ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Мнения: Нужна ли детям "Понизовая вольница"?
Мнения: Нужна ли детям "Понизовая вольница"?15-01-2013, 01:14. Разместил: virginiya100 |
Продолжаем обсуждение школьного курса "Сто фильмов"Фото: ИТАР-ТАСС/ Алексей Филиппов
Итак, инициатива Никиты Михалкова ввести в школах курс кинообразования, призванный наряду с уроками литературы формировать эстетические взгляды детей, получила продолжение. На сайтеМинистерства культуры размещен список из ста фильмов, рекомендованных для просмотра в школах.
Об идее спорили. Возникло множество вопросов: где взять столько преподавателей, где добыть техническое оборудование, кто возьмет на себя тиражирование фильмов, найдутся ли для этого немалые средства? Наконец, как "раздвинуть" и без того перегруженное расписание школьников, чтобы найти время для коллективного просмотра картин и для их обсуждения? Чем в этом расписании можно еще пожертвовать, если и так до предела ужаты курсы важнейших дисциплин? Многие вообще полагают, что "навязывание" школьникам фильмов только отвратит их от кино, и пишут о новой затее с нескрываемой иронией. Вопросы резонные. Особенно неясной кажется проблема педагогов: знатоков кино, способных работать с детьми, на все школы не хватит даже в Москве и крупнейших мегаполисах, не говоря о малых городах и поселках. Впрочем, практика показывает: если есть инициативные, творчески мыслящие люди, все становится реальным и без "разнарядок" свыше. Об этом, в частности, говорит публикуемый ниже отклик директора екатеринбургской школы № 16 Любови Безбородько: в этой школе такие занятия уже идут, и учеников они явно интересуют. Рекомендательный список Минкультуры тоже вызывает вопросы. Первый и главный: стоит ли вновь городить барьеры между историей российского и мирового кино? Ведь поначалу в этих пожеланиях имена Феллини или Куросавы фигурировали рядом с именами Эйзенштейна, Ромма или Калатозова. И это правильно: без понимания художественных идей на глобальном уровне нельзя научиться "читать" само это искусство - кино. Нам, правда, обещают подготовить список еще из сотни фильмов - зарубежных. Но тогда проблема реалистичности идеи станет еще острее: двести фильмов - это примерно неделя непрерывного, без сна и отдыха, просмотра, - ее уж точно никто не найдет. В опубликованном списке слишком ощутимо влияние сугубо академического киноведения. Да, конечно, хорошо бы школьникам охватить вниманием все наше кино, от его первых шагов. Да, любопытно посмотреть, с каких азов начиналась анимация. И все-таки включать в список рекомендованных, в ущерб многим шедеврам мирового кино, картины Старевича, Перестиани или даже "Понизовую вольницу" - самую первую в России немую ленту, имеющую чисто музейное значение, - кажется не слишком рациональным. Такой чрезмерно "научный" подход способен засушить идею на корню. Фильмы в списке подобраны скорее по признаку формального "представительства" от течений и имен нашего кинематографа, чем согласно их социальной роли, способности вернуть детям ощущение истории не кино, а - страны и общества. Отлично, если ребята посмотрят "Обыкновенный фашизм" и "Покаяние". Но почему в списке есть "Морозко", - ничем не примечательная киносказка, которую дети и так смотрят по ТВ, но нет, скажем, важнейших для своего времени фильмов уровня "Темы" или "Прошу слова" Глеба Панфилова? И нужно ли для формального знания истории кино обязательно смотреть "Месть кинематографического оператора" или "Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков", но не смотреть, скажем, "Плюмбум" Вадима Абдрашитова - "подростковую" картину, которая со временем становится только актуальнее? И не отвратит ли от Пушкина фильм 1916 года "Пиковая дама", который, хоть он и снят Протазановым, сегодня смотреть трудно даже искушенному любителю раритетов? Такой "историографический" подход кажется наименее плодотворным, если мы хотим учить детей "считывать" с экрана не достоинства монтажа, а общественный посыл, которым рождены лучшие фильмы. Кино здесь не воспринимается как способ осмысления социальных процессов и человеческих отношений. И в этом смысле невероятным представляется тот факт, что в списке полностью отсутствуют современные фильмы. Конечно, школьники и без помощи взрослых успешно и навсегда портят свои вкусы просмотром какого-нибудь "Того самого Карлосона", но хорошо бы, в противовес, показать им "Возвращение" и "Елену " Андрея Звягинцева, и современное прочтение "Бориса Годунова" в фильме Владимира Мирзоева, и картины Алексея Попогребского, и "Искупление" Александра Прошкина, и "Орду" Прошкина-младшего, и "Анну Каренину" Сергея Соловьева... Предлагаемый список, хоть и содержит много важных и необходимых в таком деле названий, страдает формальностью и, я бы сказал, музейностью. В этом собрании фильмов не чувствуется движения никакой мысли, кроме историографической, и нет иного подхода, кроме архивного. Такое ощущение, что его составляли, бесстрастно перебирая карточки каталогов, но без той самой живой любви к живому искусству, научить которой мы надеемся школьников. Опыт
Любовь Безбородько, директор школы № 16, Екатеринбург: Честно говоря, об этой идее я узнала только теперь, когда газета поинтересовалась мнением практиков. Но для меня она не нова: в нашей школе уже идут такие занятия. В этом учебном году мы приняли на работу пять молодых специалистов, и каждому была поставлена задача привнести в школьное образование что-то интересное. И вот педагог курса мировой художественной культуры Анастасия Владимировна Дзех организовала для учащихся 10-11 классов клуб любителей кино. Мы исходим из того, что общеобразовательная школа должна дать именно ОБЩЕЕ образование, т.е. познакомить детей с основами всех наук. Чтобы ребята определились, чем они хотят и могут заниматься в своей профессиональной жизни. А главной задачей, я убеждена, все-таки является воспитание граждан, которые знают историю своей страны, имеют определенный уровень культуры и, как это ни избито звучит, будут честными, отзывчивыми, готовыми прийти на помощь - порядочными людьми. Кино - неотъемлемая часть культуры, и надо учить не только его смотреть, но и видеть "за кадром" суть. И вот, еще до инициативы министерства, Анастасия Владимировна начала учить детей так, как чувствует и понимает культуру, как ее научили педагоги высшей школы, где она готовится к аспирантуре. Ребята смотрят фильмы в школе, ходят в кинотеатры и на выставки, обсуждают, критикуют, спорят - развиваются. Но я считаю, что если такой курс вводить повсеместно, - он должен быть факультативным, чтобы ребята сами решали, нужно ли им это, - именно тогда они к нему потянутся. Техникой сегодня оснащены многие школы, так что база - есть. Но, конечно, все зависит от атмосферы в школе и от личности учителя, который умеет побудить детей к пониманию и самостоятельной оценке окружающего мира - добра и зла, прекрасного и безобразного, главного и второстепенного. Мне очень хочется, чтобы в нашей школе все было именно так. Чтобы дети утром с радостью бежали в школу, а вечером уходили с ожиданием момента, когда снова туда придут. А молодые учителя приходили на работу с удовольствием, потому что знали: их работа нужна обществу, она престижна и достойно оплачиваема. Я все это чувствую сильнее, чем пишу. Но искренне верю, что у нас все получится. Вернуться назад |