионе Черного моря и укрепление морского партнерства. Маневры, такие как эти, помогли повысить международный имидж Украины и увеличить доверие со стороны западных стран.
 
Шаг в сторону Запада?
 
Некоторые истолковали усилия Украины, направленные против морского пиратства, как признак того, что бывшая советская республика серьезно задумалась о присоединении к структуре безопасности Запада. Мало того, что она стала близким морским партнером НАТО, Украина также принимала активное участие в антипиратской кампании Европейского союза, - операции Аталанта. Работа в Украине против морского пиратства достойна восхищения и ее следует приветствовать. Она также может выступать в качестве хорошей отправной точки для вступления страны в НАТО в будущем и, в конечном счете, окончательно дистанцировать ее от России. Тем не менее, важно иметь в виду, что Украина является страной, которая по-прежнему сталкивается со многими препятствиями в своем стремлении присоединиться к западным институтам. Хотя в последнее время страну хвалят за ее работу по борьбе с пиратством, генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен предупредил Украину, что она должна и дальше уважать демократию и верховенство права. Противодействие пиратству - это одно, а строительство и уважение демократии - это совсем другое. Несмотря на определенный прогресс, Украине по-прежнему предстоит пройти долгий путь для того, чтобы выйти за пределы морских операций, если она хочет, чтобы ее более серьезно воспринимали на Западе и она получила признание в западных институтах.

Вернуться назад