Нефть в центре санкционной политики Запада против Ирана
Михаил Агаджанян
Изоляционистская по отношению к Ирану политика Запада в последние месяцы стала приносить плоды. Режим санкций бьёт по наиболее чувствительным для Ирана сегментам его экономики, обеспечивающим львиную долю внешних доходов страны. Нефтегазовый сектор Ирана пока удерживается его правительством от серьёзных потрясений, но преодоление неблагоприятных процессов в экономике удаётся все с большим трудом. Политика Запада по склонению внешнеторговых партнёров Ирана к отказу от закупок иранских энергоресурсов несёт стратегический вызов политической устойчивости страны. Иран лишают средств для пополнения государственного бюджета и каналов доступа к международным системам финансовых взаиморасчётов, тем самым провоцируя внутренние волнения. В арсенал оперативных планов Запада по Ирану введён условный тест на партнёрство и лояльность других государств. Кто отказался, значительно снизил или намерен пересмотреть в сторону снижения объёмы закупок иранских энергоресурсов, тот, по мнению США и их евроатлантических партнёров, выполняет важную функцию. Соответственно, колеблющиеся, а тем более не склонные к отказу от связей с Ираном страны позиционируются как сомнительные для Запада партнёры со всеми вытекающими для них последствиями. Нельзя сказать, что США и ЕС не идут на отдельные исключения для своих сверхважных партнёров на Ближнем и Среднем Востоке, как это можно наблюдать в вопросе продолжающихся закупок Турцией иранского газа. Но общая тенденция Запада классифицировать страны по степени их участия или неучастия в политике экономических санкций против Ирана просматривается достаточно рельефно. США ввели в оборот условный список государств, продолжающих приобретать иранскую нефть и использующих доллары для взаиморасчётов с Ираном. При этом, правда, с американской стороны был установлен мораторий на реализацию санкций по отношению к этим странам, который периодически продлевается. Но наличие данного списка и угроза осложнения экономических отношений с США диктуют его участникам гибкий подход к продолжению сотрудничества с Ираном по нефтяным контрактам. В поле особого внимания Запада и егo ближневосточных партнёров находится вопрос нанесения нефтедобывающей отрасли Ирана значительного урона. США, ЕС, группа стран ОПЕК, ориентирующаяся на позицию Саудовской Аравии, как ведущего ближневосточного поставщика нефти на внешние рынки, настроены на доведение планов по снижению доходов Ирана от импорта нефти до ощутимого результата. И надо сказать, что эти планы уже несколько месяцев успешно реализуются. В первые дни 2013 г. стала поступать информация по объёмам нефтедобычи в Иране за прошлый год. Зарубежные источники, со ссылкой на иранские СМИ, сообщили о снижении экспорта нефти из Ирана за последние 9 месяцев на 40%, что повлекло уменьшение доходов страны на 45%. Дневная добыча нефти в Иране упала с 4 млн. баррелей нефти (средний показатель в 2011 г.) до нынешних 2,7 млн. баррелей (по данным ОПЕК). Но и в вопросе продажи сниженного объёма добычи «чёрного золота» Иран сталкивается с проблемами. И эти проблемы имеют потенциал к росту. Данные по импорту иранской нефти отдельными государствами, крупными партнёрами Ирана по нефтяным контрактам в прошлом году отличались противоречивостью. Заявления и конкретные цифры по закупкам иранской нефти фиксировали неопределённость, например, в случае с Турцией. В октябре 2012 г. в турецкой прессе появились сообщения о планах Анкары «в ближайшее время» отказаться от импорта иранской нефти и полностью перейти на её саудовский эквивалент. Данные сообщения были приурочены к визиту министра нефти Саудовской Аравии в Турцию. Интересно отметить также внешнеполитический фон сигналов Анкары о смене своих нефтяных ориентиров: на первые числа октября прошлого года пришёлся пик турецко-сирийского обострения после падения нескольких снaрядов из Сирии на турецкую территорию. Ранее из Анкары поступали сигналы о нежелании турецкого руководства снизить объёмы закупок иранской нефти. Более того, весьма показательными стали следуюшие цифры. Сохраняя 30-процентный уровень удовлетворения своих внутренних потребностей иранской нефтью, до октября прошлого года Турция практически не сокращала импорт нефти. В первом полугодии 2012 г. объём импорта уменьшился лишь на 1,8% по сравнению с аналогичным периодом 2011 г., а импорт иранской нефти на турецкий рынок так вовсе пережил стремительный скачок - с 48 до 200 тыс. барр. в сутки. Запад во многом сделал для Турции исключение в вопросе закупок иранской нефти и газа, хотя время от времени с подачи западных СМИ всплывают подробности закулисных соглашений Анкары и Тегерана вокруг обхода режима санкций против Ирана (вспомним муссирование темы «бартерных схем» между Турцией и Ираном, в которых фигурировали золото и нефть). Крупнейшими покупателями иранской нефти выступают Китай и Индия. В случае склонения Западом двух азиатских гигантов к снижению закупок иранской нефти экономическое давление на Тегеран примет критический для последнего характер. Дели пока демонстрирует разнонаправленность в стремлении откликнуться на уговоры Вашингтона. В мае 2012 г. Индия импортировала из Ирана 243 тыс. барр. нефти в день, год назад - 394 тыс. барр. При этом поставки уменьшились не только в годовом, но даже в месячном исчислении. Однако за сентябрь 2012 г. экспорт иранской нефти в Индию вырос на 53%. Это объясняется тем, что один из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов в Индии на юго-западе страны вновь стал закупать на регулярной основе у Ирана нефть после 2-месячного перерыва. В сравнении с Индией, позиции Китая в данном вопросе более предпочтительны. Пекин имеет возможность диверсифицировать поставки «чёрного золота» на свой рынок, обрести дополнительные альтернативы иранской нефти с опорой, например, на мощности российского ТЭК. К примеру, недавний ввод в строй второй линии нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО) даёт Китаю бóльшую уверенность в бесперебойном обеспечении своих внутренних потребностей (1). К вопросу пересмотра объёмов закупок иранской нефти Китай подходит достаточно гибко. По данным за последние месяцы 2012 г., Китай сократил импорт нефти из Ирана. Пекин приобрёл в ноябре у Тегерана 1,76 млн. т нефти - на 6,3% меньше, чем в октябре того же года, и на 31% меньше, чем в ноябре 2011 г. В ноябре 2012 г. на Иран приходилось 7,5% от общего объёма поставок нефти в Китай (по сравнению с предыдущим месяцем снижение составило 0,7%, в октябре 2012 г. эта цифра равнялась 8,2%). Сокращение Китаем закупок иранской нефти дало США повод в декабре прошлого года продлить на 180 дней действие в отношении Поднебесной и восьми других партнёров Ирана по нефтяным контрактам (Индия, Южная Корея, Малайзия, Сингапур, Тайвань, Турция, Шри-Ланка, ЮАР) специального моратория на принятие санкций к странам, продолжающим использовать доллары при нефтяной торговле с Ираном. В условиях нарастающего давления Запада, Иран пытается найти нестандартные решения для сохранения каналов сбыта своего стратегического сырья на внешние рынки. В середине января с.г. Тегеран принял решение отказаться от евро и доллара при расчётах с другими странами. Как отметили в связи с этим комментаторы, высока вероятность, что базой для новой системы оплаты будет выступать золото, поскольку ранее власти Турции признались, что платят за иранский газ в турецких лирах.
Новое Восточное Обозрение
Вернуться назад
|