ОКО ПЛАНЕТЫ > Статьи о политике > ВТО или украинский производитель?
ВТО или украинский производитель?11-01-2013, 07:55. Разместил: VP |
?Фото УП Одним из важнейших событий в сфере внешней торговли в 2012 году стало начало процесса пересмотра условий членства Украины в ВТО.
Апеллируя к 28-й статье ГАТТ, которая позволяет всем странам-членам этой организации раз в три года инициировать пересмотр импортных пошлин, правительство Украины подготовило список из 371 товарных позиций. По официальным данным, в него входят 224 товара, относящиеся к продукции сельского хозяйства и продовольственной промышленности, и 147 видов промышленной продукции. Как отмечал премьер-министр Николай Азаров, в перечень вошли легковые и грузовые автомобили, сельхозтехника, мебель. То есть речь идёт о довольно весомой доле украинского неэнергетического импорта. Эта инициатива, как известно, вызвала неоднозначную реакцию. Двадцать три государства и Европейский союз выразили своё недовольство по этому поводу и порекомендовали Украине снять свое предложение. Действительно, за последние годы количество ограничений в мировой торговле возросло. Вспомним, например, барьеры, которые возводят США на пути поставок ряда китайских товаров или введение утилизационного сбора на автомобили в России. Но ни одна страна в мире не прибегала к таким решительным одномоментным действиям по защите внутреннего рынка. Впрочем, другого выхода у Украины, похоже, не было. Слишком много позиций сдали отечественные переговорщики в 2006-2007 годах, стремясь как можно быстрее организовать вступление Украины в ВТО. И вполне понятно стремление правительства решить спорные вопросы и слабые позиции одним махом, не откладывая их ещё на три года. Однако и в самой Украине движение за пересмотр импортных пошлин не пользуется всеобщей поддержкой. Причём замечания критиков являются идеологическими. Современная глобальная экономика основана на свободе международной торговли. Отступить от этого принципа - значит противопоставить себя общемировым тенденциям. Для многих украинцев, и здесь речь идёт не только о бизнесменах, которые занимаются импортом, вопрос пошлин является довольно болезненным. Любое повышение тарифов - это рост цен на импортную продукцию, которая во многих рыночных нишах или не имеет отечественных аналогов, или побеждает изделия украинских компаний по цене и качеству. Ограничением импорта и повышением цен на него власть искусственно снижает его конкурентоспособность, но не повышает конкурентоспособность внутренних поставщиков, которые часто пользуются этим преимуществом для увеличения стоимости своей продукции и увеличения прибыли за счет потребителей. Так, увеличение пошлины подается как поддержка отечественного производителя, но многие ставят вопрос: стоит ли вообще поддерживать производителя, который не способен выпускать по-настоящему качественную и привлекательную продукцию? Нужно ли ограничивать право украинского потребителя на приобретение подержанной европейской иномарки за те же деньги, что и "Ланос" украинского производства? Стоит ли навязывать отечественным аграриям украинские трактора и комбайны, если за границей можно приобрести более эффективную и многофункциональную технику? Ради чего должен страдать украинский потребитель? Неужели для того, чтобы отечественный олигарх, владеющий предприятием, защищённым государством от конкуренции, положил в карман дополнительные доходы?
Фото i.ua Нужно ли для этого конфликтовать с зарубежными партнёрами, которые в ответ могут ввести ограничения на импорт какой-нибудь украинской продукции, например, продтоваров или металлопроката? Наконец, свобода международной торговли как раз и придумана для того, чтобы потребитель имел возможность получать наиболее оптимальный для него товар по минимально возможной цене, независимо от страны происхождения. Такая позиция, несомненно, имеет право на существование: свой кошелёк ближе к телу, и любой продукт проще купить, чем сделать самому. Но сейчас она просто губительна для отечественной экономики. Начиная с 2005 года, Украина покупает за рубежом больше, чем продает туда сама. В 2012 году отрицательный торговый баланс превышал 1 млрд долл. в месяц. Безусловно, наибольший вклад в эту сумму делает импортный природный газ, и переход на рыночные принципы ценообразования, инициированный украинской стороной в 2005 году, был ужасной роковой ошибкой. Но проблема не только в этом. На протяжении последнего десятилетия Украина постепенно теряет собственную промышленность под натиском транснациональных корпораций, которые заняли доминирующие позиции на потребительском рынке. Если проанализировать структуру украинского импорта, становится откровенно страшно: Украина во всём зависит от поставок из-за рубежа. Затраты на закупки автомобилей уступают лишь плате за российский газ. Ежегодно почти миллиард расходуется на лекарства. Сотнями миллионов долларов измеряется импорт бытовой и сельхозтехники, мобильных телефонов, бытовой электроники и даже моющих средств и памперсов. Полбеды, если бы этот импорт покрывался экспортом. Наконец, Россия тоже многое завозит из-за границы, но расплачивается за всё это нефтью и газом. А многомиллиардный японский импорт энергоносителей, сырья и продовольствия оплачивается за счёт продажи готовой промышленной продукции. Но в украинском экспорте почти половина поставок приходится на чёрные металлы, минеральное сырьё и химическую продукцию, чуть больше 20% - на продукцию машиностроения. Причём почти треть продукции машиностроения по стоимости - это железнодорожные локомотивы и вагоны. Всё это - так называемые инвестиционные товары, спрос на которые напрямую зависит от состояния мировой экономики. Она сейчас находится в кризисе, выхода из которого не видно. Можно предположить, что конъюнктура на рынках основных экспортных товаров Украины в ближайшее время не улучшится. Следовательно, наращивать экспорт, чтобы оплатить за его счёт растущие импортные закупки, будет всё сложнее. При этом не стоит забывать, что в 2013 году Украине придется отдать по внешним долгам 9 млрд долл.. Введение 50-процентной обязательной продажи валюты было необходимостью. Но это ещё не всё. Тотальное господство импорта на отечественном рынке вынуждает правительство и Нацбанк любой ценой удерживать курс национальной валюты. Хотя МВФ давно советует Украине отпустить гривню в свободное плавание, чтобы за счёт девальвации поддерживать экспортёров и исправить торговый баланс.
Фото blogspot.com К сожалению, этот инструмент, который широко применяется в мировой практике, Украине не подходит. Снижение курса гривны непременно вызовет скачок цен на широчайший диапазон товаров: от бензина и газа до косметики. К тому же многие отечественные предприятия зависят от импорта сырья, комплектующих и оборудования. Поэтому ослабление гривни станет для отечественной экономики сильным шоком, избежать которого надо всеми возможными способами. В том числе - за счёт снижения давления на гривню через ограничение импорта. Так, от этого в определённой степени пострадают украинские потребители, но в противном случае им грозит опасность девальвации. Впрочем, движение за пересмотр членства Украины в ВТО следует рассматривать лишь как часть широкого комплекса мер, направленных на поддержку отечественного производителя. В 2012 году правительство инициировало разработку ряда отраслевых программ импортозамещения, направленных на создание или развитие важных производств. Очевидно, задачей на 2013 год должно стать наполнение этих программ конкретным содержанием. В начале декабря президент Виктор Янукович подписал закон о внесении изменений в таможенный тариф. Документ предусматривает обнуление пошлин на ряд товаров, например, марганцевую руду и некоторые виды электродвигателей и подшипников, но повышает - максимум до 10% - тарифы почти на сотню других позиций. Среди них, в частности, электровозы, трамвайные вагоны, буксиры, плавучие или подводные буровые платформы. Возможно, если бы этот закон был принят ранее, власти не покупала бы для "Евро-2012" корейские скоростные поезда, которые, как выяснилось, не выдерживают суровых условий украинской зимы, и не тянула бы несколько из Сингапура буровые установки для черноморского шельфа, а заказала бы эти изделия отечественным компаниям.
Фото УП Но здесь возникает всё тот же "проклятый" вопрос: а зачем обязательно поддерживать украинского производителя, если купить необходимый товар быстрее и проще? И вообще - стоит ли помогать промышленникам, когда во всех развитых странах наибольшая доля ВВП давно приходится на сферу услуг? Да, стоит! Потому что, пытаясь развиваться по "постиндустриальной" модели, Украина зашла в тупик. Сфера услуг в передовых западных странах - это, прежде всего, малый и средний бизнес, который существует благодаря высоким доходам населения. А планку высоких зарплат в Европе и США всегда задавали высокотехнологичные отрасли, в которых доля оплаты труда в стоимости готовой продукции относительно мала. Украина с ее полусырьевой экономикой и высоким "коррупционным налогом" просто не может обеспечить большей части населения приемлемый уровень доходов. Именно бедность является главным барьером на пути развития малого бизнеса в Украине. Если бы не 5-7 миллионов наших соотечественников, работающих за рубежом, мы бы имели уровень безработицы, который можно сравнить с Грецией или Испанией: 25% и более, а среди молодежи - более 50%. Однако снижение социальной напряженности за счёт трудовой миграции тоже имеет свою цену. В Украине осталось крайне мало крупных производств, способных формировать госбюджет своими налогами. Между тем, в 2013 году нехватка средств для финансирования важнейших государственных расходов станет серьезной проблемой. Почти каждая пятая гривня в бюджете-2013 пойдёт на пенсии. Но откуда взять на них деньги, если численность работающих и пенсионеров почти сравнялась, а те, которые могли бы наполнять пенсионный фонд своими отчислениями, работают за границей, поскольку не могут найти применение своим знаниям и умениям дома? Конечно, постоянный дефицит государственных финансов в значительной мере объясняется массовым вывозом прибылей в оффшоры, но, по крайней мере, резерв для увеличения доходов казны здесь теоретически есть. Малый и средний бизнес, задействованный преимущественно в сфере услуг, не может быть серьёзным налогоплательщиком. Поэтому Украине необходимо воссоздавать своё производство, используя для этого все возможные инструменты. И повышение пошлины, которое частично увеличивает конкурентоспособность отечественных производителей по сравнению с глобальными транснациональными корпорациями, - лишь один из них. Необходимо воспользоваться опытом модернизации Турции, Малайзии, Кореи, бороться с коррупцией, создавать частно-государственные партнёрства, обязывать частный бизнес в ответ на предоставление государственной поддержки внедрять новые технологии, модернизировать производство и создавать новые рабочие места.
Фото УП Конечно, так можно будет поднять лишь несколько отраслей, поэтому правительство должно определить эти новые зоны роста. Новое украинское производство не может быть просто импортозамещающим. Из-за бедности отечественный внутренний рынок очень узкий, поэтому компания, которая ориентируется только на него, не может быть по-настоящему эффективной. Она постоянно будет нуждаться в поддержке, чтобы выдерживать конкуренцию со стороны импорта. Чтобы созданные в Украине отрасли стали по-настоящему сильными, они должны ориентироваться не только на внутренний рынок, но и на экспорт. В связи с этим Россия и другие страны СНГ представляются более привлекательным и выгодным рынком, чем ЕС. Европейские компании в 1990-х годах и в начале 2000-х годов вынесли значительную часть производств в Турцию и страны центральной Европы, поэтому ниша поставщиков промышленных изделий в зажиточные государства "ядра" ЕС занята. Учитывая кризис в ЕС, новое "окно возможностей" там может открыться нескоро. Безусловно, путь восстановления украинского производства будет непростым. Просчёты возможны, но не ошибается только тот, кто ничего не делает.
Василий Горбаль, народный депутат шестого созыва Вернуться назад |