ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Российская техника: Бангладеш и США нуждаются в ней

Российская техника: Бангладеш и США нуждаются в ней


16-01-2013, 13:57. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Российская техника: Бангладеш и США нуждаются в ней

 

  Елена Гладкова

 

Сегодня Владимир Путин проводит встречу с премьер-министром одной из самых густонаселённых стран нашей планеты -- республики Бангладеш, Шейх Хасиной Вазед (на фото слева). В числе главных повесток дня -- обсуждение военно-технического сотрудничества, а именно возможности заключения ряда контрактов на покупку российских вооружений и техники. Об этом сообщил «Интерфаксу»» источник, близкий к «Рособоронэкспорту».

 

Правда, непосредственно в ходе визита подписывать контракты не планируется. А для того, чтобы они состоялись в перспективе, стороны намерены утрясти вопрос с межправительственным кредитом, который Россия может предоставить Бангладеш. Речь идёт о сумме до 1,5 млрд долларов, из них 1 млрд долларов Дакка как раз и собирается потратить на закупку российских вооружений.

 

Детали возможных контрактов пока неизвестны, однако, как рассказал источник, Бангладеш проявляет интерес к российским средствам ПВО, вертолетам и боевой технике Сухопутных войск.

 

Важно, что глава правительства Бангладеш приехала в Россию с официальным визитом первый раз за 40 лет. В 1972 году в Москве был её отец, первый премьер-министр страны, Шейх Муджибур Рахман.

 

На данный момент основным экспортёром бангладешского оружия и военной техники является Китай. Последней крупной сделкой между странами стала покупка Бангладеш в 2011 году 44 китайских танков MBT-200.

 

Понятно, что среди лидеров по скупке российских вооружений Бангладеш не числится (лидеры - Индия, Венесуэла, Вьетнам, Китай, Сирия и др.), да и вряд ли будет, учитывая тот простой факт, что это бедная страна с большой плотностью населения. Россия же для Бангладеш всё-таки является одним из ведущих поставщиков оружия и техники, что несёт для нас не столько экономическую, сколько стратегическую выгоду.

 

Такую позицию в разговоре с «Однако» высказал и Вадим Козюлин, старший научный сотрудник ПИР-центра и директор программы по обычным вооружениям, кандидат политических наук, профессор Академии военных наук:

 

-- Очевидно, что Бангладеш страна небогатая и покупает небольшой объем оружия. На этом рынке конкурируют в основном две страны – Китай и Россия, которые соревнуются за эту территорию. У Китая список достаточно внушительный, например, поставлено порядка 40 китайских самолётов и 8 поставлено из России. Но тогда, когда Китай поставлял модернизированные копии наших старых самолётов Миг-21, Россия поставляла современные Миг-29. Правда, официальная цена сделки была достаточно низкая, если сравнивать с поставками этих самолётов в другие страны. Это объясняется тем, что государство небогатое и очень экономно расходует свой военный бюджет. В основном покупаются артиллерийские системы, танки, БТРы, самые простые ПРО, либо переносные, либо ближнего действия и противокорабельные ракеты.

 

Китайцы на этом рынке уже давно, но, надо отметить, что и Россия тоже не отстаёт. Если посмотреть по перечню наших поставок, то, помимо самолётов Миг-29 и разнообразных вооружений к ним, можно отметить бронетехнику, то есть БТР-80 (были проданы ещё в 2001 году). Дополнительные поставки совершались в 2005 и в 2011 году – очень большое количество, порядка 200 единиц. Также Бангладеш покупал наши вертолёты – Ми-8МТ (правда, всего 3 штуки), и радары для контроля воздушного пространства. Вот пока всё, что Россия поставляла в эту страну. Всё же это достаточно неплохие контракты, если сравнивать с контрактами других государств.

 

На рынке Бангладеш представлены также Украина с поставками запасных частей для китайских танков, Пакистан с противотанковыми ракетами, но это уже не столь существенно в смысле финансовых объёмов.

 

По сравнению с другими странами, Россия твёрдо удерживает если не первое, то второе после Китая место, как по физическому, так и по финансовому объёму. Безусловно, все это довольно скромно по мировым меркам. Все дело в бедности, там, конечно, есть перспективы на добычу газа, но это всё в будущем.

 

Россия проводит, в хорошем смысле, агрессивную политику по экспорту вооружений, по выходу на новые рынки, по удержанию собственных рынков. У российских экспортёров системный, и я бы даже сказал научный подход, то есть они мониторят ситуацию глобально, во всём мире.

 

Поскольку Азиатско-Тихоокеанский регион становится местом пересечения многих интересов, то военно-техническое сотрудничество с Бангладеш приобретает уже стратегическое измерение для России, с учётом того, что там возможна добыча газа. Одна сфера деятельности может поддерживать другую, могут возникать какие-то новые варианты возврата долга. Это очень интересная область, и, видимо, наши серьёзные игроки к ней по-настоящему присматриваются.

 

Напомним, что в декабре 2012 года «Однако» писал о том, что в последние годы РФ стабильно ставит внутренний рекорд по продажам военной техники. В 2005 году оружия было поставлено на 6,1 млрд долларов, в 2006 г. —на 6,4 млрд, в 2007 г. — 7,4 млрд, 2008 г. — 8,35 млрд, 2009 г. — 8,8 млрд, 2010 г. —10,4 млрд, а 2011 г. — 13,2 млрд долларов. Таким образом, за последние 7 лет наращивание экспорта составило примерно 150%. По состоянию на 2011 год Россия была второй страной мира по объёмам военных продаж, уступая только США. Кстати о США.

 

Руководство этой зарубежной страны также, как и Бангладеш, нуждается в российской технической помощи. Президент США Барак Обама (на фото справа) подписал закон, согласно которому партнёрство между государствами в космосе будет продолжено. Таким образом, полномочия NASA по выплатам России за работу на Международной космической станции продлеваются до 31 декабря 2020 года.

 

Напомним, что NASA в настоящий момент для доставки космонавтов на МКС пользуется услугами российских кораблей «Союз».

 

Это связано, во-первых, с закрытием малоудачной программы "Спейс шаттл", а во-вторых -- с экономическими проблемами в США, из-за которых американцы были вынуждены существенно урезать финансирование своей космической отрасли и закрыть собственную программу пилотируемых кораблей «Space Transportation System».

 


Вернуться назад