ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > БРИКС как новая геополитическая модель и приоритет внешней политики России

БРИКС как новая геополитическая модель и приоритет внешней политики России


29-03-2013, 09:31. Разместил: VP

 

27 марта в ЮАР прошёл очередной ежегодный саммит БРИКС.  Завершился цикл саммитов, которые поочерёдно проводились в каждом государстве-члене этого сообщества. Для России южноафриканская встреча в верхах была особо значимой. В начале февраля 2013 года Президент РФ В.В.Путин утвердил новую редакцию Концепции внешней политики России, а которой развитие БРИКС характеризуется как приоритет российской внешней политики, и впервые принимаемую Концепцию участия Российской Федерации в БРИКС. На саммите В.В.Путин предложил разработать общую концепцию («международную стратегию развития БРИКС»), что было одобрено другими лидерами стран-членов этого объединения...

Сейчас уже можно слышать о том, что в мире происходит «великая геополитическая революция», главной чертой которой является новая роль развивающихся стран, во многом опережающих так называемые развитые страны. (1)  Если в 2007 году рост ВВП в развитом мире составил 2,3 %, то в развивающемся – 7,5 %. В 2008 г. общий ВВП развивающихся стран впервые превзошел ВВП развитых. (2) Что касается собственно стран-членов БРИКС, то в 2012 году средние по группе темпы роста ВВП составили 4% (в странах G7 - 0,7%), а ВВП, измеренный по паритету покупательной способности национальных валют, составил 27% общемирового (при постоянном его росте). (3)  В 2010-2013 годах ежегодные темпы роста стран БРИКС составили 5,36% (в развитых странах – 1,85%).(4) За последние десять лет экономика стран-членов БРИКС увеличилась в 4,2 раза (экономика развитых стран – на 61 %).(5)

Новая редакция Концепции внешней политики РФ 2013 года установила задачу «коллективного лидерства ведущих государств мира»,  представляющих различные географические разные и разные цивилизации. Целью такого лидерства названо обеспечение «устойчивой управляемости мирового развития». (6)  Более подробно раскрывает содержание российской внешней политики на данном направлении «Концепция участия Российской Федерации в БРИКС». В документе подчёркивается, что создание БРИКС является отражением объективной тенденции мирового развития к формированию полицентричной системы международных отношений. Это в полной мере отражено и в новой редакции Концепции внешней политики России 2013 года. При этом БРИКС рассматривается как новая модель глобальных отношений. (7)

Основное в модели БРИКС - «стремление реформировать устаревшую международную финансово-экономическую архитектуру» современного мира. (8)  Эта задача названа творцами российской внешней политики главным приоритетом сотрудничества БРИКС на длительную перспективу. Главным здесь является создание новой системы резервных валют (9)  и повышение роли национальных валют во взаиморасчётах между странами БРИКС. (10) 

Дурбанский саммит принял решение о создании Нового банка развития. (11)  Это решение тесно связано с оыенками деятельности некоторых поимённо названных на саммите государств (США, Японии, страны Европы), приводящей к «переливу» негативных тенденций в другие экономики мира. Размер валютного резерва согласован на уровне в 100 миллиардов долларов. По мнению лидеров стран БРИКС, создание Банка будет способствовать укреплению глобальной финансовой «страховочной сетки», а также дополнит существующие международные механизмы «ещё одной линией защиты». (12)

Весьма жёстко прозвучали оценки лидерами стран БРИКС международных финансовых и торговых институтов, в первую очередь - МВФ и ВТО. Важным стало заявление пяти лидеров о том, что они считают центральным звеном ООН не эти учреждения, а ЮНКТАД – Конференцию ООН по торговле и развитию (13).

Следует отметить и специальное заявление, которое было приложено к тексту Этеквинской декларации Российской Федерацией. Россия заявила, что, поддержав идею создания Банка БРИКС, она исходит из того, что работа над этой идеей будет продолжена «с целью согласования конкретных принципов, условий и параметров решения данного вопроса». В связи с этим запланирован внеочередной (14) саммит БРИКС в сентябре 2013 года в Санкт-Петербурге.

Постепенно вырисовывается комплекс вопросов, по которым согласована единая позиция государств - членов БРИКС и в мировой политике. Так, страны БРИКС признали Палестину как государство, поддержали исключительно мирное разрешение конфликта в Сирии на основе Женевского коммюнике, а не решений ЛАГ, (15) признали центральную роль в разрешении конфликтов в Африке за самой Африкой, право Ирана на мирное использование атомной энергии. Весьма важно то, что в оценке ситуации в Мали лидеры стран БРИКС поддержали только действия Африканского Союза и ЭКОВАС, красноречиво умолчав о поддержке «усилий» Франции и ряда других стран Запада, вломившихся в Мали без санкции ООН. Наконец, Россия и Китай выразили поддержку Бразилии, Индии и ЮАР в «их стремлении играть более значимую роль в ООН». (16)  Такая формулировка может относиться только к поддержке стремлений указанных трёх стран к постоянному членству в Совете Безопасности.

Впечатляет и принятие Плана действий БРИКС. Кроме вопросов экономики и финансов в поле деятельности сообщества теперь включены вопросы здравоохранения, энергетики, образования, спорта, туризма, борьбы с терроризмом и наркоугрозой, вопросы информационной безопасности, науки, технологий, борьбы с коррупцией и многое другое. Это говорит о том, что БРИКС от «объединения» целенаправленно движется к международной межправительственной организации, то есть к обретению статуса субъекта международного права. Первый шаг к институциональному оформлению БРИКС как международной организации уже сделан – принято решение о создании Секретариата (пока «виртуального»).

Есть в БРИКС и противоречия. Так, пока не удалось сформировать действительно единую внешнюю политику пяти стран. (17)  Можно назвать и пока ещё существующее неравенство в СБ ООН, территориальные споры между Китаем и Индией, (18) различия в подходах к проблеме изменения климата и др. (19) Существует также проблема малой экономической взаимозависимости стран-членов БРИКС между собой при существенной экономической зависимости от тех стран, альтернативой которым  и выступает БРИКС. (20)  Однако здесь важно именно желание этих стран изменить данную ситуацию. Заместитель министра иностранных дел РФ С.Рябков прямо заявил, что проблемы внутри БРИКС нельзя рассматривать в качестве мин замедленного действия и имеющиеся проблемы не настолько уж «мешают БРИКС работать более эффективно». (21) 

Трудности в совместной деятельности стран-членов БРИКС создаются и внешними силами. О попытках негативного воздействия на БРИКС извне прямо говорится в Концепции участия РФ в БРИКС. (22)  Ставится задача «всемерного содействия укреплению центростремительных тенденций» и «нейтрализации действия негативных факторов». (23) Курс враждебных БРИКС внешних сил вполне чётко охарактеризован в российской концепции участия в БРИКС, один из пунктов которой устанавливает «предотвращение использования ООН, и в первую очередь СБ, для прикрытия курса на смещение неугодных режимов и навязывания односторонних, в том числе силовых, вариантов» разрешения конфликтов. (24)  Этот курс западных держав является сознательно проводимой политикой и потому требует противодействия – не забудем, что в докладе Национального совета США по разведке, прогнозирующем развитие международных отношений до 2025 года, содержится специальный раздел «Раскол БРИКС» (25).

Объединение БРИКС имеет уникальное содержание. БРИКС - это глобальный проект. (26)  Его успех или неудача станет успехом или неудачей всей мировой цивилизации. 

(1) См.: Брутенц К.Н. (бывший заместитель заведующего Международным отделом ЦК КПСС). «Великая геополитическая революция». - Мировая экономика и международные отношения, 2012, №10.
(2) См.: Сенокосов А. Страны БРИКС и Запад: на пути к новому миропорядку. - Сайт Российского Совета по международным делам: http://russiancouncil.ru/blogs/rsuh/?id_4=367&from=mar1rus#top
(3) См. интервью В.В.Путина ИТАР-ТАСС 22 марта 2013 года. - http://www.itar-tass.com/c1/683423.html
(4) Луков В., БРИКС – Важный «локомотив» развития «Группы двадцати». - http://www.mid.ru/brics.nsf/WEBforumBric/B84C7A2A9FB4D01944257B020026CB7D.
(5) Лавров С.В., БРИКС – глобальный форум нового поколения, // «БРИКС-Индия-2012», под ред. Ларионовой М.В., М., 2012.
(6) Параграф 30 Концепции внешней политики РФ // Официальный сайт МИД РФ: http://www.mid.ru/ bdomp /ns-osndoc.nsf /e2f289bea62097f9c325787a0034c255 /c32577ca0017434944257b160051bf7f
(7) Параграф 11 Концепции участия РФ в объединении БРИКС, // Официальный сайт Президента РФ: http://news.kremlin.ru/ media/ events /files/41d452a8a232b2f6f8a5.pdf
(8) Параграф 8 Концепции.
(9) Комментируя уже подписанные финансовые соглашения в рамках БРИКС министр иностранных дел ЮАР М.Нкоана-Машабане отметила, что целью их заключения является стимулирование торговли путём снижения валютных рисков за счёт предоставления взаимных кредитов в местных валютах, и что такой механизм «снижает зависимость стран БРИКС от доллара США, сокращает торговые расходы, увеличивает объёмы торговли и инвестиций и способствует интернационализации их валют». 
(10) Параграф 17 (в) и (е) Концепции.
(11) Параграф 9 Этеквинской Декларации саммита БРИКС 27 марта 2013 г., // Официальный сайт саммита БРИКС в ЮАР: http:// www.brics5.co.za /about-brics /summit-declaration/ fifth-summit/
(12) Параграф 10 Декларации.
(13) Параграф 17 Декларации.
(14) Очередной саммит состоится в Бразилии в 2014 году.
(15) ЛАГ в позиции стран БРИКС упоминается, однако как таковая, но не её решения (см. параграф 26).
(16) Параграф 20 Этеквинской Декларации.
(17) Формально Концепция РФ в БРИКС ставит задачу лишь «согласования позиций» или «выработку единых или близких подходов» в тех или иных областях международных дел (параграфы 16(а) и 16(б). В то же время имеется ряд примеров выступления стран БРИКС с единой внешнеполитической позицией (например, в голосовании по проекту резолюции 4 октября 2011 года в отношении Сирии). О примерах иного порядка, впрочем, говорит голосование по проекту резолюции по Сирии в Генеральной Ассамблее ООН. 
(18) Кстати, Концепция выдвигает среди прочих и такую цель, как содействие другим странам БРИКС в урегулировании возникающих между ними разногласий (при наличии заинтересованности партнёров по БРИКС в выполнении Россией таких функций). // Параграф 14 (е) Концепции участия РФ в БРИКС.
(19) См. Доклад «Россия и БРИКС: Стратегические цели и средства их достижения», // Официальная страничка БРИКС на сайте МИД РФ: http://www.mid.ru/brics.nsf/WEBNovBric/C325786100462DFEC3257B2B0011CB07
(20) Подробнее об этом см.: Исаченко Т., Страны БРИКС во внешнеэкономической стратегии России: поиск альтернатив, // Международная жизнь, 2012, №11, с.85-86.
(21) См.: http://www.fondsk.ru/news/2013/03/21/razlichie-v-podhodah-stran-briks-k-problemam-ne-meshaet-rabote-mid-19653.html
(22) Параграф 9 Концепции участия РФ в БРИКС.
(23) Параграф 10 Концепции.
(24) Параграф 14 (а) Концепции.
(25) Давдов В., БРИКС как фактор становления полицентричного режима международных отношений, // Международная жизнь, 2011, № 5, с.99.
(26) Об этом аспекте БРИКС см. подробнее: Ивашов Л.Г., БРИКС и переустройство мира, // http://www.fondsk.ru /news /2011/ 04/15/ briks-i-pereustrojstvo-mira-2893.html#comments

Вернуться назад