Некоторое время тому назад я писал в нашей газете о вновь назревающем кризисе, связанном с разделом энергетических ресурсов в Средиземном море. Предъявление греческих властей Южного Кипра своих прав на исключительную экономическую зону в Средиземном море и предоставление международным компаниям привилегии на проведение разведывательных работ и добычи природного газа в этой зоне в значительной степени подогрели морские воды региона. Сегодня по пути Южного Кипра готовится пойти и Греция.
Премьер-министр Греции Антонис Самарас видит спасение своей страны от экономического кризиса в доходах, которые будут получены от добычи энергетических ресурсов в Эгейском и Средиземном морях. В этой связи Самарас отметил, что Греция готовится объявить о своей исключительной экономической зоне в этих морях. Обращает на себя внимание тот факт, что это заявление было сделано после визита греческого премьера в Турцию, по итогам которого давались следующие оценки: «С каждой из сторон Эгейского моря веют ветры дружбы». В ходе совершенного в начале марта визита состоялось заседание Совета сотрудничества на высшем уровне, между Турцией и Грецией были подписаны 25 соглашений. Очевидно, недавняя инициатива Самараса бросит тень на турецко-греческие отношения, которые стороны стремятся развивать во многих областях - от спорта до метеорологии, от здравоохранения до социальной справедливости.
При анализе масштабного кризиса, намечающегося в Эгейском и Средиземном морях, было бы целесообразно обратиться к недавней истории. После кризиса 1996 года, который в рамках эгейского спора фактически подвел страны к порогу войны, начиная с середины 1999 года в достаточно напряженных турецко-греческих отношениях стало наблюдаться сравнительное смягчение. В отправленном премьер-министром Турции Бюлентом Эджевитом в мае 1999 года послании бывшему федеральному канцлеру ФРГ Герхарду Шредеру сообщалось о намерении решить проблемы между двумя странами путем достижения компромисса. Так, был открыт новый период в отношениях Греции и Турции. Вслед за переговорами, проведенными осенью 1999 года в Нью-Йорке на уровне министров иностранных дел - Джема и Папандреу, - был дан старт новым дипломатическим отношениям Турции и Греции, формат которых получил название «предварительные переговоры» и сохраняется до сих пор. В таком формате состоялись 52 встречи.
Основная цель предварительных переговоров заключалась в выявлении проблем, существующих между двумя странами в Эгейском море, поиске путей их решения и придании жизнеспособности возможностям двустороннего сотрудничества. Чтобы переговоры не были прерваны с самого начала, стороны пришли к договоренности о том, что рассмотрение чересчур чувствительных вопросов будет отложено на более поздний срок. В этой связи внимание было сфокусировано на проблемах, решение которых представлялось более доступным, и были пересмотрены все возможные для построения сотрудничества сферы. В октябре 2009 года премьер-министр Эрдоган обратился к своему греческому коллеге Папандреу и выразил необходимость придать двусторонним отношениям государств новый импульс, после чего в ходе переговоров стал заметен существенный прогресс. Во избежание напряженности, подобной вспыхнувшему в результате эгейского спора кризису, с 2000 года двумя государствами было достигнуто согласие о принятии 29 мер взаимного доверия.
Атмосфера экономического кризиса и политического хаоса в Греции осложнила возможность на основах справедливости и устойчивости решить основные проблемы в Эгейском море в среднесрочной перспективе и удовлетворить требования каждой из сторон. К гигантским разногласиям в Эгейском море в вопросах о континентальном шельфе и территориальных водах, по которым стороны занимают позиции, радикально отличающиеся друг от друга, сегодня добавилось новое, вызванное объявлением Грецией своих прав на исключительную экономическую зону. Выделяя такую зону в Эгейском и Средиземном морях, Греция апеллирует к положениям, зафиксированным в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, однако этот шаг может послужить поводом для ликвидации части мер, направленных на установление взаимного доверия Турции и Греции.
Реакция Анкары в ответ на заявления Самараса была следующей: «На такого рода инициативы Турция даст аналогичный ответ». Однако таких дипломатических реакций, свидетелями которых мы были еще недавно на примере Южного Кипра, явно недостаточно для предотвращения необоснованных инициатив противоположной стороны, если на кон поставлены запасы нефти и природного газа, исчисляемые многими миллиардами долларов. В силу «проактивной политики», которую Анкара превращает в свой основной внешнеполитический принцип, необходимо, чтобы Турция действовала не реакционно, а инновационно. Пока Греция не предприняла соответствующих шагов, проактивная политика Турции должна предполагать объявление ею своих прав на исключительную экономическую зону в Средиземном море, как это было сделано в 1986 году в Черном море.
Впрочем, есть еще один путь к решению вопроса мирными способами. Турция может предложить Греции «создать консорциум и проводить в этом регионе совместные работы по разведыванию, добыче и эксплуатации подводных ресурсов». Если Турция сделает такое предложение, а Греция откажется, тогда станет очевидно, насколько «благосклонны» Афины.