ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > Смотреть – ни-ни! Можно только представлять!
Смотреть – ни-ни! Можно только представлять!11-01-2013, 08:10. Разместил: virginiya100 |
Нас заставляют сначала смириться. А потом полюбить тоталитаризмДискуссия о появлении «эсэсовцев» в детском садике, вызвав бурю эмоций, разбилась в результате на несколько независимых дискуссий, каждая из которых, по моему мнению, никакого отношения к данному событию не имеет.
Дискуссия первая – можно ли считать аморальным демонстрацию детям оружия и формы со знаками различия вермахта.
Дискуссия вторая – можно ли считать солдат легиона борцами за независимость Латвии и отвечает ли легион за преступления карателей. Такая мозаика по определению не может быть продуктивной, так как спорящие постоянно хватаются за разные части слона, не имея возможности и даже не стараясь разглядеть его полностью. А дело не отдельно в форме и не отдельно — в оружии. И даже не в отдельном факте появления ряженых эсэсовцев в дошкольном учреждении. И спорить следует не о моральности тех или иных методов дошкольного патриотического воспитания, а совсем о другом… Но сначала – личное мнение о деталях акции (просто чтобы к этому не возвращаться): 1) В демонстрации детям оружия нет ни плохого, ни хорошего. Вся соль в том, какими словами сопровождают эту демонстрацию взрослые и какое собственное – их личное – отношение к оружию демонстрируют. Оружие – это всегда инструмент уничтожения жизни. Гуманной может считаться только та нация, где убийство врага является вынужденным грехом, а не безусловной доблестью. И вот тут как раз у нас первая проблема. Потому что взрослый человек, демонстрирующий детям гранату со словами «это как фейерверк на Новый год» — или дикарь, или душевнобольной, и уж точно — недееспособный, и пускать такого к детям могут только такие же душевнобольные, недееспособные люди. 2) Военная форма никак не противоречит воспитанию нормальных граждан. Но и тут дьявол, как всегда, кроется в мелочах. Уважение к своим вооруженным силам – это нормально. И ни одного слова протеста не прозвучало бы, приди к детям солдаты Латвийской армии… Но проблема в том, что пришедшие были в форме, которой НИКОГДА не было у Национальных вооруженных сил. Воины, носившие эту форму, никогда не присягали на верность Латвии. Мало того, на этой форме нашиты петлицы организации, осужденной международным трибуналом за преступления против человечности. И все ЭТО они со словами «мы — латвийские солдаты» «заряжают» в маленькие головы, обрекая их или на постоянный когнитивный диссонанс, или на отрицание очевидной, уже случившейся истории. Нет, не любовь к родной стране прививают такие агитбригады, потому как символы, которые они используют, к этой стране не имеют никакого отношения. Но зато они имеют отношение к одному из тоталитарных режимов, и позвольте предположить, пропагандируют они именно этот режим, горячими сторонниками которого и являются. И судя по тому, что в латышской части общества ничего похожего на протест не наблюдается, пропагандируют они тоталитаризм более чем успешно. Short background Мы, к сожалению, не уникальны. С начала нового тысячелетия последовательно и неуклонно растет нестабильность всей мировой экономики. Гражданское общество чутко реагирует на эту нестабильность, требуя от правительств действенных мер, обеспечивающих безопасность и предсказуемость. Правительства отвечают последовательным сокращением гражданских свобод и демократических процедур. Кто хочет с этим поспорить, пусть начнет с Джонатана Терли, профессора гражданского права в университете Джорджа Вашингтона. А продолжить можно, посчитав количество репрессивных органов в нашей крошечной стране. Экономические и социальные причины такого тренда мы разбирали не раз, еще раз останавливаться не имеет смысла. На глобальный характер тренда тоже не раз указывали. Повторять не будем. Так что то, что мы видели в детском садике, это не что иное, как частное проявление общей любви нашей доморощенной элиты к тоталитаризму в его самой извращенной ксенофобской форме и активное насаждение как его символов, так и самих принципов сосуществования населения. Нас исподволь приучают любить нойес орднунг В процессе изучения маркетинга меня всегда поражал цинизм процесса продаж, а именно создание и использование поведенческих стереотипов. Качество товара, его необходимость вообще никого не волновало. Главное – выявить «слабое место» покупателя и правильно на него надавить, заставив даже заочно полюбить рекламируемый товар. Кто б тогда мне сказал, что самым востребованным и продаваемым товаром может быть политика и все, что к ней прилагается… Мне уже предметно и не раз доказали, что обыкновенный среднестатистический человек принимает решения скорее эмоционально, чем рационально, а значит мотивируется не аргументами и фактами, а символами и привязанными к ним стереотипами. Война символов идет вовсю. Она выражается в выпячивании и восхвалении одних, запрещении и замалчивании других, а самая главная ее цель — в прививании определенных стереотипов, которые намертво связываются с этими символами и служат в дальнейшем как для распознавания «свой-чужой», так и для провоцирования нужной группы населения на осуществление каких-то действий или наоборот – на воздержание от них. Линия фронта, проходящая через средства массовой информации, эффективно и комплексно задействует телевизор, интернет, прессу и особо нынче популярные экспертные мнения, неведомо кем заказанные и хрен знает кем высказанные. Но символы сами по себе не воюют. Символы являются ОТРАЖЕНИЕМ МИРОВОЗЗРЕНИЯ. А мировоззрение является основой для ПРАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ по утверждению ПРАВИЛЬНЫХ общественных отношений и государственного устройства. Детский сад — нашивки SS — оружие вермахта — ЭТО ВСЁ СИМВОЛЫ. Демонстрация этих символов с соответствующими комментариями — это прививание вполне определенных стереотипов с абсолютно конкретной целью – построение царства чиновничьего абсолютизма, абсолютно свободного от любого, даже самого эфемерного контроля с чьей бы то ни было стороны. Смотрите, какие стереотипы формируются в данном конкретном случае: 1. Аксиома — легионеры боролись за независимость Латвии — рождает стереотип «все, что связано с легионом, было героическим и положительным». 2. Аксиома «все, что связано с легионом, было героическим и положительным» рождает сразу гроздь стереотипов. 2.1. Идеи, за которые воевал легион, были героическими и положительными. 2.2. Союзники легиона – это классные пацаны. 2.3. Враги, с которыми воевал легион, являются историческими и непримиримыми врагами цивилизации. Еще чуть-чуть – и умами масс окончательно завладеет непреклонное желание прильнуть к сильной руке, которая наведет порядок в госуправлении, покончит с коррупцией, даст хоть какую-то надежду и перспективу… ну и заодно выявит, выведет на чистую воду и расправится с теми, кто мешает всему вышеперечисленному. Соответствующие публикации (да здравствует Хозяин) появляются все чаще — и встречают их более чем лояльно. Еще раз оговорюсь — я говорю сейчас не только о Латвии, которая неотделима от глобального мира. Это — тенденции общие, и потому еще более зловещие. Помните, Токаренко написал: «Они пробуют». ОНИ — тоталитаристы, к коим полностью и навсегда относятся наши радикальные как бы патриоты, постоянно пробуют гражданское общество на готовность к твердой руке и понимание необходимости репрессий против неправильных членов общества. А как же без них – убить петуха, чтобы научить обезьяну – святое дело. И если в XIX-XX веках идеологи тоталитаризма предлагали взамен хоть какую-то цель, привлекательную хоть для какой то части населения (построить коммунизм, обеспечить рай для истинных арийцев и прочее и прочее…), то их реинкарнация XXI века, взращенная буйным гедонизмом, ничего другого, кроме попыток мародерства и бесконечного перераспределения чужого труда, пока еще из себя не выдавила. Но сама технология-то работает! Да еще как удачно! Наше гражданское общество — это буриданов осел, у которого уже давно убрали вожделенную морковку из-под носа и засунули сами знаете куда, но он все равно радостно соглашается с любым решением погонщика. А погонщик, уже приватизировав государство, уничтожает последние рудименты своей ответственности перед ослом, нещадно эксплуатируя нестареющую тему внешних и внутренних врагов и лениво сплевывая на головы плебса свои нехитрые постулаты: 1) Никому верить нельзя… мне – можно! 2) Вокруг враги. В том, что тебе так хреново, виноват твой сосед. Хочешь жить лучше? Тогда дай ему по башке. Что, все равно плохо живешь? Значит – слабо дал. 3) Сначала будем делить твое, а потом – каждый свое. 4) За все, что я тут творю, я буду нести политическую ответственность, а ты – материальную, административную, уголовную и т.д… Вернемся к нашему частному случаю Созданные стереотипы в действии: Ивета Кажока: «9 мая в парке Победы происходит не то, что себе представляет латышская часть общества». Такое впечатление, что речь идет о слепых! Смотреть – ни-ни! Можно только представлять. Оказывается, латышская часть общества представляет (но не знает и не пытается узнать), что происходит на соседней улице. Поразительно! Хотя… Почему поразительно? Поразительно это только для демократических рыночных отношений. А для диктатуры (пролетариата, арийской расы, титульной национальности — зачеркнуть ненужное) — это как раз нормально. Очень даже нормально. «Не читал, но осуждаю» — «правильной дорогой идете, товарищи!» ЧТО представляют латыши, пишет еще один вроде как бы местный житель: "Переехав Каменный мост, я попал в нескончаемый поток людей, который двигался к памятнику, — написал Рудзитис в своем блоге на сайте Nozare.Lv. — В голове начали роиться опасения. Что эти перепившие российские прихлебатели со мной сделают?" Видите, как грамотно и четко привиты стереотипы – ВСЕ НЕ НАШИ: а) перепившие; б) российские прихлебатели. Такое впечатление, что люди живут на Луне, а не на соседней улице. От этих стереотипов до психоза и агрессивной паранойи ровно один шаг. А то, что он невозможен – идите расскажите норвежцам, у них будет, что вам возразить. В чем опасность всех этих игр: 1. Любую, даже символическую легализацию тоталитаризма, проявление и легализацию его символов считаю опасным, потому что это проявление создает устойчивую иллюзию: 1.1. что ничего страшного в этом нет (подумаешь — люди считают героями карателей, подумаешь — молодежь приволокла пулемет в школу, подумаешь — нацепила свастику, подумаешь — организуют факельные шествия, подумаешь — разгромила пару лавок, подумаешь — убила парочку «не наших») Я специально показал вам этот тренд в развитии... 1.2. Вторая иллюзия — что тоталитаризм способен решить насущные экономические и социальные проблемы современного общества. 2. Легализация тоталитаризма, его идей и символов как приемлемой идеологии делает появление и размножение брейвиков гарантированной реальностью. Еще раз для непонятливых: тоталитаризм не решает ни одной социально-экономической проблемы, но зато резко увеличивает психоз и паранойю и гарантирует эскалацию насилия. ЧТО ПРОТИВОПОСТАВИТЬ этому апофеозу тоталитарной бюрократической феерии? Единственным противовесом узурпации власти чиновниками и превращению государства в тоталитарную секту является замещение власти бюрократии процедурами прямой демократии, которую хотят в настоящее время превратить в недосягаемую для простых смертных роскошь. Вряд ли какая-либо партия способна встать во главе такого движения. Партия – это всегда пирамида, и вершина ее генетически будет стремиться к концентрации власти в собственных руках. К тому же с пирамидой легко бороться – достаточно запугать или подкупить верхушку, чтобы все тело пирамиды сделать недееспособным. Такого рода преобразования под силу сетевым структурам типа общественных движений, народных фронтов, создаваемых «АД ХОК» (специально для) и рассыпающихся после выполнения поставленной задачи. А задача в условиях тотального царства чиновников – революционная. Прежде всего – законодательно запретить каким бы то ни было государственным органам каким-либо образом ограничивать право граждан на референдум (что сейчас, собственно, и собираются предпринять наши «слуги народа»). И сразу же – обязать государство согласовывать с народом (через обязательную процедуру всеобщего голосования) жизненно важные для страны решения, а именно: — решения о внешних заимствованиях; — решения об инвестициях и финансировании крупных проектов за счет бюджетных средств; — решения о финансировании государственного аппарата; — решения о хранении и расходовании средств социального бюджета; — решения об участии страны в союзах, блоках, военных миссиях и прочих мелких имперских радостях. Надеюсь, коллеги дополнят и конкретизируют представленный мною список. И еще больше надеюсь, что в процессе обсуждения данной инициативы сформируется инициативная группа, которая будет готова взять на себя неблагодарную, но благородную ношу – попытку конституционным способом остановить сползание государства во мрак тоталитаризма. Вместо эпилога: В «Бесах» Достоевского Иван Шатов восклицает, обращаясь к будущему убийце: «Знайте наверно, что все те, которые перестают понимать свой народ и теряют с ним свои связи, тотчас же по мере того теряют и веру отеческую… Вот почему и вы все, и мы все теперь — или гнусные атеисты, или равнодушная, развратная дрянь, и ничего больше!» Великому роману в нынешнем году 140 лет! Вернуться назад |