В последнее время в нашей стране обозначилась весьма явная тенденция на общественную дифференциацию. Линия своеобразного «водораздела» начала оформляться с тех самых пор, когда Россия узнала, что на ее территории проживают «согласные» и «несогласные», «системные» и «внесистемные», «лояльные» и «нелояльные».
Отдельно взятый человек про себя может думать, что вот он-то точно ни к одному из упомянутых лагерей не относится, а является представителей «золотой» середины, сохраняющей всегда и везде относительный нейтралитет, однако не тут то было. За него (человека) уже идет непримиримая борьба, в результате которой, хочет он того или нет, «нейтральный» рано или поздно окажется по одну из сторон выстраиваемых общественных баррикад. С одной стороны такое положение вещей представляется общественной нормой, когда у каждого может быть альтернативная точка зрения на тот или иной предмет, факт, событие, но есть здесь и другая сторона медали. Заключается она в том, что представителям российского общества не всегда дают возможность высказать свое мнение по поводу определенного общественного явления. Обычно в этом случае появляется некий персонаж, который выражает своё «непоколебимое» мнение, а дальше граждане должны определяться, с какой стороны это мнение нужно поддерживать.
Все мы хорошо помним историю со скандально известной группой Pussy Riot. После нашумевшего выступления этих девиц в главном православном храме России разразилась горячая дискуссия в стиле «сажать не сажать». Одни с пеной у рта доказывали, что девушки ничего противоправного не совершили, а их, с позволения сказать, выступление – это лишь намек на масленичные гулянья, а власть – узурпатор и кровопийца – путает гулянья с криминалом. Другие решили, что певуний нужно срочно поставить к стенке и выпустить в них не меньше десятка серебряных пуль в каждую. Обе этих радикальных точки зрения со временем привели к тому, что заурядная и даже не вполне музыкальная группа фактически превратилась в то самое яблоко раздора, из-за которого люди готовы были с кулаками кидаться друг на друга. И ведь далеко не у каждого включался разум с целью остановиться и осознать, что на самом-то деле вся эта шумиха вокруг PR яйца выеденного не стоит, что кто-то просто использует горе-«оппозиционерок», чтобы решать задачи по дифференциации общества на хороших и плохих, правильных и неправильных, современных и ретроградов.
Однако колесо уже было запущено: Pussy Riot, «акт Магнитского», «закон Димы Яковлева» и далее по списку. Градус общественного накала порой доходил до таких значений, что становилось очевидно: с нашим обществом решили затеять весьма сомнительную игру. Причем «застрельщики» появлялись по обе стороны барьера и норовили подкинуть друг другу очередной «сюрприз», который способен привести к новой конфронтации.
Очередная идея проверки россиян на стрессоустойчивость выразилась в том, чтобы провести референдум с вопросом о переименовании Волгограда в Сталинград. При этом люди, предложившие такую идею, а среди них было и третье лицо государства - Валентина Матвиенко – очевидно, понимали, что такой вопрос снова заставит россиян ломать копья.
Кто-то скажет: а что, собственно, плохого? Ведь нам с вами может быть предложено участие в процессе, который считается высшей точкой демократии – в плебисците, а это значит, что ничего отрицательного из этого не может получиться по определению. Однако на самом деле вся суть вопроса кроется гораздо глубже. Общество, которое и так трудно назвать консолидированным, может получить новый удар, который приведет к даже более очевидному расслоению, чем то, которое имеет место быть сегодня.
Вся закавыка вопроса с переименованием заключается в том, что люди должны будут совершить выбор, который оппонентами мгновенно будет расценен как неприемлемый. Поставить галочку в бюллетене напротив названия «Волгоград» будет расценено людьми, позиционирующими себя сторонниками возрождения величия страны, как проявление неуважения к бойцам, павшим в ходе Сталинградской битвы, перевернувшей ход большой войны.
Высказаться же за название «Сталинград» – значит, закрыть глаза на тех людей, которые испытали на себе тяготы сталинских репрессий. Выбор в таком случае фактически сведется к поиску исторической справедливости, что нашу страну, как, в принципе, и любую другую может привести к тотальному расколу. Нужно ли сегодня играть с этим? Вопрос, скорее, риторический.
Однако если все эти тонкие, скажем так, душевные настройки не всегда дают повод осознать, какую же позицию занимать в столь щепетильном вопросе, то стоит коснуться вещей более приземленных.
Попытаемся отойти от мыслей о расколе общества, а взглянем на идею о переименовании города Волгограда в Сталинград с обывательской точки зрения. Что называется, без пафоса и надрыва.
Начнем с доводов о том, зачем вообще было предложена идея референдума о переименовании и к чему позитивному переименование может привести. Очевидно, что сторонники проведения такого референдума не задумывались о том, что сама постановка такого вопроса приведет к возможному глубокого разобщению, а значит, руководствовались сугубо позитивными соображениями.
Итак, представим себе, что референдум был проведен, и большинство опрошенных высказались за «Сталинград». Позитив здесь заключается в том, что граждане вроде как особое внимание проявили к памяти тех людей (наших предков), которые ценой своих жизней отстояли независимость и, разгромив фашизм, подарили свободу всему миру. Подвиг Народа после этого увековечивается не только в исторических очерках, сооружениях, монументах, но и в названии миллионного города на берегах Волги. Теоретически переименование может привлечь дополнительное число туристов (в том числе, и иностранных), которые своими глазами захотят увидеть табличку «Сталинград» на въезде в город.
Теперь взглянем на ту же ситуацию с другой стороны. Те же самые туристы, въезжающие в город, видят табличку «Сталинград» и, да простят меня жители современного Волгограда, попадают передними колесами своего автомобиля в дорожную яму глубиной никак не менее 30 см. Иностранцы вполне могут счесть, что для большей исторической достоверности местные власти даже дороги решили не трогать со времен Сталинградской битвы… Но вот наши соотечественники вряд ли спишут всё исключительно на историческое соответствие… При этом про себя тихо (или вовсе даже не про себя и вполне себе громко) подумают, что чем менять названия города на табличках, вывесках, печатях и документах, мэрия лучше бы выделила потенциально затраченные миллиарды на ремонт тех самых городских дорог, от которых сегодня российские автомобили страдают ничуть не меньше немецких…
Ладно, дороги, ладно, вывески… Проезжая по новому Сталинграду дальше, взгляду представятся такие заведения как «Макдональдс», «Клуб тантрического секса» и сауна «Ева», которые, согласитесь, несколько не впишутся в концепцию города с таким названием как Сталинград. Да и сам человек, в честь которого в свое время был назван город, мягко говоря, был бы разочарован, фактом наличия перечисленных заведений. При этом не совсем понятно, будут ли власти Волгограда в случае переименования вынуждены избавить город от саун, стриптиз-клубов и служб секса по телефону… Очевидно, что сегодня на такое не пойдет ни один мэр. Даже тот, который будет трижды заявлять, что он собирается возродить величие города и напомнить о подвиге предков. А как же после переименования Волгограда в Сталинград местные чиновники будут летать чартером на отдых в Италию?.. Явный диссонанс с названием города прослеживаться будет. Отец народов бы не одобрил…
Говорите, уволить чиновников и найти честных, которые возродят клубы авиаторов, юных техников, спортсменов, построят новые заводы и перестанут изымать из бюджета плохо лежащие в нем средства? Так где ж таких нынче возьмешь... Даже в этом деле бабло победит и память о предках, и все самые красивые слова о возрождении исторической памяти и справедливости – как это ни печально…
Многие скажут: а ведь на самом-то деле нет никакого диссонанса. Ведь в современном Волгограде, как и в десятках других российских городов, есть, к примеру, Ленинский проспект, что не многих смущает. И на этом проспекте можно найти сколько угодно заведений, от наличия которых у вождя мирового пролетариата проявилась бы, как минимум, аллергия…
И действительно, получается, что диссонанса как бы нет. Он вроде и есть, но вот как бы – нет… Оказывается, у нас, прикрываясь заботой о памяти предков, можно выкупать целые исторические усадьбы и устраивать там те самые клубы «интимной медитации», можно выигрывать конкурс на лучший символ города, отражающий его историческое лицо, и предлагать публике скульптурную композицию в виде большого жестяного лаптя в стилизованном навозе, цена которой (композиции) сопоставима с годовым доходом пенсионеров целого района. А можно переименовывать города, но забывать справиться в них со мздоимством и чиновничьей инертностью…
И ведь всё это выставляется как проявление заботы об исторической справедливости. Нет! Никакая эта не забота, а настоящее гримасничанье – над памятью сотен тысяч погибших воинов, над памятью умерших от голода детей. Не забота это, а кажущаяся хорошей мина при плохой игре.
Переименовать-то можно, и многие скажут, что нужно, но только отнюдь не в этом заключается патриотизм. Не в этом…
Отдельно взятый человек про себя может думать, что вот он-то точно ни к одному из упомянутых лагерей не относится, а является представителей «золотой» середины, сохраняющей всегда и везде относительный нейтралитет, однако не тут то было. За него (человека) уже идет непримиримая борьба, в результате которой, хочет он того или нет, «нейтральный» рано или поздно окажется по одну из сторон выстраиваемых общественных баррикад. С одной стороны такое положение вещей представляется общественной нормой, когда у каждого может быть альтернативная точка зрения на тот или иной предмет, факт, событие, но есть здесь и другая сторона медали. Заключается она в том, что представителям российского общества не всегда дают возможность высказать свое мнение по поводу определенного общественного явления. Обычно в этом случае появляется некий персонаж, который выражает своё «непоколебимое» мнение, а дальше граждане должны определяться, с какой стороны это мнение нужно поддерживать.
Все мы хорошо помним историю со скандально известной группой Pussy Riot. После нашумевшего выступления этих девиц в главном православном храме России разразилась горячая дискуссия в стиле «сажать не сажать». Одни с пеной у рта доказывали, что девушки ничего противоправного не совершили, а их, с позволения сказать, выступление – это лишь намек на масленичные гулянья, а власть – узурпатор и кровопийца – путает гулянья с криминалом. Другие решили, что певуний нужно срочно поставить к стенке и выпустить в них не меньше десятка серебряных пуль в каждую. Обе этих радикальных точки зрения со временем привели к тому, что заурядная и даже не вполне музыкальная группа фактически превратилась в то самое яблоко раздора, из-за которого люди готовы были с кулаками кидаться друг на друга. И ведь далеко не у каждого включался разум с целью остановиться и осознать, что на самом-то деле вся эта шумиха вокруг PR яйца выеденного не стоит, что кто-то просто использует горе-«оппозиционерок», чтобы решать задачи по дифференциации общества на хороших и плохих, правильных и неправильных, современных и ретроградов.
Однако колесо уже было запущено: Pussy Riot, «акт Магнитского», «закон Димы Яковлева» и далее по списку. Градус общественного накала порой доходил до таких значений, что становилось очевидно: с нашим обществом решили затеять весьма сомнительную игру. Причем «застрельщики» появлялись по обе стороны барьера и норовили подкинуть друг другу очередной «сюрприз», который способен привести к новой конфронтации.
Очередная идея проверки россиян на стрессоустойчивость выразилась в том, чтобы провести референдум с вопросом о переименовании Волгограда в Сталинград. При этом люди, предложившие такую идею, а среди них было и третье лицо государства - Валентина Матвиенко – очевидно, понимали, что такой вопрос снова заставит россиян ломать копья.
Кто-то скажет: а что, собственно, плохого? Ведь нам с вами может быть предложено участие в процессе, который считается высшей точкой демократии – в плебисците, а это значит, что ничего отрицательного из этого не может получиться по определению. Однако на самом деле вся суть вопроса кроется гораздо глубже. Общество, которое и так трудно назвать консолидированным, может получить новый удар, который приведет к даже более очевидному расслоению, чем то, которое имеет место быть сегодня.
Вся закавыка вопроса с переименованием заключается в том, что люди должны будут совершить выбор, который оппонентами мгновенно будет расценен как неприемлемый. Поставить галочку в бюллетене напротив названия «Волгоград» будет расценено людьми, позиционирующими себя сторонниками возрождения величия страны, как проявление неуважения к бойцам, павшим в ходе Сталинградской битвы, перевернувшей ход большой войны.
Высказаться же за название «Сталинград» – значит, закрыть глаза на тех людей, которые испытали на себе тяготы сталинских репрессий. Выбор в таком случае фактически сведется к поиску исторической справедливости, что нашу страну, как, в принципе, и любую другую может привести к тотальному расколу. Нужно ли сегодня играть с этим? Вопрос, скорее, риторический.
Однако если все эти тонкие, скажем так, душевные настройки не всегда дают повод осознать, какую же позицию занимать в столь щепетильном вопросе, то стоит коснуться вещей более приземленных.
Попытаемся отойти от мыслей о расколе общества, а взглянем на идею о переименовании города Волгограда в Сталинград с обывательской точки зрения. Что называется, без пафоса и надрыва.
Начнем с доводов о том, зачем вообще было предложена идея референдума о переименовании и к чему позитивному переименование может привести. Очевидно, что сторонники проведения такого референдума не задумывались о том, что сама постановка такого вопроса приведет к возможному глубокого разобщению, а значит, руководствовались сугубо позитивными соображениями.
Итак, представим себе, что референдум был проведен, и большинство опрошенных высказались за «Сталинград». Позитив здесь заключается в том, что граждане вроде как особое внимание проявили к памяти тех людей (наших предков), которые ценой своих жизней отстояли независимость и, разгромив фашизм, подарили свободу всему миру. Подвиг Народа после этого увековечивается не только в исторических очерках, сооружениях, монументах, но и в названии миллионного города на берегах Волги. Теоретически переименование может привлечь дополнительное число туристов (в том числе, и иностранных), которые своими глазами захотят увидеть табличку «Сталинград» на въезде в город.
Теперь взглянем на ту же ситуацию с другой стороны. Те же самые туристы, въезжающие в город, видят табличку «Сталинград» и, да простят меня жители современного Волгограда, попадают передними колесами своего автомобиля в дорожную яму глубиной никак не менее 30 см. Иностранцы вполне могут счесть, что для большей исторической достоверности местные власти даже дороги решили не трогать со времен Сталинградской битвы… Но вот наши соотечественники вряд ли спишут всё исключительно на историческое соответствие… При этом про себя тихо (или вовсе даже не про себя и вполне себе громко) подумают, что чем менять названия города на табличках, вывесках, печатях и документах, мэрия лучше бы выделила потенциально затраченные миллиарды на ремонт тех самых городских дорог, от которых сегодня российские автомобили страдают ничуть не меньше немецких…
Ладно, дороги, ладно, вывески… Проезжая по новому Сталинграду дальше, взгляду представятся такие заведения как «Макдональдс», «Клуб тантрического секса» и сауна «Ева», которые, согласитесь, несколько не впишутся в концепцию города с таким названием как Сталинград. Да и сам человек, в честь которого в свое время был назван город, мягко говоря, был бы разочарован, фактом наличия перечисленных заведений. При этом не совсем понятно, будут ли власти Волгограда в случае переименования вынуждены избавить город от саун, стриптиз-клубов и служб секса по телефону… Очевидно, что сегодня на такое не пойдет ни один мэр. Даже тот, который будет трижды заявлять, что он собирается возродить величие города и напомнить о подвиге предков. А как же после переименования Волгограда в Сталинград местные чиновники будут летать чартером на отдых в Италию?.. Явный диссонанс с названием города прослеживаться будет. Отец народов бы не одобрил…
Говорите, уволить чиновников и найти честных, которые возродят клубы авиаторов, юных техников, спортсменов, построят новые заводы и перестанут изымать из бюджета плохо лежащие в нем средства? Так где ж таких нынче возьмешь... Даже в этом деле бабло победит и память о предках, и все самые красивые слова о возрождении исторической памяти и справедливости – как это ни печально…
Многие скажут: а ведь на самом-то деле нет никакого диссонанса. Ведь в современном Волгограде, как и в десятках других российских городов, есть, к примеру, Ленинский проспект, что не многих смущает. И на этом проспекте можно найти сколько угодно заведений, от наличия которых у вождя мирового пролетариата проявилась бы, как минимум, аллергия…
И действительно, получается, что диссонанса как бы нет. Он вроде и есть, но вот как бы – нет… Оказывается, у нас, прикрываясь заботой о памяти предков, можно выкупать целые исторические усадьбы и устраивать там те самые клубы «интимной медитации», можно выигрывать конкурс на лучший символ города, отражающий его историческое лицо, и предлагать публике скульптурную композицию в виде большого жестяного лаптя в стилизованном навозе, цена которой (композиции) сопоставима с годовым доходом пенсионеров целого района. А можно переименовывать города, но забывать справиться в них со мздоимством и чиновничьей инертностью…
И ведь всё это выставляется как проявление заботы об исторической справедливости. Нет! Никакая эта не забота, а настоящее гримасничанье – над памятью сотен тысяч погибших воинов, над памятью умерших от голода детей. Не забота это, а кажущаяся хорошей мина при плохой игре.
Переименовать-то можно, и многие скажут, что нужно, но только отнюдь не в этом заключается патриотизм. Не в этом…