ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Римский папа поневоле

Римский папа поневоле


19-02-2013, 13:41. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ
Римский папа поневоле
Церковь не сдвинется влево – уверен американский религиовед

От редакции. Решение папы Бенедикта XVI покинуть Святой престол вызвало множество удивленных откликов. Многие эксперты, в том числе в нашей стране, склонны видеть в добровольном отречении Папы следствие заговора «тайных либералов» в Ватикане. Что думают по этому поводу влиятельные американские католики? Наш сегодняшний гость, Джереми Лотт, главный редактор издания Real Clear Religion – тематического приложения по религии портала Real Clear Politics – одного из крупнейших американских и мировых информационных ресурсов. Джереми Лотт ранее работал в Институте Катона – самом влиятельном мозговом тресте американских либертарианцев. Автор биографии о такой принципиальной для американского консерватизма фигуре, как Уильям Бакли-младший (2010 год).

– Уважаемый господин Лотт, Как Вы считаете, почему Папа Римский Бенедикт XVI собирается в конце февраля отречься от престола? Считаете ли Вы, что его возраст и состояние здоровья были единственной причиной принять такое решение?

– Реальная причина заключается еще и в том, что он никогда не хотел быть Папой. На своем сайте RealClearReligion я как раз написал статью под таким названием – «Человек, который не хотел быть Папой». В ней я привожу такой случай: между ним и рядом довольно критически настроенных католических теологов в 80-х годах прошлого века состоялся небезызвестный в теологических кругах обмен мнениями. Тогда Бенедикт XVI еще был кардиналом, главой Конгрегации доктрины веры, которая следит за чистотой вероучения Церкви. В конце этой дискуссии будущий Папа сказал, что мог бы быть просто приходским священником. Ему не нравилось находиться в Риме, он пытался несколько раз уйти с поста, уехать, но Иоанн Павел II его не отпускал. И перед тем, как отправиться на папский конклав, он произнес известную речь, которую поняли так, будто  он сказал: «Не избирайте меня Папой».

А затем он вышел из конклава новым Папой Римским… Мне кажется, что он не был особенно счастлив по этому поводу.

– Но ведь в таком случае ему, возможно, следовало бы с самого начала отказаться от этой судьбы?

– Он мог, конечно же, отказаться. Но у него были идеи, которые он мог бы попытаться реализовать. Будучи Папой, он активно проводил в жизнь некоторые социальные инициативы, в которых он был очень заинтересован еще как глава Конгрегации доктрины веры. И в этом отношении он сделал все, что мог. Работа Папы Римского не подарок… Вы ведь знаете, что американский президент – это глава трех сотен миллионов людей. Но в мире один с лишним миллиард католиков.

– Как Вы думаете, изменится ли Католическая Церковь после его отречения? Сегодня много рассуждают о том, что Церковь «отойдет от консервативных взглядов», «станет более прогрессивной» – что бы не скрывалось за подобными утверждениями. Возможны ли подобные последствия ухода Бенедикта XVI?

– Политические термины, которые используются в этом случае, сбивают нас с толку. Несомненно, в таких социальных вопросах, как вопросы морали и традиционных семейных ценностей, Бенедикт XVI был убежденным консерватором, но когда дело доходило до экономических вопросов, вопросов социальной справедливости, он выступал явно как представитель либерального лагеря. Вспомните одну из его энциклик, на тему создания мирового органа власти с целью оздоровления экономики. Используемая Вами терминология, как и тезис о «консерватизме» Бенедикта XVI, не слишком подходят к описанию современного католицизма.

– То есть Вы считаете, что не стоит предполагать, что следующий Папа неизбежно будет более либеральным?

– Мы предполагали, что многие будут следовать за Иоанном Павлом II, а получили Бенедикта XVI. Исторически, я думаю, движение в либеральную сторону маловероятно, и Католическая Церковь продолжит придерживаться прежнего курса.

– Как Вы думаете, подрывает ли решение Папы об отречении каким-то образом авторитет Ватикана? Последний отрекшийся великий понтифик сделал это несколько веков назад, во времена Великой Схизмы. И один из Пап, Павел VI, сказал, что от «папства нельзя отказаться». Как Вы считаете, это отречение как-либо дискредитирует Ватикан и Католическую Церковь?

– Я так не считаю. Причина, по которой отрекся последний Папа, состояла в том, что в то время не было единого органа избрания Папы, и существовало три разных Папы. Так что то отречение, во времена Великой Схизмы, состоялось, чтобы следующего Папу можно было выбрать законным образом. Это привело к тому, что еще одного Папу принудили отречься, чтобы добиться взаимодействия с другим. А до того отречение Папы было не таким уж редким делом. Но сейчас у нас есть центральный, легитимный орган для избрания Папы – коллегия кардиналов, никто это не оспаривает. Вряд ли дело дойдет до новой Схизмы.

Беседовала Юлия Нетесова


Вернуться назад