У человека совсем крышу сорвало. Да ведь вековые боленосцы ему слов таких не забудут не простят. Придется до конца дней в России мыкаться, на не "латышско-европейской" зарплате.
27.02.13
Татьяна Мажан
В сентябре 2011 года Сандис ШТЕЙНС возглавил скандинавскую сеть автозаправочных станций Statoil Russia (головной офис в Санкт-Петербурге). До своего назначения в Россию три самых трудных, кризисных, года латвийский топ-менеджер занимал пост исполнительного директора Latvijas Statoil. Казалось бы, после такого стресса никакая Россия уже не страшна.
Широка страна
— Отличается стиль ведения бизнеса в Латвии и в России?
— Масштабы развития сильно отличаются, другая динамика — если смотреть из России на рынок Латвии, видно, какой он на самом деле маленький. Даже непонятно, почему на таком небольшом рынке вдруг возникают неразрешимые глобальные вопросы. Я могу понять, когда в России возникают дорожные проблемы, если дорогу прокладывать надо, например, до Урала. Ну а здесь-то, в Латвии, в чем сложности?
— Вы бывали в России раньше?
— Много путешествовал с рюкзаком за плечами. Правда, больше ходил по Средней Азии и Грузии, но и на Байкале побывал, а в 1982 году путешествовал по Хибинам — это горы на Кольском полуострове. Там у нас сейчас как раз автозаправочная станция стоит. Вот где я никогда раньше не был — это Псковский регион, где у нас сейчас тоже АЗС — в самом Пскове, по дороге из Великих Лук и в Себеже. В Себеже, кстати, отличное место было — АЗС прямо у границы, большой поток транзитных клиентов, и очень много латышей приезжали на российскую сторону заправляться, так как бензин вдвое дешевле. Хороший бизнес был. А потом Латвия перекрыла возможность каждый день приезжать и заправляться, и конечно, это сразу довольно сильно повлияло на наши доходы. Но с другой стороны, я рад, что вырос оборот у латвийских АЗС.
Масштабы коррупции преувеличены
— В России все сложилось именно так, как вы себе и представляли?
— Когда я согласился на должность генерального менеджера Statoil Russia, все, что я знал о российском бизнесе — это что там очень трудно: что-то построить, получить лицензии, разрешения, уложиться в определенные сроки и т.д. Но оказалось, что если в России все делать правильно, без ошибок и по закону, у тебя не будет проблем с тем, чтобы уложиться в срок.
— А как же коррупция, взятки?
— Об этом я тоже думал и ожидал, что от нас будут требовать взятки. Мы через это уже прошли здесь, в Латвии, и я предполагал, что в России будет то же самое. Но на деле со случаями взяточничества в России мы столкнулись всего два раза, при заключении договоров с партнерами по сервисному обслуживанию. Таких «партнеров» мы сразу исключаем из списка тех, с кем можно иметь дело. Кстати, в обоих случаях это были частные предприятия, на государственном уровне подобных ситуаций не возникало.
Все при деле
— А легенды о российской бюрократии?
— Да, это, конечно, есть. В России надо нанимать в три раза больше бухгалтеров, чем в Латвии. Нужна армия юристов, которая бы за всем присматривала, исключала ошибки — законов, норм, приказов, распоряжений там очень много. Есть список обязательных должностей, таких, скажем, как главный энергетик, отвечающий за газ, с лицензией и профильным образованием; сотрудник, отвечающий за порядок в санитарных, учебных и армейских книжках, и так далее. Я сам должен иметь сертификат, что я прошел газовое и топливное обучение. Всего этого в Латвии не требовалось.
С другой стороны, я понимаю, что это не обычная бюрократия в том смысле, в котором мы ее пониманием. А навязанная государством забота о клиенте. Дело в том, что газовая инфраструктура в России старая, а благодаря, например, тому, что у нас есть специальный человек, который следит за газовой системой, у нас до сих пор не было ни одного происшествия.
Из «демократов» в «диктаторы»
— В Латвии под вашим началом было около 800 сотрудников, в России — 500. Отличаются взаимоотношения начальник — подчиненный?
— Я большой разницы не почувствовал. Вначале. Потом все-таки ситуация немного поменялась — то, что я делал в Латвии, в России надо делать в три раза быстрее. И тут мне помогли навыки, полученные во время латвийского кризиса.
В России люди гораздо более эмоциональны, способны выполнять свою работу сколько надо и как надо. А самое главное, они не боятся говорить о проблемах, задавать вопросы. Эмоции позволяют быстрее идти вперед, в то время как в Латвии надо буквально вытягивать из человека информацию, а это отнимает время. Но это наш менталитет...
С одной стороны, мне нравится, что в России все можно сделать гораздо быстрее. С другой — мой стиль руководства поменялся: с демократического на несколько авторитарный. В России все-таки важно, чтобы был один лидер, который принимает решение. Окружающие воспринимают это с пониманием, а дело движется быстрее.
Потехе — час
— Авторитет куется не только в работе, но и на отдыхе. В корпоративах участвуете?
— Новый год, 23 февраля и 8 Марта — это офисные торжества, которых в России никак не избежать. 23 февраля все женщины организуют для мужчин праздник, что-то придумывают. А потом, на 8 Марта, вернее, за день, 7 марта (так как 8 Марта — официальный выходной) мужчины поздравляют женщин.
— Вас 23 февраля тоже поздравляли?
— Конечно, отвезли вечером в какой-то бункер пострелять. Девушки приготовили бутерброды.
— Понравилось?
— Да, очень.
Особенности региональной клиентуры
— Вы не одни на российском топливном рынке. Конкуренция жесткая?
— Конкуренция по сравнению с Латвией, где, можно сказать, только два больших конкурента, конечно, более серьезная, и нужны другие методы конкурентной борьбы.
Мы присутствуем в трех российских регионах, и каждый регион — это свой особенный рынок. Псковский регион более-менее похож на Резекне, поэтому там можно легко планировать развитие.
Мурманск сильно отличается — там у людей отпуск 56 дней, и приходится учитывать, что летом все садятся в машины и уезжают на юг — то есть полностью пропадает вся клиентура. А потом также волной возвращаются. Плюс рядом военный город Североморск. Относительно недавно российское правительство подняло зарплаты военным морякам. И у нас появились очень хорошие клиенты — на улицах города теперь можно увидеть мощные джипы, купленные благодаря новому жалованью.
В Санкт-Петербурге, в свою очередь, очень много западных конкурентов, таких как British Petroleum, Shell, Neste (с полным сервисом, а не АЗС-автоматы, как в Латвии), а также «Газпром», который недавно пришел также с полным сервисным обслуживанием, с очень интересными станциями и отлично развивается. У нас в Санкт-Петербурге сеть не такая большая, мы там начали развиваться только в прошлом году и смотрим сейчас, как рынок работает, что людям нравится.
Я бы в блинную пошел, пусть меня научат
— Как в России с работой?
— Безработица в Санкт-Петербурге и регионе — 0,6% , то есть ее фактически нет. Люди ничего не боятся потерять, они все время готовы что-то менять, даже не смотрят, как в этом плане будет выглядеть их CV. Там человек полгода может проработать, ему на 10 тыс. рублей больше предложат, и он уйдет. Я думаю, в ближайшие три-пять лет в России будет ощущаться острая нехватка работников — у них все так быстро развивается и строится, и все время нужны новые люди.
Что касается уровня зарплат. Например, в Санкт-Петербурге есть сеть маленьких блинных ресторанчиков — там кассир-оператор получает 35 тыс. рублей (609 латов). И так везде — зарплаты в среднем в два раза больше, чем в Латвии.
— А цены?
— Цены выше. Аренда квартиры — в Санкт-Петербурге в четыре раза дороже, чем в Риге. На продукты, если это центральная часть города или супермаркеты — цены примерно на 10—15% выше, чем в Латвии. Впрочем, подальше от центра, в маленьких магазинах подешевле.
Русские своих не бросают
— Слушая вас, делаешь вывод, что экономика России бурно развивается...
— В России зарплаты всегда будут выше: там нефть, там другие обороты. Цена на нефть, это, конечно, всегда большой риск, и высока вероятность, что она пойдет вниз, но россияне ищут альтернативу. Они развиваются, и в этой стране, на мой взгляд, в настоящее время все делается правильно. В России сегодня смотрят очень далеко вперед и всегда заботятся о своих людях.
Если где-то в мире что-то случится с россиянином, они сразу обеспечивают всю необходимую помощь. Чувствуется, что государство стоит за свой народ. Метеорит упал — сразу всем меняем стекла! Помощь моментальная, хотя ситуация форс-мажорная, никто не виноват в том, что это случилось. Но государство сразу помогает. И так везде. Если кто-то возмутится, что дороги плохие — дороги сразу ремонтируют.
— Кстати, о дорогах. Вы ездили по России на машине?
— Я хорошо изучил путь, который ведет из Санкт-Петербурга в Великие Луки, в Новгород, в сторону Мурманска и в Ригу — сами дороги просто прелесть, очень хорошие. Рассказывают, что чем дальше в глубь России, тем хуже с дорогами. Действительно, я сам как-то съездил в направлении Москвы — все действительно было плохо. Но когда поехал во второй раз — уже все отстроено: поменяли весь асфальт.
«А где же водка?!»
— Как проводите свободное время?
— В принципе нет свободного времени, иногда с партнерами по бизнесу идем вечером в ресторан поговорить о жизни. Из своего опыта могу сказать, что сервисная культура в Санкт-Петербурге гораздо выше, чем в Риге — рестораны чище, ассортимент шире, атмосфера в барах лучше. Если сервис будет плохой, об этом тут же напишут в сетях, и заведение лишится клиентуры.
Наши новые акционеры из Канады, приехав в Россию, в первый вечер удивлялись в ресторане: «А где же водка?!» Канадцы были разочарованы, но здесь действительно водку просто так так не пьют. Вино, коньяк, коктейли, но не водку. Это же Санкт-Петербург, культурная столица России! Полтора года я уже там живу и могу свидетельствовать: пьяных на улицах я не видел. Нет бомжей, попрошаек, окурки на тротуар никто не бросает, на улицах и в метро чисто, а на празднике весь город утопает в иллюминации.
Вернуться назад
|