Католической церкви не раз приходилось возрождаться после разрушительных и эпохальных событий. Среди них - жестокое разграбление Рима в 1527 году. Как пишут Массимо Фирпо и Фабрицио Биферали в книге «Лодка Петра. Искусство Пап в шестнадцатом веке» («Navicula Petri. L’arte dei Papi del Cinquecento»), это событие, полное пророческого и эсхатологического значения, вынудило Святой Престол заняться поиском новых путей, как для того, чтобы подавить все более распространяющиеся ереси, так и для преодоления с помощью реформ.глубокой дискредитации, характерной для римской церкви того периода. Вскоре открылся Тридентский собор, который продолжался не одно десятилетие и сопровождался острыми внутренними конфликтами. В результате началась Контрреформация и восторжествовала инквизиция. Символом церкви, ее спасительной роли, а также бури, обрушившейся на церковь в те годы, стала лодка Петра, которого Христос спас во время шторма. Итак, лодка Петра уворачивается от гигантских волн, чтобы проложить новые пути и преодолеть кризисы, которые периодически грозят уничтожить церковь.
Ясно, конечно, что в настоящее время церкви не грозит вторая атака, подобная той, что была предпринята в 1527 году войском ландскнехтов, состоявшим на службе у императора Карла V Габсбурга, но угрозу для нее представляет «повсеместно господствующий агностицизм». О нем недавно говорил Папа, заявив, что «догмы агностицизма крайне нетерпимы ко всему, что подвергает сомнению его критерии». В каком-то смысле Петру необходимо вновь расправить паруса и в очередной раз выйти в море. Во времена понтификата Папы Войтылы границы этого моря определялись возможностями достигнуь их с помощью международных и межконтинентальных перелетов «Папы-миссионера». Сегодня море остается все тем же, но изменились средства плавания по нему. Теперь это не комфортабельные лайнеры, специально оборудованные в честь Римского Понтифика, а социальная сеть, посещаемая широкими массами мирового населения: Twitter.
«Новый пользователь социальной сети Twitter вступил на землю виртуального континента», - сказал пресс-секретарь Папы отец Федерико Ломбарди в симпатичном комментарии, далеком от обычных канонов.
«Некоторые жители континента сказали: «Кто этот чужак? В этой области только мы знаем, что и как нужно говорить». И они посмеялись над ним и повернулись к нему спиной. Другие жители сказали: «Интересно и увлекательно! Посмотрим, будет ли у него больше последователей, чем у других очень важных людей, - актеров или футболистов». Они сделали ставки, но не думали о том, что говорили, и вскоре потеряли интерес к этому вопросу. Третьи сказали: «Хорошо. Есть некто, кто хочет сообщить нам вещи, важные для каждого из нас. Будем внимательны к сказанному и увиденному и расскажем об этом нашим друзьям». Беседа принесла плоды, и число собеседников увеличилось до тридцати, до шестидесяти, до ста... Имеющий уши, да услышит». Разумеется, в число тех, кто должен услышать, входят различные критики Бенедикта XVI, ставшего пользователем Twitter. Лодка Петра подняла якорь и пустилась в плавание по свету, в котором есть масса плохих и хороших вещей, но который, конечно, не является земным раем.
Ломбарди говорит: «140 символов, содержащихся в одном сообщении, это немало. В большинстве строф Евангелия их содержится даже меньше, заповеди блаженств намного короче. Лаконичность не повредит. Мы давно знаем, что услышанное утром слово Христа, хранимое в голове и в сердце, помогает прожить целый день... или всю жизнь. Но нужно понимать, почему важно это слово, откуда оно пришло и к кому обращено, в каких жизненных обстоятельствах обретает свой смысл. Итак, послание само по себе и автоматически не дает опору в жизни. Нельзя рассчитывать на то, что оно будет встречено с энтузиазмом, но и нельзя считать, что оно будет отвергнуто. Если семя падает на каменистую почву или среди терний негативных предрассудков, то оно умирает, а если попадает на благодатную почву, то приносит свои умножающиеся плоды. Естественно, мир нельзя спасти через социальную сеть, но среди миллиарда католиков и семи миллиардов жителей планеты найдутся несколько миллионов человек, которые ощутят близость Папы, услышат его мудрые слова, сохранят их в голове и в сердце и разделят с другими друзьями в Twitter. Это новая роль Евангелия».
С пятницы через социальную сеть ведется кампания защиты некоторых ценностей. «Я с теми, кто борется за жизнь. Я молюсь, чтобы политические лидеры выступили в защиту детей, которые должны родиться, чтобы они продвигали культуру жизни», - говорится во вчерашнем послании Папы в сети. Итак, в сети можно цитировать не только Библию или Евангелие, но и вести борьбу в защиту жизни, поддерживая протестующих (March for Life), которые только что в Вашингтоне напомнили о сороковой годовщине решения Верховного Суда США относительно законности абортов (процесс Роу против Уэйда, закончившийся 22 января 1973 года).
«Папа нам ответит? - спрашивает Фьорелло и добавляет, - Полны небеса и земля славы Твоей, осанна в вышних». Может быть, и ему ответ @pontifex — этот эккаунт был выбран Бенедиктом XVI - принес бы пользу и некоторое число новых последователей, хотя он, кажется, в этом не нуждается Действительно, не прошло и 24-х часов с момента первого послания Папы в декабре, а с его эккаунтом уже соединились миллион семьсот тысяч пользователей. «Это явление планетарного масштаба. Оно вызвало интерес, внимание и простое любопытство, никого не оставив равнодушным», - прокомменировало Радио Ватикана. Директор газеты «Corriere della Sera» Ферруччо де Бортоли сказал Радио Ватикана: «Папа в Twitter — это величайшее проявление смелости, потому что социальные сети — это неизвестная земля. Это все равно, как если бы Папа вдруг решил смешаться с толпой обычных людей, рискуя помимо проявления большой любви и внимания столкнуться и с определенной опасностью». Действительно, среди пользователей Twitter есть и такие, кто оскорбляет Папу. Де Бортоли говорит: «Это так, но шутники и обидчики все равно становятся участниками. Это все равно, как если бы в евангельском повествовании, длящемся не одно столетие, Папе было зарезервировано местечко. Итак, все это является частью апостольского служения и миссии церкви». Лучия Аннунциата считает, что критика Папы, ставшего пользователем Twitter, является проявлением сопротивления элиты цифровой революции. По мнению бывшего президента телерадиокомпании Италии (RAI), ставшей сегодня директором сайта Huffington Post, «нужно побороть это сопротивление к переменам».
Несколько дней тому назад Бенедикт XVI написал первое послание на латыни @Pontifex_ln. Это девятый по счету язык, используемый Папой после английского, испанского, итальянского, французского, немецкого, португальского, польского и арабского. В нем Папа дает определение Twitter как «общественной странице краткого красноречия». В своем первом послании на латыни он пишет: «Tuus adventus in paginam publicam Summi Pontificis Benedicti XVI breviloquentis optatissimus est», то есть — «Мы с большим удовольствием приветствуем ваше посещение официальной страницы Верховного Понтифика Бенедикта XVI в Twitter». «Это послание не может оставить меня равнодушным и объективным наблюдателем, потому что я являюсь пылким сторонником распространения латинского языка. Латынь прекрасно вписывается в новые социальные сети, еще больше, чем английский язык», - сказал газете «Osservatore Romano» Манлио Симонетти, академик Национальной академии деи Линчеи, один из наиболее выдающихся итальянских ученых в области истории христианства и древней христианской литературы.Того же мнения придерживается и салезианец дон Роберто Спатаро, секретарь новой Папской академии латинского языка: «Twitter предполагает быстрый обмен мнениями. Сказанное по-английски «the corruption of the best one is horrible» на латыни можно выразить тремя словами «Corruptio optimi pessima». Латинский язык помогает точному и быстрому мышлению. Это язык науки, знания и веры».
Конечно, не все золото в мире Twitter. Не все блестит. Помимо проблесков света много и мрака. Это совершенно неизвестное море, часто враждебное. Поскольку любой может написать все, что в голову взбредет, то Папе не избежать насмешек и оскорблений. Есть и еще один минус, который нельзя недооценивать. Он касается большинства священников, особенно кардиналов и епископов, которые пользуются Twitter. Факт тот, что не они сами пишут в Twitter. То же самое относится и к Папе. Правда, что Папа просматривает тексты, как говорит Клаудио Мария Челли, председатель Папского совета по массовым коммуникациям. Папа читает послания до их размещения в Twitter. То же самое касается и его речей. «Некоторые он пишет своей рукой, в других выражены его мысли. Ратцингер всегда все читает и правит. Во время своих речей он иногда откладывает тексты в сторону и говорит своими словами. Это его стиль, его привычка», - объясняет Челли Tgcom24. Но во всяком случае его присутствие осуществляется через посредников-помощников, и это чувствуется. Попробуйте начать с ним диалог. Он вам не ответит. Точно так же ведет себя большинство епископов и кардиналов, которые в сети придерживаются техники «доминирующего самца». Они доминируют на сцене, никому не отвечая. Это законный выбор в том смысле, что правила разрешают пользователям Twitter вести себя так, как им вздумается, но все-таки трудно понять, зачем быть пользователем социальной сети, если ни с кем при этом не общаться. В эккаунте Pontifex нет хэштегов или ссылок, а также связей со средствами массовой информации.
В этом свете эккаунт Папы скорее представляется амвоном, хотя с него и произносятся проповеди перед всем миром. В блоге Liquid справедливо написано: «Показателен в этом смысле комментарий, появившийся несколько дней тому назад в газете «Osservatore Romano», в котором подчеркивается, что Папа будто бы имел больше откликов, чем Джастин Бибер. Следовательно, размер аудитории и число откликов становятся для Ватикана мерилом успеха собственного присутствия в Twitter, даже если это означает тягаться в популярности с персонажами, которые не имеют ничего общего с религией. Эти чисто количественные единицы измерения мало сочетаются с целями христианства или любой другой религии, которые должны измерять свой успех на качественной основе, то есть тем, насколько верующие соблюдают предписания церкви. Применяя такие единицах измерения и учитывая тот факт, что в мире насчитывается два миллиарда христиан, многие из которых являются потенциальными последователями, можно сказать, что Ватикану нравятся легкие победы».
Пока мы не знаем, станет ли присутствие папы в Twitter большой победой или «эпическим провалом». «По моему мнению, Ватикан совершил, по крайней мере, три грубые ошибки в деле коммуникации», - сказал Кавакуми (Давид по-японски), эксперт по цифровому маркетингу, социальным сетям, бизнес-блогам, поисковому анализу в интернете и новым необычным технологиям маркетинга. Он перечисляет их, начиная с самого важного: «Во-первых, выбор создания сети эккаунтов вместо единого многоязыкового эккаунта увеличивает опасность появления фальшивых эккаунтов и атак хакеров, запутывает пользователей, затрудняет общение и ведет к хаосу. Во-вторых, эккаунт был открыт за много дней до появления первого твита (к тому же он был объявлен и запрограммирован так, как будто это часовая бомба). Возможно, это было сделано со стратегической целью прозондировать почву до начала выхода в сеть. Но этот выбор противоречит динамике Twitter (двустороннее, а не одностороннее общение, взаимодействие, дискуссии). В-третьих, не было четкого разъяснения (сознательно это было сделано или нет, я не знаю), что эккаунты относятся к Ватикану, а не к Папе Бенедикту XVI как к персоне. Более того, эти эккаунты и не могут быть другими, кроме как официальными эккаунтами Ватикана, а не личными эккаунтами Пап. Например, Барак Обама при том, что за его спиной стоит множество сотрудников, научил нас, что личное участие в Twitter и других социальных сетях, когда это возможно, - это побеждающая тактика, которая очень привлекает пользователей. Эта операция может иметь обратный эффект, то есть оттолкнуть пользователей, так как может показаться чистой операцией маркетинга».Но критику - в сторону, так как насколько будет полезно церкви участие Папы в Twitter, поймут наши потомки.
Остается необыкновенный факт, объясненный в «@pontifex #faiunadomandaalpapa» (@pontifex #fзадайвопроспапе) Анджело Ди Рете, эксперта по комуникациям 2.0, одного из пионеров twitter-сатиры. Он живет, не расставаясь с компьютером, питается через зонд, соединенный с кухней, чтобы не потерять ни одного мгновения в ходе фантастической эволюции сети и ни одной из ее бесконечных возможностей. С приходом папы в Twitter рождается новый литературный жанр: twitter-сатира типа: @pontifex, это правда, что ты хорошо читаешь проповеди, а Ратцингер плохо? Или: @pontifex, это правда, что вы тоже входите в ватиканскую таверну, напевая парапонципонципо?» И наконец: «@pontifex, разве вместо всех этих писем к коринфянам нельзя было послать одну открытку?»
Оригинал публикации: Twitter in the church