ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Нефть и патриотизм (статья Вагита Алекперова)
Нефть и патриотизм (статья Вагита Алекперова)16-02-2013, 06:48. Разместил: Far |
России не следует растрачивать силы, деньги и драгоценное время на стремление к доминированию над конкурентами в добыче сырья.
Именно американские компании совершили настоящий технологический прорыв, который сегодня называют "сланцевой революцией". Пока многие эксперты в России спорили о ее перспективах, она стремительно произошла. Сланцевый газ оказался не мифом, не хитрым рекламным ходом, а достижимой реальностью. Только в 2012 году новые технологии позволили США добыть свыше 220 млрд куб. метров сланцевого газа. Буквально за несколько лет в энергетике этой страны произошли структурные изменения. Импорт газа из-за рубежа прекратился, что привело к падению внутренних цен на него. В свою очередь это способствовало снижению цен на электрическую и тепловую энергию - основные статьи затрат промышленности. Более того, сланцевый газ позволил США увеличить экспорт угля и полимеров в Европу. А началось все с конкуренции - стремления быть эффективнее других.
Российское государство и национальные энергетические компании должны быть готовы к грядущим изменениям и обострению конкуренции на мировом рынке. Я убежден, что российский ТЭК сможет достойно ответить на вызовы мировой конъюнктуры. У нас для этого есть огромные ресурсы, прежде всего арктического шельфа. У нас есть своя "сланцевая нефть" - Баженовская свита на территории Западной Сибири и другие нетрадиционные источники. Если мы своевременно и качественно проведем модернизацию отечественной нефтепереработки, то сможем стать основным поставщиком дизельного топлива в Западную Европу. Но вывести Россию на новый, качественный уровень развития ТЭК страны сможет лишь при условии, что в нем будет соблюден разумный баланс компаний различных форм собственности, конкурирующих между собой.
В течение последних нескольких лет большинство российских компаний так и сделали, причем потратили на это миллиарды долларов. Зато сегодня в России, как в Европе, есть моторное топливо экологического класса ЕВРО-5. Более того, ряд компаний наладили выпуск своих фирменных марок бензина и дизельного топлива с улучшенными экологическими и техническими характеристиками. Выгодно же от этого всем: автомобили заправляются качественным топливом, горожане дышат посвежевшим воздухом. Компании-производители экологичного продукта получают от правительства премию в виде пониженного акциза на топливо. Другой пример. Вот уже несколько лет мы ведем дискуссии о равноправном доступе к Арктическому шельфу всех российских компаний, и негосударственных, и подконтрольных ему. Кстати, статья закона о недрах, разделяющая компании по такому принципу, единственная в российском законодательстве. Ни в одном другом законе таких разграничений нет. Позиция министерства природных ресурсов, озвученная на январском совещании по этому вопросу в Новом Уренгое, во многом сгладила разногласия сторон. Некоторые подходы, наоборот, ужесточились. Несмотря на выдачу большинства лицензий госкомпаниям, окончательного решения по вопросу доступа принято не было. Я убежден, что шельф должен не разделять, а консолидировать. В этой связи мы предлагаем использовать международный опыт, в частности, Норвегии, где вопрос участия государственных, негосударственных, национальных и иностранных компаний в разработке шельфа решен в интересах всех сторон. По примеру Норвежского нефтяного директората мы предлагаем создать независимую Уполномоченную организацию, которой госорганы будут передавать заявки на лицензии. В сотрудничестве с минприроды, Росприроднадзором и другими госорганами такая единая организация могла бы проводить квалификацию компаний с оценкой не структуры собственности, а их опыта, эффективности, уровня налоговых выплат в бюджет России.
Для выполнения таких сложных программ и проектов требуется одно очень важное условие - внятная налоговая система. Во-первых, она должна быть не фискальной, а стимулирующей. Недропользователь должен платить налоги не с первой же тонны добытой нефти, как это происходит сегодня, а с прибыли, получаемой им от продажи энергоносителей и после возмещения затрат на их разведку и добычу. Во-вторых, налоговая система должна быть стабильной. В нашей отрасли проекты реализуются порой в течение нескольких десятилетий, поэтому нельзя начинать их при одних правилах игры, а завершать уже при других. Иначе у иностранных и российских инвесторов будут возникать сомнения в привлекательности проектов. Во избежание этого инвесторам нужны гарантии того, что экономические параметры, изначально заложенные в тот или иной проект, будут действовать такой период времени, в течение которого можно не только окупить инвестиции, но и получить доходность. Такие гарантии может дать стабильность налогообложения в течение длительного времени. Изменения могут происходить только в критической ситуации. Правительство России подготовило Основные направления своей деятельности до 2018 года. Согласно этому документу, экспортно-сырьевая модель развития экономики может обеспечить рост только 2-3% ВВП в год. Этого явно недостаточно. Устойчивое экономическое развитие страны предполагает рост ВВП на уровне 4-5% в год. Для достижения этой цели необходима модернизация экономики страны, переход от экспортно-сырьевого к ресурсно-инновационному развитию с качественным обновлением энергетики и смежных отраслей. Может быть, это покажется противоречивым, но именно нефтегазовая отрасль может стать основным драйвером этих процессов. Уже сегодня нефтяные компании России применяют нанотехнологии при производстве вентильных электродвигателей и реагентов для повышения нефтеотдачи. Мы заказываем у российских металлургов уникальные трубы для бурения сверхдлинных горизонтальных скважин, применяем космические технологии для дистанционного мониторинга бурения. Уникальные технологические процессы и решения используются при добыче на море, особенно на больших, до 2 км, глубинах. В виде налогов мы даем государству существенные финансовые средства, которые оно может направлять на модернизацию науки, инфраструктуры, социальных и государственных институтов. А в виде капитальных затрат - подряды российским компаниям, развивающие целые отрасли промышленности. Например, для запуска двух месторождений на шельфе Каспийского моря - Ю. Корчагина и В. Филановского - мы планируем потратить более 300 миллиардов рублей. Значительная часть этих средств уже инвестирована на территории России. По сравнению с миллиардами лет, что существует наша планета, две или три сотни лет добычи углеводородов - капля в море. Именно поэтому не следует делать этот краткий земной период экономической самоцелью, "вещью в себе". Не нужно растрачивать силы, деньги и драгоценное время на стремление к доминированию над конкурентами в нефте- или газодобыче, на построение нового углеводородного "Голема" - эта цель не оправдывает затраченных усилий: можно легко отстать от стремительно несущегося поезда мирового технологического прогресса. Нужно использовать ресурсы, дарованные нашему государству Богом и природой для подготовки к переходу на более высокий уровень развития. Мне верится, что энергетика грядущего будет основываться на принципиально новых технологиях с опорой как на традиционные, так и новые, неуглеводородные источники. Поддерживая конкуренцию и разумную рентабельность отрасли внутри страны, Россия, уверен, обеспечит себе успешный переход на новый энергетический уровень. В этом и есть суть идеологии дня сегодняшнего - ресурсного патриотизма. Вернуться назад |