ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > «Новая индустриализация» – путь к современной промышленности
«Новая индустриализация» – путь к современной промышленности5-02-2013, 14:30. Разместил: VP |
14–16 февраля в Красноярске уже в десятый раз пройдет экономический форум. В рамках его насыщенной программы запланированы дискуссии по наиболее актуальным проблемам развития российской экономики. Ожидается участие в форуме президента Торгово-промышленной палаты России Сергея Катырина. Одним из важнейших вопросов, поднятых на форуме, должны стать приоритеты российской промышленной политики. В экспертно-аналитическом отделе Центра по связям с общественностью и СМИ ТПП РФ указывают, что ключевыми документами, определившими политику государства в сфере развития промышленного потенциала, стали президентский указ от 7 мая 2012 года «О долгосрочной государственной экономической политике», а также отраслевые стратегические документы, связанные с положениями Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Одним из таких базовых документов является утвержденная 27 декабря 2012 года премьер-министром Дмитрием Медведевым государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», которая рассчитана на период до 2020 года. Программа призвана решить задачи политики «новой индустриализации», поставленные президентом страны Владимиром Путиным. Несмотря на то, что факт разработки и принятия такой программы весьма значим, сама программа вызвала неоднозначную реакцию в экспертных кругах. Критики указывают, что она не дает четких ответов на ключевой вопрос – за счет чего и каким образом будет обеспечена конкурентоспособность российской промышленности, в ней не уделяется внимание решению кадровых проблем. По мнению ряда экспертов, программа в незначительной степени учитывает интересы бизнеса, которые касаются развития промышленных иновационно-активных предприятий, прежде всего малых и средних. Кроме того, программа, рассчитанная до 2020 года, охватывает всего 16 отраслей экономики, которые в совокупности дают лишь 5,5% ВВП. Впрочем, специалисты системы торгово-промышленных палат России по этому поводу придерживаются другого мнения. Оно не сводится к требованиям немедленной коррекции документа, хотя определенные доработки, безусловно, необходимы. Но уже само наличие такой программы предполагает возможность реагирования на изменяющиеся условия в ходе ее реализации. Поэтому сейчас, считают эксперты ТПП, в большей степени необходима разработка доктрины промышленной политики. В этом документе предполагается сформировать понятийный аппарат, в котором будут даны определения промышленной политики, промышленной деятельности, промышленного производства и ряда других понятий, непосредственно связанных с промышленностью. Было бы целесообразно предусмотреть формы, условия и порядок поддержки субъектов промышленной деятельности. Она должна включать в себя финансовую, имущественную, информационную и консультационную поддержку таких субъектов, поддержку в области инноваций, в сфере внешнеэкономической деятельности. Здесь же могут быть раскрыты и вопросы кадрового обеспечения промышленности. Конечно, часть из положений уже реализована в разных программах, но доктрина должна стать именно тем стержнем, который объединит все отрасли отечественной промышленности. Отдельно стоит остановиться на финансовом аспекте реализации политики «новой индустриализации», вопросах финансирования реального сектора. Чрезвычайно дорогие и короткие кредиты, дорогой и неудобный рынок облигаций, крайне узкий набор инструментов для финансирования реального бизнеса – все эти хронические проблемы не решаются уже много лет. Так, стоимость рыночных кредитных ресурсов сегодня для ключевых отраслей, обеспечивающих индустриализацию – машиностроения и строительства, – выше нормы рентабельности. Кредитование развития фактически выключено из экономического механизма. Механизм рефинансирования фактически не работает, поддерживает только короткую ликвидность банков, но не транслирует ее в сторону реального сектора экономики. Для реализации политики «новой индустриализации» было бы правильным внести изменения в действующие механизмы финансово-кредитной политики. Представляется важным, чтобы первый поток денег через механизм рефинансирования направлялся в коммерческие банки с регулированием ставки рефинансирования, которая в нынешних условиях не должна превышать 4% годовых. Второй поток – длинные (на 10–15 лет) кредиты институтов развития под 2% годовых – мог бы уходить в проекты развития инфраструктуры, соответствующие новому технологическому укладу. Это в свою очередь потребует принятия целого ряда мер, обеспечивающих эффективность использования средств. Например, необходимость убедиться в том, что деньги доходят до реального сектора, потребует создания определенной системы обратной связи. Без системы стратегического планирования нельзя быть уверенным в том, что деньги вкладываются именно в перспективные направления, а не в промышленность вообще. Возможно, потребуется ужесточение валютного регулирования и трансграничных взаимоотношений для того, чтобы средства попросту не переводились за рубеж. Опыт масштабного применения рефинансирования во время кризиса 2008 года показал, что большая часть из 2 трлн рублей, напечатанных ЦБ под спасение банковской системы, не дошла до реального сектора, а ушла в валютные спекуляции.
Подготовил Станислав Козак, Вернуться назад |