ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Претензии второго срока
Претензии второго срока27-01-2013, 22:49. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Претензии второго срока
Дмитрий ГАЛКИН
На своей второй инаугурации Барак Обама произнес речь, в которой попытался убедить соотечественников в том, что на их глазах начинается новый период американской истории. Все, кто следит за деятельностью американского президента, понимали, что он не ограничится благодарностью своим сторонникам и обещанием сделать жизнь лучше. Но вряд ли можно было ожидать, что он попытается наметить курс развития страны на несколько лет (а то и десятилетий) вперед.
Показательно, что для своей инаугурации Обама выбрал не традиционное 20 января, а 21-е — национальный праздник, День Мартина Лютера Кинга. При этом обращался он не к сторонникам, а скорее к противникам — к тем консервативно настроенным белым американцам, которые проголосовали на выборах за Митта Ромни.
По сути дела инаугурационная речь президента представляла собой причудливое сочетание леволиберальных призывов с традиционалистской и консервативной риторикой, рассчитанной на белых протестантов.
Обама говорил о том, что государство должно вкладывать средства в образование и здравоохранение, открывая беднейшим слоям общества доступ к социальным благам. Но при этом он настойчиво убеждал слушателей в том, что это не противоречит принципу личной ответственности за собственную судьбу, который представляет особую важность для американских консерваторов.
Президент неоднократно подчеркивал, что государство должно помогать модернизации экономики, поддерживать научные исследования, создавать новые рабочие места и благоприятные условия для современных отраслей производства. Но государственное вмешательство должно быть направлено на сохранение технологического лидерства Америки, которое необходимо для того, чтобы в стране был простор для занятия бизнесом и реализации частной инициативы.
Глава государства твердо выступил за более справедливое распределение общественного богатства, за социальную поддержку бедных и обездоленных. Но главная цель подобной политики состоит в том, чтобы обеспечить моральное лидерство Америки в мире, реализовать заветы отцов-основателей и принципы, заложенные в конституции, укрепить национальное единство, необходимое для того, чтобы американский народ мог выполнить свою историческую миссию.
Вообще темы единства американской нации и ее исторической миссии (которая возложена на американский народ божественной волей) были центральными в президентской речи. Подобная тематика для демократов, мягко говоря, не характерна. Она свойственна скорее республиканцам и конституционалистам, и Обама явно пытался убедить своих противников в том, что принципы социальной справедливости ничуть не противоречат их убеждениям. Более того, политика, направленная на ограничение социального неравенства, естественным образом вытекает из традиционных ценностей и диктуется соображениями здравого смысла.
Президент, по-видимому, опасается, что экономическая ситуация может стать хуже, и его администрации придется в период кризиса наращивать социальные расходы, преодолевая сопротивление республиканцев. Консервативно настроенные белые американцы выступают против увеличения социальных затрат, и Обама призывает их несколько смягчить свои воззрения ради достижения национального единства.
Дело не только в позиции сторонников консервативных взглядов, которые представляют собой пусть и влиятельное, но все же не слишком многочисленное меньшинство. Тем более что по некоторым вопросам социальной политики (прежде всего относительно уровня расходов на здравоохранение) мнение большинства американцев совпадает.
То, что большинство американских граждан выступают против уменьшения государственных затрат на общедоступную медицину, конечно же, облегчает задачу Обамы. Он особо подчеркнул в речи, что Medicare, Medicaid (программы, финансируемые федеральным правительством, призванные обеспечить квалифицированную медицинскую помощь представителям малообеспеченных слоев), а также социальное страхование делают американскую нацию сильнее.
Правда, относительно других направлений социальных расходов подобного единства не наблюдается. Уже вопрос о повышении федеральных расходов на образование (а демократы продвигают идею государственной поддержки университетов и колледжей, снижающих плату за обучение или предоставляющих льготы выходцам из бедных семей) порождает множество споров.
Но главная проблема в том, что сохранить даже нынешний уровень социальных расходов (в том числе затрат на здравоохранение) невозможно, не отыскав дополнительные источники доходов или не сократив финансирование оборонной сферы. Разговоры о том, что уменьшить бюджетный дефицит удастся, повысив налоги, подходят для избирательной кампании, но не имеют никакого отношения к реальной социально-экономической политике.
Даже если Обаме удастся повысить налоговую нагрузку на корпорации и установить новые налоги для богатых, это не позволит получить в полном объеме средства, необходимые для сохранения нынешнего уровня социальных расходов. Кроме того, США вынуждены все больше тратить на обслуживание своих (постоянно растущих) долговых обязательств. Поэтому потребность в новых бюджетных поступлениях будет постоянно увеличиваться.
Безусловно, американские налоги не могут быть высокими, иначе США, несмотря на свою современную инфраструктуру и доступность самых передовых технологий, утратят привлекательность для инвесторов. Подсчитано, что американская экономика может нормально развиваться только в том случае, если получает иностранных инвестиций в объеме, превышающем 2 млрд. долл. в день.
Очевидно, что в нынешней ситуации будет постоянно возрастать потребность в притоке иностранного капитала, помогающего создать новые рабочие места, уменьшить социальные расходы и повысить бюджетные поступления. Для этого необходимо повысить инвестиционную привлекательность Америки. Добиться этого можно, только если США останутся в период глобального кризиса наиболее стабильной экономикой. Очевидно, что в такой ситуации сохранение национального единства становится важнейшей задачей правительства, стремящегося улучшить социально-экономическое положение страны.
Мы должны объединить усилия, действовать как одна нация, как один народ, — настойчиво повторяет президент на протяжении всей инаугурационной речи.
Обама подробно разъясняет, что должно принести Америке национальное единение. По его замыслу, США должны не только успешно пережить «неопределенное будущее» (т. е. глобальный кризис), но и укрепить свои позиции в мире, добавив к военно-политическому доминированию (Обама подчеркнул, что не собирается от него отказываться) и технологическому превосходству еще и моральное лидерство. Соединенные Штаты, по мнению американского президента, должны стать страной, к которой обращают свои взоры не только борцы за свободу в разных уголках мира, но и все униженные и обездоленные. Скорее всего, это означает, что в качестве предлога для давления на противников американская администрация будет использовать не столько обвинения в подавлении политических свобод, сколько проблемы, связанные с социальным неравенством и угнетением. Таким образом, в распоряжении руководства США может появиться новое, чрезвычайно эффективное средство воздействия на неугодные режимы.
Призывы к борьбе за большую политическую свободу могут не получить массовой поддержки в государствах Средней Азии или, скажем, в Китае. Мобилизовать жителей постсоветских государств или стран третьего мира на борьбу за свои социальные права будет значительно проще.
Президент Обама мечтает об укреплении американской промышленной мощи, обеспечившей стране лидерство в ХХ веке (Барак Обама в музее Форда) // daypic.ru
Не стоит забывать, что на развивающиеся страны сегодня приходится значительная часть мировых инвестиций, которые могли бы пойти на укрепление американской экономики или на приобретение долговых обязательств правительства США. Поэтому с экономической точки зрения американской администрации выгодно не только сохранить стабильность внутри страны, но и создать напряженность в тех регионах (прежде всего в Юго-Восточной Азии), которые сегодня в наибольшей степени притягивают инвесторов.
Обама пообещал, что его администрация будет избегать применения вооруженной силы при достижении своих внешнеполитических целей. Хотя и выразил готовность в случае необходимости защищать американские ценности силой оружия.
Отказ от прямого вооруженного вмешательства (точнее говоря, его существенное сокращение) в общем-то неизбежен в связи с сокращением расходов на оборону. Решение о постепенном снижении военных расходов (с 4,3% до 3% ВВП) уже принято бюджетным комитетом Конгресса. Соответственно повысится значение союзников США, которые, помогая американской администрации решать внешнеполитические задачи, смогли заручиться покровительством Вашингтона для расширения собственной зоны влияния. Пример Турции (и отчасти Польши) показывает, что подобная роль сулит ощутимые геополитические и геоэкономические выгоды.
Как заявил американский президент, главная ставка во внешней политике будет сделана на экономическое и политическое сотрудничество, направленное прежде всего на поддержку демократии.
В речи Барака Обамы были обозначены и регионы, имеющие для США приоритетное значение. Помимо Северной и Южной Америки, это Африка, Азия и Ближний Восток. Показательно, что о Восточной Европе американский президент ничего не сказал. Это не слишком обнадеживающий сигнал для Виктора Януковича. Если США утратят интерес к процессам, идущим на постсоветском пространстве, он останется полностью беззащитным перед давлением со стороны как Германии, так и России, которые пытаются включить Украину в сферу своего влияния. Правда, пока рано делать какие-то прогнозы относительно восточноевропейской политики Обамы. Очевидно, что она во многом будет зависеть от того, как станет развиваться экономическая ситуация в регионе, который рискует сильно пострадать от новой волны глобального кризиса.
Позиции США в мире и перспективы глобального лидерства Америки зависят не столько от конкретных внешнеполитических решений, сколько в социально-экономической ситуации в Соединенных Штатах, от внутренней социальной стабильности, которую не удастся гарантировать, не уменьшив социального неравенства. И с этой точки зрения представляются вполне обоснованными настойчивость и пафос президента, пытающегося подготовить нацию к серьезной корректировке социального кризиса (да еще в условиях острого бюджетного дефицита).
Вот только сумеют ли США под руководством Обамы «ответить на исторический вызов и донести до будущего, остающегося неясным и неопределенным, факел свободы».
Но о своих претензиях на важное место в американской истории Барак Обама уже сообщил.
Данная статья вышла в выпуске №4 (639) 25 – 31 января 2013 г.
Вернуться назад |