ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Киргизия: Упрямые факты
Киргизия: Упрямые факты13-02-2013, 11:29. Разместил: VP |
В первой декаде февраля в средствах массовой информации начала распространяться статья депутата Жогорку Кенеша Кыргызской республики Равшана Жээнбекова под названием "Шесть причин оставить базу". В ней он высказывает свое мнение о том, что видит шесть причин оставить американскую военную базу на территории аэропорта "Манас". Эта точка зрения примечательна тем, что автор занимает высокое общественное и политическое положение в Киргизии. Тот факт, что Равшан Жээнбеков является парламентарием, говорит, о его успешности, уме и здравомыслии – тем более интересно его личное мнение.
В начале своей статьи депутат призывает считать военную американскую базу на территории международного аэропорта "Манас" базой западных стран, но фактически, с 2009 года на ее территории находятся только американские солдаты. Далее он представляет западные страны (на примере Франции) как сильных и успешных союзников, в частности, приводит тот факт, что Франция выступила защитницей целостности Мали, где на севере страны больше тридцати лет борются за свою независимость тауреги.
Но факт в том, что ни в Ираке, ни в Афганистане, ни в Ливии победоносные натовские войска не принесли ни мира, ни спокойствия, а лишь разрушили прежний порядок, надолго заставив простых людей забыть о мире. И в результате их помощи, там где действовали власть и закон, теперь правят страх и жестокость. Вот и в Мали, французские войска, распугавшие сепаратистов-туарегов, вынуждены теперь охранять их женщин и детей от малийских солдат-мародеров. Как и американцы в Афганистане, врага французы не победили, а войну развязали (повстанцы скрылись, не вступив в вооруженное противостояние, и прячутся в пустыне). Сильные и успешные европейцы сами загнали себя в ловушку и теперь не могут уйти из страны – начнется резня, туареги будут мстить. А слабые местные власти не в состоянии контролировать ни своих солдат, ни противостоять повстанцам. Оставаться им тоже нельзя – дорого, да и партизанская война начнется, как все в том же Афганистане, французская кровь начнется литься на чужой земле.
Приходится признать, вопреки мнению господина Жээнбекова, ни одно вмешательство извне не приносило стабильности и мира. По-настоящему свободная страна должна решать свои проблемы сама, пусть и с помощью, но сама. Безнадежно надеяться на заморского большого друга. Чужие танки на Родной земле должны восприниматься правителями как крайне вынужденное и безысходное решение перед лицом неминуемого кризиса.
Но какие же причины для пребывания в республике американских солдат видит политик?
"1. Экономическая причина. Прошло 12 лет со дня развертывания базы, Кыргызстан получил экономическую поддержку. К примеру, по данным Министерства финансов ежегодно мы получаем 60 млн. долларов в качестве арендной платы."
Далее он приводит еще цифры, и упоминает про рабочие места созданные базой. Но факт в том, что президент Кыргызской республики указал США вывести именно солдат из страны. При этом американцы по-прежнему будут использовать аэродром для обеспечения своих войск в регионе и платить за его использование. Кроме того, дальнейшим развитием аэропорта заинтересовалась Россия, т.е. когда американские солдаты уйдут, то центр транзитных перевозок не только не опустеет, но и продолжит свое развитие.
"2. Партнерство. Если мы хотим сотрудничать с цивилизованными странами мира, хотим строить хорошие отношения, то мы в первую очередь должны доказать, что сможем стать партнерами. Недавно бывший министр иностранных дел, интеллектуал Муратбек Иманалиев заявил, что база является единственным связующий звеном между кыргызским правительством и Америкой. Я бы хотел добавить, что у нас нет хороших отношений не только с Америкой, но и другими западными странами. Поэтому будет правильно, если мы сохраним базу, как единственный канал, связывающий нас с западными странами."
Если уж говорить о партнерстве, то база не способствует этому, а вредит, потому что наносит урон престижу страны. Партнер означает "равный", а военная база на территории суверенного государства – признак слабости. Киргизия — свободная страна с честным, трудолюбивым народом, с красивой и богатой землей, хватит кыргызским политикам считать свою страну какой-то ущербной. Отношения должны строиться на взаимном интересе, а не как подачка за унижение.
Далее парламентарий перечисляет программы, к которым получила доступ Киргизия, в рамках сотрудничества с США. Но разве во всех странах-участницах этих программ стоят американские войска? Почему тогда для Киргизии это стало необходимым условием? Кыргызский президент поступает справедливо, требуя равноправного отношения к своей стране.
"3. Проблема безопасности. Этот вопрос можно рассматривать с двух сторон: государственная и региональная (Центральная Азия) безопасность. По словам экспертов по вопросам безопасности, Центральная Азия, в том числе и Кыргызстан, являются регионом с высокой вероятностью возникновения конфликта. Существуют несколько оснований для такого анализа. Это спорные государственные границы, вода, геополитическая расстановка и усиление религиозного экстремизма. Нынешние кыргызско-узбекские, узбекско-таджикские, узбекско-российские отношения, нестабильная обстановка в Афганистане, ухудшение российско-американских отношений и выход Узбекистана из состава ОДКБ говорят о том, что ситуация становится угрожающей. Наличие военных баз двух стран в таких тяжелых обстоятельствах обеспечит стабильность нашей стране и во всей Центральной Азии."
Непонятно, как нахождение 1,5 тысяч американских военнослужащих на территории закрытой военной базы вблизи аэропорта "Манас" сказывается на безопасности страны – они и пальцем не пошевелят до тех пор, пока нарушитель не полезет на их забор. Американские солдаты стоят на кыргызской земле исключительно в своих, американских, интересах. И если Республика Узбекистан попытается захватить южные земли Киргизии, то американцы лишь усилят охрану периметра базы – это не их война. На участие в вооруженном конфликте между суверенными государствами у Америки нет права. На то необходима санкция международной организации ООН.
Во время кровавых июньских событий 2010 года американская база никак не помогла мирным жителям юга страны. Другое дело Организация Договора о Коллективной безопасности, членом которой является Киргизия – после упомянутых событий в руководящие документы организации были внесены изменения, позволяющие оказывать военную помощь странам-участницам в подобных ситуациях. Данная процедура была максимально упрощена для оперативности оказания помощи. К тому же, в виду возможной войны Америки с Ираном и обещания последнего в случае агрессии против него нанести ракетные удары по базам США в регионе нахождение американской базы на территории Киргизии, наоборот, несет угрозу безопасности республики.
"4. Проблема ответственности. В последние 10-20 лет в Афганистан попало много оружия различных стран и политических сил под различными предлогами. Основная часть оружия приходится на Западную коалицию, которую возглавляют США. Если Западная коалиция утратит контроль над Афганистаном, то никто не сможет гарантировать, что оружие не попадет в руки талибов и религиозных экстремистов, и они не предпримут агрессивных действий в отношении соседей. Поэтому мы обязаны потребовать у США и Западных стран довести свою миссию до конца и содействовать им в этом. Если проанализировать афганскую войну, то очевидно, что талибы усилились после вывода советских войск. Региональные страны, в том числе Кыргызстан не должны позволить НАТО выйти из 12-летней войны со словами: "Пускай случится то, что должно случиться"."
Сказано верно, но не ясно одно: кто же мешает американцам решать проблему Афганистана на территории Афганистана, зачем нужны американские солдаты в Киргизии? К слову, американцы так и намерены поступить – оставить в Исламской республике Афганистан 40 тысяч солдат, для помощи и обучения афганских вооруженных сил и снабжать их, в том числе через аэродром "Манас". Но зачем, при этом, нужны американские солдаты в Киргизии – непонятно.
"5. Стратегическая проблема. Если мы хотим провести стратегические реформы в Кыргызстане, получить для этого финансовую поддержку и технологию, мы должны научиться тесно сотрудничать с ними и найти общий язык. Это позволит нам получить больше внимания и больше помощи. В качестве доказательства можно привести такие страны, как Турция, Южная Корея, Сингапур, Бразилия и Малайзия, которые переняли стандарты государственного управления, получили деньги на реформы и технологии из западных стран. Кроме того, Китай смог добиться нынешнего развития с применением западной либерально-экономической политики и технологий. Одним из источников развития и реформ Кыргызстана является улучшение отношений с западными странами."
Бесспорно, Кыргызская Республика как суверенное государство вправе выбирать свой политический строй и формировать внешнеполитические связи исходя из национальных интересов. Но зачем при этом пускать на свою территорию иностранные войска? Приведенные в пример Бразилия и Малайзия на своей территории не имеют американских баз. Китай вообще, считается стратегическим соперником Америки. Зачем же Киргизии терпеть чужих солдат на своей территории? А неправительственные гуманитарные организации, о помощи которых говорит депутат, должны работать во всем мире несмотря на наличие американских солдат в стране, которая нуждается в помощи. В противном случае, это не гуманитарные организации, а иностранные агенты, лишающие страну независимости в обмен на доллары.
"6. Прагматическая причина. Если база уйдет из Кыргызстана, соседние четыре страны заинтересованы во вводе базы на свою территорию и имеют для этого возможности. Среди них Казахстан. Президент Назарбаев 9 января 2013 года подписал соглашение о военно-транзитном сотрудничестве между Казахстаном и Россией. Он разрешил всем западным странам через Францию ввозить и вывозить вооружение для Афганистана через регионы Актобе и Шымкент. Такие же соглашения с США составили Узбекистан и Таджикистан. Кроме того, Россия составила в 2009 году соглашение о передаче базы в Ульяновске США, оно было подписано президентом Медведевым в 2012 году. Туркменистан может передать военную базу "Мары", которой пользуется НАТО. В прошлое лето министр иностранных дел Туркменистана Рашид Мары провел переговоры в Вашингтоне. Если мы не будем придерживаться прагматической точки зрения, то финансово-экономическая выгода, которую мы извлекаем, будет направлена в карманы наших соседей."
Про потерю или не потерю выгоды от вывода военной составляющей базы говорилось выше. Факт в том, что позволить силам НАТО осуществить переброску войск в связи с выводом их из Афганистана, сотрудничать с западными державами для обеспечения безопасности в регионе, равно как и с ОДКБ, — это одно, а терпеть иностранный вооруженный контингент на суверенной территории – это совсем другое. Киргизия не отказывает США в транзите через свою территорию, а лишь настаивает на своем священном праве – на очищении своей земли от иностранных солдат. Вот такие факты. Говорят, сколько людей, столько и мнений, и это верно. Вот только факты – вещь упрямая, с ними не поспоришь. И факты говорят: причин для нахождения американских солдат в Киргизии нет.
Статья прислана автором
Источник: Андрей Морозов Вернуться назад |