ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Председательство Украины в ОБСЕ: возможности и проблемы

Председательство Украины в ОБСЕ: возможности и проблемы


17-01-2013, 09:24. Разместил: VP



Председательство Украины в ОБСЕ: возможности и проблемы

 

В качестве одной из своих первых крупных инициатив в роли нового министра иностранных дел Украины Леонид Кожара указал, что Киев намерен играть активную роль в период своего  председательства в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в 2013 году. Украина официально представит свои приоритеты в Постоянном совете ОБСЕ на этой неделе. Среди них - урегулирование затяжных конфликтов, укрепление контроля над обычными вооружениями, борьба с торговлей людьми, уменьшение воздействия на окружающую среду деятельности, связанной с энергетикой, а также защита прав и основных свобод человека.


Джеймс Джордж Джатрас, Заместитель директора Американского института в Украине для UBR.UA


Все это создает и возможности, и проблемы как для Украины, так и для Кожары лично. В любом случае, успех вполне может быть относительным понятием, во многом зависящим от того, что является "прогрессом" для Украины.

 

Например, в части защиты прав и основных свобод человека вице-президент самой ОБСЕ Вальбурга Габсбург Дуглас осудила как нарушение прав человека отказ в ее просьбе посетить в тюрьме бывшего премьер-министра Украины Юлию Тимошенко в марте прошлого года. Кроме того, в окончательном докладе той же ОБСЕ о парламентских выборах октября 2012 года в Украине было указано, что они "характеризовались отсутствием равных условий, вследствие, прежде всего, применения административного ресурса, отсутствия прозрачности кампании и финансирования партий и отсутствия сбалансированного освещения в СМИ".

 

"Еще несколько лет назад в ОБСЕ было принято выбирать в качестве председательствующих только те страны, которые отвечали минимальному набору требований в отношении прав человека", - сказал руководитель Центра исследований ОБСЕ (CORE) Гамбургского университета Вольфганг Цельнер в интервью Deutsche Welle. Но эта традиция, добавил он, в настоящее время более не соблюдается. Цельнер признает, что Украина вызывает некоторую "нервозность за кулисами".

 

Не менее деликатные вопросы могут ожидать Украину и в части проблем экологии и развития энергетики. С одной стороны, некоторые в США, в том числе недавно покинувший пост бывший председатель сената США по иностранным делам Ричард Лугар, видят разработку месторождений природного газа в Украине и других странах в качестве Deus Ex Machina (“Бога из машины”), способной лишить Москву преимуществ как крупного поставщика энергоресурсов.

 

С другой стороны, никто не может предсказать легкую дорогу разработке новых газовых месторождений где-либо с учетом набирающих силу (и неизбежно поддерживаемых знаменитостями) протестов экологов против технологии “гидроразрыва пласта”.

Каким образом председательство Украины в ОБСЕ может помочь в разрешении таких вопросов - не ясно.

Но основной проблемой для председательства Киева в ОБСЕ станет вопрос так называемых "замороженных конфликтов", таких как нагорно-карабахский, и, имеющий более непосредственное отношение к Украине, -  приднестровский.

 

Интересно то, что Украина начинает с беспрецедентным количеством голосов в рамках так называемого переговорного формата "5 + 2" (Молдавия, Приднестровье, Россия, Украина, ОБСЕ, а также наблюдатели от США и Европейского Союза), когда Киев, представляя себя, также, по крайней мере, формально, выступает от имени ОБСЕ.

 

"У меня вскоре запланирован визит в Республику Молдова в качестве президента ОБСЕ", - отметил Кожара.

 

По его словам, это будет двусторонний визит. "Мы планируем активизировать весь процесс урегулирования в этом регионе, и мы подробно обсуждали этот вопрос сегодня с российской стороной", - рассказал он, имея ввиду свои переговоры с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым.

 

Кожара заявил, что под председательством Киева "мы должны оживить переговоры в рамках существующих форматов и предотвратить эскалацию напряженности". "Разрешение затяжных конфликтов должно оставаться высшим приоритетом для ОБСЕ и всех государств-участников", - подчеркнул он.

 

Следует с удовлетворением отметить, что в Приднестровье все было спокойно после спорных президентских выборов 2011 года, на которых избиратели решительно отправили в отставку давнего авторитарного лидера Игоря Смирнова и избрали Евгения Шевчука из партии "Обновление", который предлагал программу реформ. Подозрения о том, что Шевчука могли готовить под прозападную ориентацию по "оранжевому" образцу, не оправдались.

 

На самом деле, базирующийся в Вашингтоне фонд Jamestown Foundation, который не может рассматриваться как однозначно выступающий против "любой эскалации напряженности", о чем свидетельствует его благодушное отношение к чеченским и иным исламским террористам на Кавказе, отметил с неодобрением визит Шевчука в августе 2012 года в Москву, где он встречался, в частности, с вице-премьером России Дмитрием Рогозиным. Рогозин, который недавно был переназначен в качестве специального представителя Президента России по Приднестровью, появился с Шевчуком перед российским и приднестровским флагами, показанными рядом, и предположил, что любой дрейф Молдовы в сторону объединения с Румынией осложнит усилия по урегулированию приднестровской проблемы.

 

В свою очередь, в июле президент России Владимир Путин заявил, что "после крушения Советского Союза осталось много проблемных точек и Приднестровье является одной из них. Только сам приднестровский народ, народ, живущий в Приднестровье, может определить свою судьбу. А международное сообщество, в том числе Россия, будут к этому выбору относиться с уважением". То, как народ Приднестровья, в котором русские и украинцы вместе составляют большинство, выразит свой выбор в ходе переговоров между Тирасполем и Кишиневом - это вопрос, ответ на который требует такта и терпимости с обеих сторон, а также со стороны сторонних участников, таких как Украина, ОБСЕ и Россия.

 

Готовность Кожары отойти от пассивности, которая в прошлом в значительной степени характеризовала политику Киева по отношению к Приднестровью, и, помочь добиться справедливого, законного и прочного урегулирования, является благоприятным явлением.

 


Вернуться назад