ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Характерные приветствия в нашем народе ('Српска.ру', Сербия)

Характерные приветствия в нашем народе ('Српска.ру', Сербия)


11-03-2013, 17:12. Разместил: VP

Характерными приветствиями в нашем народе являются троекратный поцелуй в щеки, и приветствие поднятой правой рукой с тремя расставленными пальцами. Эти приветствия используются в различных случаях и обстоятельствах. Оба приветствия в определенном смысле содержат и передают заветный дух чести Сербства.
     
Троекратный поцелуй в щеки чаще всего можно увидеть при встрече долго не видевших друг друга близких людей, и при поздравлении за что-то ценное, успешное и красивое в жизни. Основу и понимание значения подобного приветствия и поздравления в христианском смысле представляет взаимное прославление Святой Троицы, посвящая каждому из них по одному поцелую: Отцу, Сыну и Святому Духу.

 

 

Но, наряду с указанным объяснением, существует и другое, по духу весьма схожее, но менее известное значение, носящее в себе сигналы, красоту, дух и заветы национальной чести. Оно гласит:
     
     «После продолжительной разлуки
     сербы трижды целуют друг друга.
     Тот третий поцелуй в щеку важнее всего.
     Сербы целуют друг друга трижды:
     во имя жизни,
     во имя смерти,
     и во имя чести».

     
Для более полного понимания подобного приветствия необходимо иметь в виду, что у многих народов щека считается средоточием чести. Это характерно именно для сербов, у которых поцелуй в щеку имеет особый смысл. Первый поцелуй («во имя жизни») по сути напоминает и направляет, уважает и прославляет те ценности жизни, труда, мышления и поведения, которые облагорожены высокой нравственностью, великодушием и набожностью; следовательно - жить жизнью достойной честного человека. Второй поцелуй («во имя смерти») посвящается с подобающим уважением и напоминанием сначала ближайшим покойникам, а потом и всем нашим славным предкам, с «их предостережением» о том, что жизнь, когда условия того потребуют, необходимо достойно завершить в виде биологической, при возможности героической, но никак не нравственной смерти. Третий поцелуй («во имя чести») обоими лицами посвящен и направлен прямо к чести вообще, с одной стороны; но и на сохранение личной, половой, служебной и национальной чести, с другой стороны.
     
Вторым нашим характерным приветствием является приветствие с тремя расставленными пальцами правой руки, приподнятой к небу. Данное характерное приветствие по-разному толкуют, т.е. чаще всего связывают с былым приветствием членов и сторонников Сербского движения обновления. Все-таки, в связи с данным приветствием следует иметь в виду, что оно появлялось во время поднятия Первого, а также Второго сербских восстаний, а почти несомненно и за много веков до этого; т.е. вероятнее всего испокон веков подобным образом в народе приветствовали друг друга в торжественных случаях.
     
При этом важно учитывать следующее. Уже упомянуто, что приветствие с тремя пальцами символически представляет крест. Как религиозный символ оно было известно нашим предкам еще в дохристианский период. Перенятый христианством, крест приобрел новое и более высокое значение в религиозном, т.е. духовно-этическом смысле. Если хотим пальцами изобразить крест, тогда проще всего и вполне естественно показать его тремя расставленными пальцами. Таким образом, поднятая рука с тремя расставленными пальцами заодно является приветствием со знаком и символикой креста, приветствие Троице, ибо все пальцы «берут начало и соединяются в единстве кисти», если так можно рассматривать единство Троицы как в христианском, так и в духе веры предков.
     
В христианском духе оно выражается во имя Отца, Сына и Святого Духа. Тогда три пальца, большой, указательный и средний соединены, представляя Единство Троицы, и тремя соединенными пальцами сербы осеняются крестным знаменем.
     
Из веры предков, Троицу олицетворяли, среди прочего, три высших бога - Святовид (Вид), Перун и Даждьбог, потом три религиозных миропонимания через Навь, Явь и Правь, а также три посвящения бога Вида (геройского родоначальника сербского народа) - бога изобилия, света и доблести, т.е. войны, и т.д. Из всего этого можно прийти к выводу, что у наших давних предков посредством символики Креста и Троицы путем трех расставленных пальцев совершалось приветствие Пантеону сербских высших богов, но также боду Виду и религиозному миропониманию. 

 

 

Раз уж мы упомянули бога Вида, необходимо хоть что-то о нем сказать. День св. Вида (Видовдан) прославляли большими празднествами в тот день лета, который считали самым длинным в году. Это - 15 июня по старому, т.е. 28 июня по новому стилю. Но Видовдан у нас все-таки больше известен и связывается с Косовской битвой, вовсе не случайно прошедшей в этот день величайшего народного и воинского праздника старой сербской веры.
     
Таким образом, данная наша важнейшая и тяжелейшая битва, наряду с ее возвышенными этическими и христианскими, воинскими и национальными ценностями, важна и потому, что произошла в Видовдан. Это - дополнительная причина того, что она стала и осталась столпом нашей истории, завета и существования. Культ Видовдана, сильный в Средневековье, в определенной степени сохранился и стал более интенсивным накануне не только Первого, но и Второго сербского восстания.
     
Указанное особо интересно и очевидно если внимательно посмотреть картину поднятия восстания в Таково Милошем Обреновичем. Хотя она является художественным произведением Пайи Йовановича (входя в категорию исторических композиций, наподобие картины Уроша Предича Косовская девушка), на ней четко и превосходно представлены две цельности. На левой половине картины повстанцы (среди которых есть и женщины), вместе со священником присягают на верность с поднятыми тремя соединенными пальцами. За ними - деревянная церковь, что прямо указывает на православную веру.
     
С другой стороны, на правой половине картины видны повстанцы с оружием, высказывающие акт поднятия восстания и подтверждение верности поднятыми тремя расставленными пальцами правой руки. За ними - дуб, важнейшее святое дерево из старой веры, символ бога Перуна (бога грома, порядка, Справедливости). Следовательно, с левой стороны картины находятся представители нашего народа, высказывающие дух христианской веры, а на правой представлены те, кто в тех же целях народного освобождения высказывает почитание и привязанность к глубоким корням старой веры (предков) и славы с геройским видовданским культом бога Вида - геройского родоначальника сербского народа. Конечно же, это не случайно, и имеет основу в вышеуказанном. Впрочем, Милош Обилич, как идеальный представитель геройской славы и рыцарской чести, больше является представителем видовданского сербского геройского воинского культа старой веры, чем представителем святого воина христианской веры.

 

 

 

В связи с данной картиной следует указать и следующее, что касается подлинной фотографии с Марковой площади в Загребе, когда собралось много народа, чтобы увидеть, услышать и приветствовать короля Александра, после обнародования манифеста об объединении сербов, хорватов и словенцев в одно государство. На данной фотографии видно, что большинство народа (около 60%) приветствует короля тремя поднятыми и расставленными пальцами правой руки. Если кто-то считает, что это не сербы а хорваты (чему все-таки нет оснований), и что есть и другие фотографии хорватов, где и они как усташи присягают или приветствуют тремя расставленными пальцами, а есть даже кинозаписи, тогда следует иметь в виду, что хорваты по происхождению являются славянами, или преимущественно окатоличенными сербами. Таким образом и для них данное приветствие осталось как след предыдущих поколений, т.е. наших общих предков. Но когда хорваты поняли, что это приветствие из веры наших предков, то никогда больше такое приветствие не применяли. Также, следует иметь в виду что, например, русский генерал Гурко в «Варшавском дневнике» за октябрь 1894 года о своем посещении Загреба записал и следующее: «Я приехал в столицу окатоличенного Сербства».
     
Увеличенная деталь фотографии народа, собравшегося на Марковой площади, где четко видно сербское приветствие, т.е. присяга с тремя расставленными пальцами правой руки.
     
Следующий пример также очевиден, хотя и был редким в Королевской сербской армии. Так, на фотографии принятия присяги офицерами белградского гарнизона (в присутствии принца Георгия с министром военным Зечевичем), в первом ряду в центре виден один из офицеров, принимающий присягу не тремя соединенными, как большинство, а тремя расставленными пальцами правой руки.
     
Из всего указанного, приподнятая правая рука к небу с тремя расставленными пальцами представляет великолепное соединение исконного приветствия пантеону сербских высших богов и геройскому родоначальнику сербского народа Богу Виду, а также всеобщему миру, разделенному в три взаимосвязанных целых, с одной, и Христу, т.е. Святой Троице и «Небесной Сербии», с другой стороны.
     
Сербы в принципе поодиночке, т.е. лично между собой, никогда подобным образом не приветствуются, или очень редко. Данное приветствие чаще всего имеет место когда люди находятся на каком-то важном собрании, спортивной встрече, митинге и празднестве, либо по другому подобающему, важному и торжественному поводу, и при желании узнаваемым образом четко высказать гордость и веру в силу и долговечность нашего народа. Можно вспомнить, что подобное приветствие мы часто видели у наших спортсменов, в особенности золотых баскетболистов на первенствах Европы и мира, потом у народа и армии Республики Сербской Краины и Республики Сербской, а также у наших солдат во время и после агрессии НАТО против СРЮ. Кроме того, все чаще можно его увидеть и на многочисленных спортивных мероприятиях, иных празднествах и важных событиях, даже у отдельных наших политиков и общественных деятелей, таким образом публично выражающих свою радость и поддержку в подобающих обстоятельствах.
     
Но, если настойчиво и безосновательно продолжают не только отрицать, но и принижать, на пример: красоту, ценности и дух старой веры наших предков (ибо важнее знать греческую и любую иную мифологию, кроме сербской); факт настойчивого отрицания нашего Винчанского письма, т.е. Сербицы (выявленного в 74 пунктах южнее Савы и Дуная); или пренебрегать нашим старым времяисчислением, начатым за 5.508 лет до Р. Х., подтвержденным во всех наших средневековых документах, наподобие, например, записи Святого Саввы, где указано: «В лето, 6708 февраля месяца в 13 день к вечному представился блаженству наш отец Симеон, заветом оставив монастырь сей мне». (И деспот Стефан Лазаревич записал, что Косовская битва «случилась в лето 6897», а царь Душан записал в Законнике, что «венчался на царство в лето 6854, в апреле месяце...») Следует упомянуть и факт, что Скадар являлся древнейшей и самой продолжительной сербской столицей: с 492 по 1117 гг. или 625 лет. С учетом вышеуказанного, неслучайно так настойчиво и со всех сторон ОТРИЦАЮТ КРАСИВОЕ, УНИКАЛЬНОЕ И ЧЕТКО УЗНАВАЕМОЕ и все чаще применяемое сербское приветствие с ТРЕМЯ РАССТАВЛЕННЫМИ ПАЛЬЦАМИ ПРАВОЙ РУКИ.
     
Наконец, хотя подобное приветствие приписывают Сербскому движению обновления и часто оспаривают его четко узнаваемую национальную принадлежность, как-то становится ВСЕ БОЛЕЕ УБЕДИТЕЛЬНЫМ, что оно действительно является сербским приветствием, И ЕГО НЕ СЛЕДУЕТ ОТРИЦАТЬ.
     
Итак, наряду с упомянутым выше сербским троекратным поцелуем в щеки, важнее всего именно то, что данное приветствие стало нашим УЗНАВАЕМЫМ НАЦИОНАЛЬНЫМ БРЕНДОМ.

 

 

ОНО ЧЕТКО ПОДЧЕРКИВАЕТ ГЛУБОКИЙ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ, ДУХОВНЫЙ, ЭТИЧЕСКИЙ И НРАВСТВЕННЫЙ КОД СЕРБСТВА, КАК ПО ДУХУ ПРЕДАНИЯ ИЗ ВЕРЫ ПРЕДКОВ, ТАК И ПО ДУХУ ЗАВЕТА СЕРБСТВА ИЗ ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ.  


Вернуться назад