ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Управляя Средней Азией: тактика России

Управляя Средней Азией: тактика России


6-03-2013, 10:15. Разместил: god
("ISN", Швейцария)

Стивен Арис (Stephen Aris)

Уже не все дороги Центральной Азии ведут в Москву, но геополитическое присутствие России в этом обширном регионе остается весомым. В сегодняшнем интервью мы обсудим со Стивеном Арисом из Центра проблем безопасности вопросы двусторонних и многосторонних отношений России со странами Центральной Азии.

 

ISN: Имеют ли республики Центральной Азии в настоящее время большее значение для российской внешней политики и политики в сфере безопасности, чем это было в первые годы после распада Советского Союза?

Стивен Арис: Да. После выхода из состава Советского Союза бывшие республики Центральной Азии перестали играть для России приоритетное значение. Сейчас ситуация изменилась. Начиная с первого президентского срока Владимира Путина, предпринимаются попытки формирования новых региональных интеграционных структур, преимущественно сосредоточенных на регионе Центральной Азии. К концу 1990-х годов, после того, как некоторые ключевые государства-члены Содружества Независимых Государств отказались от идеи постсоветской интеграции, Москва стала рассматривать это объединение как недееспособную организацию. К числу таких противников, в частности, относятся Украина и Грузия, которые ориентировались на возможное развитие более тесного сотрудничества с Евросоюзом и НАТО. После этого Путин сосредоточился на тех странах, которые больше хотели сотрудничать с Россией на многосторонней основе, учитывая то, что они по-прежнему зависели от Москвы и полагались на нее. К группе таких стран относятся некоторые государства Центральной Азии.

Казахстан, Киргизия и Таджикистан стали важной частью российской политики в данном регионе. Казахстан является одним из самых главных и важных союзников России. Он входит в Единое экономическое пространство (ЕЭП), Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Киргизия и Таджикистан также являются членами ОДКБ и ЕврАзЭС, и наряду с этим они заявили о своем намерении присоединиться к ЕЭП. Оба эти государства существенно зависят от России в сфере двусторонних экономических отношений и в вопросах безопасности. Отношения двух других центральноазиатских республик бывшего СССР с Россией и с возглавляемыми ею многосторонними объединениями существенно отличаются. В середине 2000-х годов отношения России и Узбекистана развивались весьма энергично: Ташкент присоединился к ОДКБ и ЕврАзЭС. Однако из-за разногласий относительно роли стран и использования Россией этих механизмов Узбекистан приостановил свое членство в ЕврАзЭС в 2008 году и в ОДКБ в 2012 году. Позиция "позитивного нейтралитета", занятая Туркменией, отдалила ее от двусторонних соглашений с другими государствами Центральной Азии и в какой-то степени с Россией.

Несмотря на то, что государства Центральной Азии не всегда рассматривают сотрудничество с Москвой в положительном свете, некоторые из них, тем не менее, приняли участие в возглавляемых Россией региональных объединениях. В этом отношении Центральная Азия в приоритетных направлениях российской внешней политики превратилась из региона, представлявшего второстепенный интерес, в регион первостепенной значимости.

- А как в странах Центральной Азии относятся к Москве? Рассматривают ли они Россию по-прежнему как важного регионального игрока, или же здесь усилилось влияние мировых держав, таких, как Китай, Индия и США?

- В эпоху Советского Союза часто говорили, что "все дороги ведут в Москву". Для региона Центральной Азии второго десятилетия XXI века все дороги по-прежнему ведут в Москву, однако на этом направлении появилось много поворотов, в основном  - в направлении Китая. За последние 10-15 лет в Центральную Азию пришел ряд других внешних игроков, в первую очередь - Китай с его политикой "добрососедства" и США в связи с проводимыми ими в Афганистане боевыми действиями. Китай наращивает свое экономическое присутствие и рассматривается в качестве источника займов для крупномасштабных инфраструктурных проектов. США стали важным источником доходов для ряда стран Центральной Азии, поскольку Америка вносит арендную плату за использование военных баз. В меньшей степени посредством программ экономического и культурного сотрудничества свою роль в регионе наращивают Индия, Иран, Пакистан и Турция. Несмотря на такое обилие заинтересованных в сотрудничестве государств, прошлый опыт и общее наследие, как и раньше, делают Россию главным ориентиром для руководства стран Центральной Азии, особенно в сфере безопасности. Все же такое решение следует считать в большей степени прагматичным, нежели связанным с идеологическими соображениями. Элиты в странах Центральной Азии зачастую видят в России самого жизнеспособного и надежного спонсора собственных режимов и гаранта безопасности и экономической помощи, необходимых для существования их государств. В то же время они рассматривают Россию как страну, в чрезмерной зависимости от которого находиться не стоит, поскольку Россия будет использовать сложившуюся ситуацию, чтобы контролировать их внутреннюю политику в угоду собственным интересам. Таким образом, страны Центральной Азии зачастую в своих корыстных целях используют заинтересованность России и других внешних игроков в расширении влияния в данном регионе, сталкивая Москву с другими влиятельными государствами. Иными словами, пока Россия остается весьма важным игроком в Центральной Азии, страны региона не испытывают тревоги и даже трудностей в игре на балансе интересов Москвы и других держав. И действительно, если учесть, что в Центральной Азии, помимо России, присутствуют две крупнейшие экономики мира, страны региона в определенной степени выступают в качестве потребителя и могут требовать для себя уступок и скидок от каждого из них.

-Каковы в такой обстановке основополагающие внешнеполитические цели России в регионе Центральной Азии?

- Цели России в Центральной Азии связаны со множеством более масштабных целей внешней политики. Кроме реальных выгод от сотрудничества в рамках ОДКБ, ЕврАзЭС и ЕЭП, продвижение Россией этих механизмов и организаций является  важной составляющей ее стратегии по утверждению статуса главного и преимущественного актера в "своем" регионе и звания "великой державы" в общемировом масштабе, поскольку  Москва играет ведущую роль в постсоветской интеграции. Основу этих организаций создают Казахстан, Киргизия, Таджикистан и ранее Узбекистан. Соответственно, Центральная Азия важна для внешней политики России в целом. В присутствии в Центральной Азии многих других иностранных держав Кремль видит препятствие для реализации своей стратегии, поскольку центральноазиатские страны уходят с московской орбиты и постепенно отказываются от своей постсоветской идентичности. Поэтому Россия стремится развивать такие многосторонние структуры, видя в них способ привлечь страны Центральной Азии к отношениям с Москвой, запереть их в капкане таких отношений, и пользуясь их постсоветским характером, лишить другие иностранные державы возможности поднять свои отношения с центральноазиатскими государствами до такого же уровня. Таким образом,  Центральная Азия неизбежно будет иметь непреходящее значение для путинской концепции Евразийского союза, если этой идее суждено осуществиться.

Кроме того,  Москва также считает Центральную Азию важным элементом своей большой энергетической стратегии. Во время бурного развития в начале и середине 2000-х годов российская экономика шла вперед на волне высоких цен на энергоресурсы. Одной из составляющей уравнения было условие, что Россия по низким ценам покупает энергоресурсы в Центральной Азии, использует их для удовлетворения внутренних потребностей, а собственные энергоресурсы поставляет на экспорт, обеспечивая национальный экономический рост. Россия стремится сохранить ситуацию, когда трубопроводы в этом регионе идут на и через ее территорию, дабы энергоресурсы стран Центральной Азии не уходили на сторону.

Кроме того,  Центральная Азия многое значит для России как источник угроз ее безопасности. Считается, что действующие в этом регионе повстанческие и экстремистские группировки связаны с организациями боевиков на Северном Кавказе, которые оказались неразрешимой проблемой для внутренней безопасности России. Кроме того, Центральная Азия является  главным транзитным маршрутом незаконных поставок наркотиков в Россию и далее, в Европу. За последнее десятилетие количество наркоманов в России увеличилось многократно. Поэтому российское сотрудничество со странами Центральной Азии в формате двусторонних и многосторонних форумов сосредоточено на создании скоординированных подходов к решению таких проблем. Зачастую это подразумевает предоставление странам региона ресурсов для борьбы с такими проблемами в надежде на то, что они остановят на своей территории транзит наркотиков в Россию. Такая обеспокоенность в первую очередь связана с Афганистаном, а также с тем, что на 2014 год назначен полный вывод американских и натовских войск из этой страны. Москва надеется на достижение договоренностей со странами Центральной Азии, чтобы предотвратить воздействие негативных последствий от происходящего в Афганистане на Центральную Азию и далее на Россию.

- Как Москва намерена добиваться этих целей?

- Как уже отмечалось, Центральная Азия важна для России как в плане ее общей геополитической повестки, так и в некоторых ключевых областях политического взаимодействия. С учетом этих факторов, а также с появлением у стран Центральной Азии все новых привлекательных альтернатив, главная цель России заключается в том, чтобы привлечь эти государства к максимально тесным отношениям с Россией. Для этого Москва задействует как благоприятные двусторонние соглашения, так и меры по развитию ОДКБ, ЕврАзЭС и ЕЭП. Поступая таким образом, Москва стремится привязать центральноазиатские республики к структурированным отношениям, дабы устранить угрозу со стороны других внешних актеров своему статусу главного спонсора стран Центральной Азии в сфере безопасности и экономики. Результаты таких усилий неоднозначны, что подтверждается капризами Узбекистана, то вступающего, то выходящего из состава региональных объединений. Вступает он в них в основном  тогда, когда другие варианты регионального взаимодействия неблагоприятны, а выходит, когда трава на других пастбищах кажется ему сочнее. В то же время  такая политика оказывается весьма эффективной в отношении Казахстана, Киргизии и Таджикистана, для которых Россия остается ключевым партнером.

Китай превосходит Россию своей экономической мощью, вытесняя ее из этого региона, однако в плане безопасности Россия и те многосторонние объединения, которые она возглавляет, по-прежнему более важны и значимы. Многие считают, что участие Москвы и Пекина в Шанхайской организации сотрудничества является неписанной договоренностью, по которой Пекин не оспаривает преимущественную роль России в вопросах безопасности, а Москва не возражает против усиления экономических позиций Китая в Центральной Азии. Важным элементом здесь является  настойчивое стремление Москвы сохранить ОДКБ и ЕврАзЭС наряду с ШОС в качестве  организаций под российским влиянием, хотя в определенной степени они дублируют функции ШОС. С точки зрения Кремля, эти параллельные структуры гарантируют сохранение позиций Москвы как главного спонсора некоторых стран Центральной Азии в вопросах безопасности.

Признаком уверенности Москвы в том, что такая стратегия работает, является идея Путина о создании Евразийского союза. Пока эта идея не обрела конкретные формы и не наполнилась содержанием; но ее можно рассматривать как попытку России заманить Украину в сеть региональных организаций под руководством Москвы. Ведь Россия считает ее самым привлекательным потенциальным партнером из всех постсоветстких государств.

Стивен Арис – старший научный сотрудник Центра проблем безопасности (Centre for Security Studies).

Оригинал публикации: Managing Central Asia: Russia’s Approach


Вернуться назад